Статья 42.10. Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

Содержание
  1. Согласование границ земельного участка при межевании | Журнал кадастрового инженера
  2. С кем проводить согласование границ участка?
  3. Способы согласования границ земельного участка
  4. В каких случаях можно подать объявление в газету?
  5. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
  6. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:
  7. Акт согласования местоположения границ
  8. Особенности подготовки межевых планов в связи с уточнением местоположения границ земельных участков
  9. 1. В каких случаях возможно уточнение местоположения границ земельного участка?
  10. 2. Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении
  11. Проведение межевания земельных участков по новым законам РФ
  12. Федеральный Закон №218-ФЗ от 13.07.2015 года
  13. Что именно регулирует
  14. Внесение данных
  15. Исправление ошибок
  16. Документы
  17. Кто имеет право регистрировать недвижимость
  18. Можно ли узаконить землю без документов?
  19. Незаконность процедуры
  20. Федеральный Закон №221-ФЗ (от 24.07.2007 года
  21. Что регулирует
  22. Требования к кадастровой деятельности
  23. Законодательно установленный порядок согласования границ
  24. Публикация в газете
  25. Акт согласования
  26. Образец
  27. Изменения
  28. Является ли определение границ обязательной процедурой
  29. Стоимость
  30. Заключение
  31. Позиция СРО о полномочиях кадастрового инженера на подтверждение существования границ 15 и более лет
  32. Теперь подробно с отсылкой к нормам действующего законодательства
  33. Незаконность приведенного решения о приостановлении (отказе):

Согласование границ земельного участка при межевании | Журнал кадастрового инженера

Статья 42.10. Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

Рассмотрим в данной статье, что является согласованием границ земельного участка, и в каких случаях его нужно проводить.

Допустим, вы заказали межевание земельного участка, чтобы внести сведения о его границах в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Начальным этапом является геодезическая съемка земельного участка, после чего кадастровый инженер считает площадь участка и длины его сторон.

После составляется Акт согласования местоположения границ земельного участка с указанием фамилий соседей, с которыми нужно провести согласование (взять подписи).

!!!Проставление своей личной подписи в акте согласования границ означает, что вы согласны с положением забора, который установлен на местности (с фактическими границами земельного участка).

Собственники смежных участков имеют право согласовывать только смежную часть границы уточняемого земельного участка, то есть ту ее часть, которая является также и частью их участка.

Собственники смежных участков не имеют право представлять возражения в отношении частей границ, которые не являются смежными с их участками, а также ставить свою подпись в Акте на возмездной основе.

С кем проводить согласование границ участка?

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1)собственности;

2)пожизненного наследуемого владения;

3)постоянного (бессрочного) пользования;

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Лица, которым не предоставлены смежные участки на правах, указанных выше, не вправе согласовывать смежные границы.

Информацию о собственниках собирает кадастровый инженер, заказывая выписки на смежные участки из Росреестра.

Способы согласования границ земельного участка

Существует два способа согласования границ земельных участков. Кадастровый инженер самостоятельно выбирает способ согласования. Рассмотрим каждый их них.

1 способ. Согласование границ в индивидуальном порядке.

Этот способ самый удобный и быстрый, и предполагает, что подпись каждого заинтересованного лица собирается по отдельности. То есть не нужно собирать всех соседей в одном месте и предварительно уведомлять их.

2 способ. Проведение собрания заинтересованных лиц.

Этот способ менее популярен, однако в некоторых случаях его невозможно избежать (например, если один из соседей находится в другом городе, или его местонахождение неизвестно).

В данном случае кадастровый инженер просматривает выписки из ЕГРН на каждый смежный земельный участок и проверяет наличие информации об адресе электронной почты или о почтовом адресе всех соседей.

Если на все смежные участки такая информация есть, то кадастровый инженер вручает заинтересованным лицам Извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ под расписку, либо направляет Извещения по адресу электронной почты или почтовому адресу, которые указаны в выписках из ЕГРН, с уведомлением о вручении.

В каких случаях можно подать объявление в газету?

Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1)в ЕГРН отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Тут можно отметить, что если в Росреестре хотя бы на одного соседа отсутствуют сведения о его контактах (электронной почте и почтовом адресе), то можно смело подавать объявление в газету.

