Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

Содержание
  1. Спецоценка условий труда. Часть 2 – Статьи газеты «Солидарность»
  2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
  3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
  4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СОУТ
  5. Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя
  6. Какие работодатели  и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда
  7. Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда
  8. Проводить оценку условий труда – обязанность работодателя!
  9. Что такое спецоценка?
  10. Кто регламентирует порядок проведения СОУТ?
  11. Кому не нужно проводить спецоценку рабочих мест?
  12. Сроки и частота проведения
  13. Санкции за работу без спецоценки
  14. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
  15.  1. Работодатель вправе:
  16. 2. Работодатель обязан:
  17. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
  18. Кому необходимо проводить СОУТ?
  19. Всем ли организациям необходимо проводить СОУТ?
  20. Когда нужно проводить СОУТ?
  21. Какие штрафы за несвоевременное проведение СОУТ?
  22. Как сегодня можно сэкономить на СОУТ?
  23. Сравнение редакций статьи 4 «Федеральный закон “О специальной оценке условий труда” (СОУТ)»
  24. Специальная оценка условий труда (СОУТ)
  25. I Определяем опасные факторы
  26. II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника
  27. III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов
  28. IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ
  29. Кому следует организовывать СОУТ?
  30. Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
  31. Порядок проведения специальной оценки условий труда

Спецоценка условий труда. Часть 2 – Статьи газеты «Солидарность»

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – ФЗ о СОУТ) регулирует, в частности, вопросы организации ее проведения, устанавливает соответствующие права и обязанности как сторон трудовых отношений, так и организации, проводящей СОУТ. Рассмотрим эти вопросы в данной части публикации.

Продолжение. Начало в “Солидарности” № 4, 2014

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

Организация и финансирование специальной оценки условий труда (СОУТ) является обязанностью работодателя.

Но осуществляется СОУТ работодателем совместно с привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, имеющей право проводить СОУТ.

Работодатель может одновременно привлекать несколько таких организаций. Эти организации должны соответствовать многочисленным требованиям, установленным законодательством (их мы рассмотрим ниже).

Работодатель обязан проводить СОУТ на каждом рабочем месте не реже раза в пять лет (ч. 4 ст. 8 ФЗ о СОУТ). Данный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Напомним, что в соответствии с переходными положениями ст.

27 ФЗ о СОУТ работодатели, которые до вступления в силу этого закона провели аттестацию рабочих мест, не обязаны проводить СОУТ в течение 5 лет со дня завершения аттестации, но вправе это сделать.

В определенных случаях работодатель до истечения указанного пятилетнего срока обязан провести внеплановую спецоценку условий труда. Перечень таких случаев установлен ст. 17 ФЗ о СОУТ. К ним относятся:

– ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

– получение работодателем предписания госинспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с нарушениями требований ФЗ о СОУТ, выявленными в ходе федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, которые содержат нормы трудового права;

– изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, либо изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, либо изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты – если это способно повлиять на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

– произошедший на рабочем месте несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

– наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Последний пункт перечня предоставляет профсоюзам большие возможности влиять на результаты СОУТ, если есть основания полагать, что процедура оценки выполнена некачественно и что это может повлечь необоснованное ухудшение положения работников, уменьшение или отмену гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.

Внеплановая СОУТ должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

СОУТ осуществляется в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На сайте Минтруда опубликован приказ Минтруда России № 33н от 24.01.

2014 “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению”.

В ближайшее время, после регистрации в Минюсте РФ, данный приказ вступит в силу, после чего работодатели смогут в полном объеме приступить к СОУТ в соответствии с утвержденной методикой.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

Работодатель наделяется следующими правами:

– проводить внеплановую СОУТ в порядке, установленном ФЗ о СОУТ;

– требовать от организации, проводящей СОУТ:

а) документы, подтверждающие соответствие этой организации предъявляемым к ней требованиям (ст. 19 ФЗ о СОУТ);

б) обоснования результатов проведения СОУТ;

– обжаловать в порядке, установленном ст. 26 ФЗ о СОУТ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Работодатель обязан:

– обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой – в установленных ФЗ о СОУТ случаях (см. выше);

– предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором между работодателем и указанной организацией (ч. 2 ст. 8 ФЗ о СОУТ) и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также давать разъяснения по вопросам проведения СОУТ;

– не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, которые направлены на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на ее результаты;

– ознакомить в письменной форме работника с результатами СОУТ на его рабочем месте;

– давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;

– реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов СОУТ.