Однако тут есть два нюанса. Первый – объявление платное (порядка 2000руб.). Второй – ждать после размещения объявления нужно ровно один месяц. Если в течение месяца к кадастровому инженеру не поступили возражения относительно границ уточняемого земельного участка, граница считается согласованной.

В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1)сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2)сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3)кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

4)порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5)место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания.

!!!Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1)проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2)обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (если сведения о собственнике отсутствуют в ЕГРН).

Акт согласования местоположения границ

Акт согласования местоположения границ оформляется на обороте Чертежа земельного участка.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования.

Еслинадлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. Кадастровый инженер прикладывает к межевому плану документы, подтверждающие соблюдение порядка извещения указанного лица.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом, и такое лицо представило в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются кадастровым инженером к межевому плану. 

Все споры по границам земельных участков решаются в судебном порядке!

Источник: https://cadastral-engineer.ru/soglasovanie-granic-zemelnogo-uchastka-pri-mezhevanii/

Особенности подготовки межевых планов в связи с уточнением местоположения границ земельных участков

Статья 42.10. Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

Уточнение границ земельного участка – это важная и необходимая процедура для собственника участка, которая позволяет ему решить следующие задачи:

  • предотвратить споры о границах земельных участков со смежными землепользователями;
  • свободно распоряжаться земельным участком, в том числе преобразовывать его путем раздела, выдела, объединения с другими смежными участками;
  • получить разрешительную документацию при возведении объектов капитального строительства;
  • уменьшить риск признания возведенных построек самовольными (например, как установленных на недостаточном расстоянии от границы участка).

В данном материале мы рассмотрим вопросы, связанные с подготовкой межевых планов земельных участков и осуществлением государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, в том числе в случаях выявления несоответствия установленных границ земельного участка его фактическому положению на местности.

1. В каких случаях возможно уточнение местоположения границ земельного участка?

Уточнение местоположения границ земельного участка – это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.

В соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости ( ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (Закон о регистрации)) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.

Такое уточнение не связано с образованием новых земельных участков при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый участок сохраняется в измененных границах.

Осуществляться уточнение местоположения границ может только в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестре недвижимости (ЕГРН), при условии, что такие сведения не соответствуют установленным законом требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90). Иными словами, уточнение допускается не только в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, но и в случае, если их местоположение не соответствует установленным требованиям к точности.

Итак, уточнение местоположения границ земельного участка возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка);
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, в случае пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства – самовольного занятия земельных участков);
  • по вступившему в законную силу решению суда.

Указанные обстоятельства являются основанием для выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

Чтобы избежать земельных споров с соседями, невольного нарушения земельного законодательства,  не столкнуться с прочими негативными последствиями неустановленных границ земельного участка, рекомендуем Вам своевременно провести работы по уточнению местоположения границ.

Для начала удостоверьтесь, что сведения о Вашем земельном участке внесены в ЕГРН и описание его границ нуждается в уточнении.

Сделать это можно самостоятельно либо, прибегнув к помощи опытных специалистов нашего проекта – закажите “ПАСПОРТ ОБЪЕКТА” и получите в течение 1-2- дней всю необходимую информацию вместе с рекомендациями в одном документе.

2. Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении

Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен Законом о регистрации (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации), а также Требованиями к подготовке межевого плана (п. 70 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921).

Так, в соответствии с Законом о  регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. В свою очередь, при отсутствии в проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).

Таким образом, на сегодняшний день законодатель в порядке приоритетности определяет следующие способы установления границ земельных участков:

  1. установление границ на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
  2. установление границ исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;
  3. установление границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  4. установление границ в соответствии с фактическим землепользованием (границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения).

Подробнее…

Природными объектами являются объекты местности, возникшие без участия человека в силу природных явлений (например, складки местности, бровки оврагов и иные элементы ландшафта), позволяющие идентифицировать границу земельного участка (в том числе с помощью картографического материала), а объектами искусственного происхождения являются объекты, расположенные на поверхности земли, созданные трудом человека, например ограждения, стены зданий и иные конструктивные элементы разграничивающего характера.

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/osobennosti-podgotovki-mezhevykh-planov-v-svyazi-s-utochneniem-mestopolozheniya-granits-zemelnykh-uch/

Проведение межевания земельных участков по новым законам РФ

Статья 42.10. Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

Федеральные законы №221-ФЗ и №447-ФЗ регулируют все нюансы кадастровой деятельности в нашей стране.

Первый был принят в 2007 году, последние изменения внесены не так давно.

Второй содержит изменения и дополнения к этому закону, самым существенным из которых является глава о комплексных кадастровых работах.

Он был принят в 2014 году, в 2016 — изменен.

Федеральный Закон №218-ФЗ от 13.07.2015 года

Этот закон напрямую касается сделок с земельными участками, поскольку они также являются недвижимостью и на них можно оформить право собственности.

Существует ряд участков, которые находятся в пользовании владельцев. По ФЗ №218 их нельзя продать до тех пор пока участок находится в собственности муниципалитета, а не настоящего владельца.

Что именно регулирует

Федеральный закон «О госрегистрации недвижимости» регулирует отношение между гражданами и юридическими лицами в связи с возникновением права собственности. Любая недвижимость должна быть юридически закреплена за собственником.

Право возникает после процедуры регистрации и внесения данных в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Любая сделка с недвижимостью, в том числе в земельным участком, считается заключенной только при условии государственной регистрации.

Государственный реестр недвижимости — это обширная и самая достоверная база данных, в которой находятся сведения обо всех зарегистрированных объектах недвижимости.

С начала 2017 года ЕГРН объединяет госкадастр и реестр прав.

Документом, который подтверждает наличие сведений, является выписка из ЕГРН. Основная информация из реестра является общедоступной.

Вместо Свидетельства о праве собственности сейчас выдается выписка из ЕГРН. Оба документа являются одинаково юридически значимыми.

В ЕГРН содержатся следующие данные о земельном участке:

Внесение данных

Для того, чтобы внести новые данные в ЕГРН нужны следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • документы, данные из которых будут внесены (например, межевой план, договор купли-продажи);
  • решение суда (при решении дела через суд).

После обработки данные вносятся в базу данных.

Исправление ошибок

Ошибки в ЕГРН могут быть техническими и реестровыми. Первые могут возникнуть при неправильном внесении записи. Они исправляются после подачи заявления в Росреестр или через МФЦ.

Таким же образом корректируются реестровые ошибки, которые сильно изменяют информацию и возникает пересечение границ. Для подтверждения своих слов нужно предоставить документы или решение суда.

Для того, чтобы в полной мере распоряжаться землей, нужно оформить право собственности. Законом разрешено владение на праве пользования. Но для сделки продажи, дарения или завещания земельный участок нужно зарегистрировать в Росреестре.

Документы

Для регистрации земельного участка, также как и  остальных объектов недвижимости потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • заявление;
  • правоустанавливающие документы;
  • межевой план (если есть);
  • квитанция об уплате госпошлины.

Кто имеет право регистрировать недвижимость

Недвижимость регистрируется в отделениях федерального органа Росреестра. Они находятся в каждом городе.

Очень удобно оформлять право собственности через офисы МФЦ или «Мои документы».

Можно ли узаконить землю без документов?

Ответ зависит от характера получения земельного участка. Если земля была предоставлена в пользование еще в советское время, но документы потеряны, то нужно заняться их поиском для выписки дубликата. Для этого стоит обратиться в архив города.

Если владение участком основано на самозахвате (на бесхозных землях СНТ) и не причиняет неудобства другим соседям, то чтобы его узаконить нужно обратиться в отдел землеустройства муниципалитета. Придется предоставить веские доказательства и основания, что вы заботились об этой земле, как о своем.

Незаконность процедуры

В случае ненадлежащего оформления документов межевание может считаться несостоявшимся и незаконным. Чаще всего нарушается процедура подписания акта согласования с заинтересованными лицами, которыми являются соседи смежных участков.

Ответственность за межевание и составление документов для ЕГРН лежит на кадастровом инженере. В случае ошибки он несет имущественную ответственность и рискует лишиться квалификационного аттестата. Если причинен большой ущерб, то возможна уголовная ответственность.

Федеральный Закон №221-ФЗ (от 24.07.2007 года

Федеральный закон «О кадастровой деятельности» (ФЗ РФ №221) был принят и вступил в силу в 2007 году. С этого времени начался отсчет систематической кадастровой деятельности, которая стала прочно связана с регистрацией прав на земельные участки в рамках Росреестра.