Работник в связи с проведением СОУТ имеет следующие права:

– присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;

– обращаться к работодателю, его представителю, к организации, проводящей СОУТ, к эксперту данной организации за разъяснениями по вопросам СОУТ на его рабочем месте;

– обжаловать результаты СОУТ на его рабочем месте в соответствии со ст. 26 ФЗ о СОУТ.

ФЗ о СОУТ устанавливает единственную обязанность работника в связи с проведением СОУТ: работник обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Можно сделать вывод, что ФЗ о СОУТ в определенной мере стимулирует работников к активному участию в проведении СОУТ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СОУТ

Данная организация вправе:

– отказаться в порядке, установленном ФЗ о СОУТ, от проведения спецоценки, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;

– обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти (и его территориальных органов), уполномоченного на госнадзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Организация, проводящая СОУТ, обязана:

– предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов СОУТ, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах;

– предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям к ней ФЗ о СОУТ;

– применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

– не приступать к проведению СОУТ либо приостанавливать ее проведение в случаях:

а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором между работодателем и данной организацией и характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения СОУТ;

б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором между работодателем и данной организацией;

– хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с ФЗ о СОУТ.

*   *   *

В целом установленные законом права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ, направлены на то, чтобы обеспечить получение максимально объективных результатов оценки условий труда, которые будут приняты как работодателем, так и работниками и их представителями в лице профсоюзов.

Продолжение следует

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/articles_3057.html

Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

1. Что представляет собой специальная оценка условий труда и какие организации и индивидуальные предприниматели должны ее проводить.

2. Для чего работодателю проводить специальную оценку условий труда.

3. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение специальной оценки условий труда.

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года.

Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье Новая форма отчета 4-ФСС с первого квартала 2014 года).

Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда.

 Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.

По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Какие работодатели  и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст.

4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д.

Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.

Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.).

! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).

Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда

Результаты проведенной специальной оценки используются в следующих случаях:

1. В качестве обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проведение обязательных медицинских осмотров) с целью их возмещения из ФСС.

Порядок возмещения подобных расходов за счет средств ФСС и перечень расходов, подлежащих возмещению, установлены Приказом Минтруда России от 10.12.

2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно п. 3 Правил страхователь имеет право возместить за счет ФСС, например, расходы на:

  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приобретение работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • и другие расходы, указанные в Правилах.

2. Для обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты работников, приобретение средств коллективной защиты, оборудование рабочих мест, например, осветительными приборами, оборудование зон отдыха и т.п.) в целях налогообложения.

3. Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Размеры дополнительных тарифов установлены  частью 2.1 ст. 58.

3 Федерального закона от 24.07.

2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса
Опасный48,0 процента
Вредный3.47,0 процента
3.36,0 процента
3.24,0 процента
3.12,0 процента
Допустимый20,0 процента
Оптимальный10,0 процента.

4. Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н.

В соответствии с ней конкретный размер скидки или надбавки устанавливается по решению ФСС в пределах 40 процентов от утвержденного страхового тарифа.

При этом надбавка устанавливается по инициативе ФСС, а скидка по заявлению страхователя.

5. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Источник: http://buh-aktiv.ru/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda-obyazannost-ili-vybor-rabotodatelya/

Проводить оценку условий труда – обязанность работодателя!

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
– А можно не надо?
– Надо, Федя, надо…!

С начала 2019 года специальная оценка условий труда (СОУТ) стала обязательной для всех организаций. Если раньше многие предприятия имели возможность вообще не проводить спецоценку, то теперь эта процедура стала законодательно установлена для всех.

Что нужно знать работодателю про СОУТ, рассказываем в этой статье.

В 2013 году был принят федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который предписывал компаниям осуществлять СОУТ. В первую очередь озадачиться должны были предприятия с вредными условиями труда и некоторые другие, которые были включены в перечень. Для остальных компаний обязанность проводить СОУТ была отложена до 31 декабря 2018 года.

Теперь жеспецоценка – обязательная процедура ДЛЯ ВСЕХ. Обратите внимание, что без проведенной специальной оценки условий труда не будет принятабухгалтерская отчетностькомпании (информация о СОУТ должна быть отражена в отчете4-ФСС)!

Что такое спецоценка?

Согласно ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать для своих сотрудников безопасные условия труда. Кроме всего прочего, одной из мер содействия такой безопасности является спецоценка рабочих мест, организовывать и финансировать которую также должен работодатель.

Если говорить научно, то специальная оценка условий труда – это регламентированный комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных и трудовых факторов.

То есть СОУТ позволяет оценить уровень воздействия вредных факторов на сотрудников и учесть отклонения от установленных нормативов безопасности условий труда. Таким образом, работодатель может отслеживать и