Что регулирует

Государственный кадастр недвижимости был создан для того, чтобы переходящие права собственности на земельные участки организованно фиксировались на федеральном уровне.

Все детали кадастровой деятельности, в том числе межевание земельного участка, регулируются этим законом.

Согласно этому правовому акту для того, чтобы передать данные об участке в систематизированную базу данных, необходимо привлечь специалиста.

По закону право выполнять кадастровые работы имеет только кадастровый инженер.

В его обязанности входит осуществление процедуры межевания:

Надзор за объединениями кадастровых инженеров возложен на Росреестр и его отделения (статья 3.2 ФЗ РФ №221). Кадастровые инженеры не подчиняются напрямую этому федеральному органу, но постоянно взаимодействуют друг с другом для улучшения качества работы.

Требования к кадастровой деятельности

Кадастровая деятельность осуществляется саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров. Это означает, что компании создаются не «сверху», а по инициативе самих кадастровых инженеров.

Организации создаются на коммерческой основе и оказывают платные услуги населению и юридическим лицам по кадастровой деятельности.

Процедура межевания — это составная часть кадастровых работ.

Она осуществляется на добровольной основе.

Все требования к последовательности и оформлению этих работ изложены в законе и дополнительных правовых актах Министерства экономического развития.

ФЗ №221 перечисляет требования к кадастровым инженерам:

  • гражданство РФ;
  • наличие квалификационного аттестата;
  • высшее образование;
  • опыт помощника кадастрового инженера от 2 лет;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие дисквалификации по профессии;
  • договор страхования гражданской ответственности.

Между владельцем земельного участка и саморегулирующей организацией заключается договор подряда, по которому кадастровый инженер обязуется провести кадастровые работы за установленную плату.

Для определения цены составляется подробная смета. Количество кадастровых работ в каждом случае индивидуально, поэтому их стоимость также отличается.

Сведения, которые попадают в базу данных государственного кадастра становятся общедоступными, то есть публичными.

Кадастровые работы состоят из нескольких этапов:

  1. Подготовительные работы. Владелец участка обращается с заявлением в коммерческую организацию кадастровых инженеров. Далее заключается договор между заказчиком и исполнителем. Возможно внесение предоплаты. Кадастровый инженер изучает документы по участку.
  2. Непосредственно выезд на участок. Определение границ на местности, установка колышков, определение площади участка. В некоторых случаях оформление акта согласования.
  3. Обработка всех данных и оформление документов по ним.
  4. Передача сведений в Росреестр.
  5. Обработка всех данных, присвоение кадастрового номера, внесение сведений в ЕГРН.

Тем, чьи участки были внесены в госкадастр по упрощенной схеме, то есть без межевания, необязательно прибегать к этой процедуре.

Законодательно установленный порядок согласования границ

Порядок действий при согласовании и установлении смежных границ с соседями зависит от того, каких вы добились результатов при переговорах с ними.

Самым целесообразным является устное соглашение о том, где будет проходить граница. Оно предполагает взаимные уступки.

Согласование проводится в письменной форме.

Кадастровым инженером заполняется акт согласования, который имеют право подписать (кроме заказчика и исполнителя):

  • собственники смежных участков;
  • пользователи на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования;
  • арендаторы (при сроке аренды более 5 лет);
  • их представители (доверенность должна оформляться нотариально).

По выбору кадастрового инженера проводится собрание или вопрос решается в индивидуальном порядке. Заинтересованные лица (соседи) вызываются для согласования путем вручения извещения под расписку.

Публикация в газете

В случае, когда адрес владельцев смежных участков неизвестен, допускается другая форма извещения. В статье 39, пункте 8 ФЗ РФ №221 описываются обстоятельства, при которых можно опубликовать извещение о предстоящем собрании в газете.

Бывают случаи, когда адрес отсутствует как в Правлении СНТ, так и в базе данных ЕГРН. Значит, извещение невозможно вручить лично или направить по почте. В этом случае заказывают публикацию в газете не менее, чем за 30 дней о проведении собрания о согласовании.

Акт согласования

Акт согласования — это документ, предусмотренный статьей 40 ФЗ РФ №221. Его суть заключается в отсутствии возражений по границам участка. Подписывают акт согласования заинтересованные лица, соседи смежных участков.

При его оформлении соблюдаются следующие правила:

  • акт подписывают владельцы или пользователи соседних участков, но не их родственники;
  • в документ вписываются реквизиты каждого лица и ссылка на документ, который подтверждает их права на смежный участок;
  • акт оформляется на оборотной стороне чертежа межевого плана;
  • все возражения вписываются в документ.

Акт согласования — обязательная часть межевого плана.

Образец

Акт согласования содержит следующую информацию:

  • кадастровый номер участка заказчика;
  • площадь участка;
  • границы, которые подлежат уточнению;
  • реквизиты смежных участков: кадастровый номер;
  • ФИО заинтересованного лица, реквизиты документа, подтверждающего право собственности или номер доверенности;
  • отдельная колонка — подпись и число (для соседей);
  • напротив каждой фамилии — способ извещения.

Документ заверяется подписью и печатью кадастрового инженера и владельца участка.

Федеральный закон РФ № 447 «О внесении изменений в закон «О госкадастре недвижимости» был принят в конце 2014 года, последние редакции — в 2016 году. Речь идет о поправках в правовом акте, который был издан в 2007 году, ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости».

Изменения

В правовое постановление, которое регулирует кадастровую деятельность, были внесены следующие изменения:

  1. Уменьшились сроки постановки на кадастровый учет с 10 до 3 дней.
  2. Упорядочена система исправления ошибок в кадастре.
  3. Новая глава (гл.4.1) посвящена комплексным кадастровым работам. Это бесплатные работы, которые выполняются на территории кадастрового квартала или нескольких смежных.
  4. Срок государственной регистрации права сократился до 10 дней.

Все изменения были выработаны после анализа кадастровой деятельности за предыдущие годы. Они направлены на улучшение эффективности кадастрового учета.

Является ли определение границ обязательной процедурой

Межевание не является обязательной процедурой.

Есть ряд дачных участков в СНТ, которые не были размежеваны, но стоят на кадастровом учете.

На такие участки оформлено право собственности. В этом случае их можно продать, не проводя дополнительного определения границ.

Межевание делают также при спорных границах с соседями.

Перед продажей кому-либо собственного земельного участка не обязательно проводить межевание. Но нужно понимать, что эта процедура повысит рыночную цену вашего надела.

Стоимость

Услуги по межеванию обходятся владельцу участка недешево. Цены очень сильно колеблются в зависимости от:

  • региона;
  • площади;
  • очертания участка;
  • удаленности от города.

В среднем цена на услуги кадастрового инженера по межеванию садового участка за 6 соток обойдется в 10 тысяч рублей. Если конфигурация участка правильная, надел расположен в черте города, то цена может быть около 5 тысяч.

Но даже такая сумма у пенсионеров часто отсутствует. Поэтому нужно отнестись к вопросу межевания рационально. Если получен кадастровый паспорт и оформлено право собственности на садовый участок, то свой надел можно продать без межевания. Другой вопрос — будет ли он пользоваться спросом.

Однако на разных интернет-площадках сейчас настойчиво распространяются слухи об обязательном межевании и отсутствии отсрочки, в доказательство чего приводятся Федеральный закон №477. Этот закон приведен ошибочно, речь в нем идет об изменениях в Налоговом кодексе, а не госкадастре.

Новости тоже ошибочны, в законодательстве нет статьи, обязывающей проводить определение границ участка.

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается об особенностях проведения процедуры определения границ по новым законам.

Заключение

Создание кадастрового учета в том виде, в котором мы знаем его сейчас, было начато в более 10 лет назад. С тех пор он совершенствовался при помощи поправок, которые вносились в законы.

Большинство земельных участков поставлены на кадастровый учет. Межевание проведено меньше, чем в половине случаев.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/novye-zakony

Позиция СРО о полномочиях кадастрового инженера на подтверждение существования границ 15 и более лет

Статья 42.10. Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

Анализ информации по приостановлениям, позволяет выделить ряд вопросов, вводящих дополнительные (не установленные законом) требования к выполнению кадастровых работ.

В начале приведем Постановление № 18АП-1230/2019 18го Арбитражного апелляционного суда по делу № А47-7416/2018.

Теперь подробно с отсылкой к нормам действующего законодательства

Исходные данные:

К таким вопросам относится требование подтверждения границ на местности 15 и более лет при наличии правоподтверждающего документа. Полагаем целесообразным рассмотреть на примере формулировки из приостановления:

«Правила оформления межевого плана объекта недвижимости (далее – межевой план) установлены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке (далее – Требования к межевому плану)».

В нарушение п.70 Требований в реквизитах «InputData» и «Conclusion» xml-схемы межевого плана отсутствует информация (реквизиты) о документах, подтверждающих местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет».

Проведя всесторонний анализ действующего законодательства, считаем необходимым обратить внимание на необоснованность указанной формулировки, превышение пределов правовой экспертизы документов со стороны государственного регистратора и, как следствие, – незаконность решения о приостановлении (отказе):

Согласно ч.3 ст.67 Федерального закона от 13.07.

2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (Далее – Закон о регистрации) – « Государственный регистратор прав несет ответственность , установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав».

Таким образом, предел правовой экспертизы регистратора ограничен основаниями, перечисленными в ст.27 (ч.1 ст.26) Закона о регистрации. При этом ни в одном из этих пунктов не предусмотрена возможность отказа в государственном кадастровом учете на основании того, что кадастровым инженером нарушены нормы, связанные с установлением границ земельного участка.

Кадастровый инженер является лицом наделенным специальным правом на проведение работ по определению местоположения границ земельного участка (ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (Далее – Закон о кадастровой деятельности), и вмешательство в его деятельность недопустимо.

Таким образом, вопросы определения местоположения границ земельных участков, тем более установление достаточных или недостаточных сведений (документов) для выполнения кадастровых работ являются исключительной компетенцией кадастрового инженера и не могут являться предметом оценки регистрирующего органа и тем более не являются основанием для отказа.

Вместе с тем, в случаях нарушения кадастровым инженером порядка (алгоритма) производства кадастровых работ, государственным регистратором может быть подана жалоба в саморегулируемую организацию, в которой состоит кадастровый инженер, которая, согласно  п.2 ч.8 ст. 30 Закона о кадастровой деятельности, наделена соответствующими контрольными функциями.

Аналогичной позиции придерживается 18 Арбитражный апелляционный суд в постановлении по делу А47-7416/2018:

Наряду с этим, апелляционный суд соглашается с правовой позицией заявителя о том, что определение местоположения границ земельного участка, исходя из части 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ и части 4.2. статьи 1 Федерального закона от 24.07.

2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», является компетенцией кадастрового инженера, а нормы части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ устанавливают алгоритм определения местоположения земельного участка при межевании, и правоустанавливающий документ на земельный участок является одним из документов, позволяющих определить местоположение.

При отсутствии у регистрирующего органа достоверных сведений о неправильном определении местоположения земельного участка по результатам межевых работ, препятствующих проведению кадастрового учета земельного участка, основания для оценки действия кадастрового инженера в части полномочий по определению местоположения объекта недвижимости при проведении регистрационных действий отсутствуют».

Незаконность приведенного решения о приостановлении (отказе):

Государственный регистратор в решении указывает, что в сведениях межевого плана отсутствуют реквизиты документов, подтверждающих местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет. В обоснование такого требования ссылается на п.70 Требований к подготовке межевого плана и ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости.

Однако, согласно ч.10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости:

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Требование о необходимости подтверждения местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет возникает лишь по совокупности двух обстоятельств:

  1. отсутствует документ подтверждающий право;
  2. имеется документ, определивший местоположение границ земельного участка при его образовании, но в нем отсутствуют сведения о местоположении (координаты).

Результатом вольного изложения в тексте решения об отказе нормы ч.10 ст.

22 Закона о регистрации недвижимости, Регистратор обязывает кадастрового инженера руководствоваться документами, которые не поименованы в такой норме или же необходимость использования которых наступает при отсутствии документа, подтверждающего право.

При этом, в нарушение установленного в Законе, Регистратор ограничивает рамки сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право, необходимые для кадастрового инженера для проведения кадастровых работ.

Очевидным представляется логичность и дальновидность законодателя, ведь именно документ подтверждающий право содержит достаточные для определения местоположения границ сведения, а именно: сведения о субъекте права (фамилия, имя, отчество для физического лица и наименование и ОГРН для юридического), сведения об объекте права (адрес, площадь).

Согласно ч.8 ст.22 Закона о регистрации недвижимости:

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. 4.2. ст. 1 Закона о кадастровой деятельности:

В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка».

Согласно п. 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г.

№ 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения” (далее – Приказ 90):

Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее – характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно п. 3 Приказа 90:

Координаты характерных точек определяются следующими методами:

  1. геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);
  2. метод спутниковых геодезических измерений (определений);
  3. фотограмметрический метод;
  4. картометрический метод;
  5. аналитический метод».

Таким образом, законодателем кадастровому инженеру вменена обязанность по определению координат характерных точек границ земельного участка в соответствии с методами, приведеннвыми в Приказе 90. Поименованные в ч.10 ст.22 Закона о регистрации документы лишь помогают кадастровому инженеру в исполнении этой обязанности.

Существо обязанности кадастрового инженера по использованию исходных документов, указанных в ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости сводится к следующему:

  • Кадастровый инженер исследует вопрос наличия/отсутствия документа, подтверждающего право.

    При этом, для идентификации границы земельного участка на местности и проведения работ по определению его границ (Приказ 90), кадастровый инженер:

  • обращается к субъекту права, сведения о котором содержатся в документе, подтверждающем право;
  • выезжает на местность (Приказ 90) по адресу, указанному в документе, подтверждающем право и инструментально (с использованием поименованных в межевом плане приборов) определяет координаты характерных точек границ такого земельного участка (ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности, Приказ 90);
  • по результатам определения координат производит расчет площади земельного участка (ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности);
  • сравнивает полученное значение площади с тем, которое содержится в документе, подтверждающем право и при изменении значения площади, указанной в документе, подтверждающем право на величину, в допустимых пределах (п.32 ч.1 ст.26 Закона о регистрации недвижимости);
  • подготавливает акт согласования границ земельного участка и проводит процедуру согласования установленных границ с заинтересованными лицами (ст.39 Закона о кадастровой деятельности).

Для исполнения предусмотренной ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности нормы необходимым и достаточным является наличие документа, подтверждающего право, содержащего сведения о субъекте права и объекте права.

В случаях отсутствия документа, подтверждающего право (во втором приближении, когда сведения о земельном участке содержатся в ЕГРН, но сведения о правообладателях отсутствуют) согласно ч.

10 ст.22 Закона о кадастровой деятельности, кадастровому инженеру надлежит руководствоваться сведениями из документа, определявшего местоположение границ земельного участка при его образовании.

Документы, определявшие местоположение границ земельного участка при образовании (это документы, в соответствии с которыми земельные участки формировались) делятся на две категории:

  • документы об образовании земельного участка, в которых содержатся координаты (=сведения о местоположении согласно ч.8 ст.22 Закона о кадастровой деятельности) и которые начали изготавливаться муниципалитетами с 01 марта 2015 года во исполнение Приказа Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762 “Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе”.
  • документы об образовании земельного участка, в которых не содержатся сведения о координатах (=сведения о местоположении границ согласно ч.8 ст.22 Закона о регистрации недвижимости) и которые издавались в разные периоды времени различными уполномоченными органами (Администрации, РайКомЗемресурсы и т.д.). Например, к таким документам относятся документы-основания для выдачи свидетельства образца 90-х годов.

Согласно п.70 Требований к подготовке межевого плана, в разделе «Исходные данные» межевого плана указываются реквизиты документов, использованных кадастровым инженером во исполнение ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости.

Сама формулировка (конструкция нормы) п.70 Требований исключает необходимость включения в состав межевого плана таких документов, а равно не предполагает любые оценочные суждения относительно их состава со стороны государственного регистратора: указываются реквизиты исходных документов, а не сам документ.

По мнению Союза‚ в указанной ситуации‚ основание приостановления (отказа) не обосновано. Будь в курсе! Вступай в сообщество самого демократичного СРО кадастровых инженеров! Сообщество создано для информационного обмена, диалога, обсуждения проблемных вопросов отрасли, консультирования и просто общения приятных во всех отношениях людей ) ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Источник: https://kiportal.ru/stati/stati-i-analitika/poziciya-sro-v-chasti-polnomochij-kadastrovogo-inzhenera-na-podtverzhdenie-sushchestvovanie-granic-15-i-bolee-let.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: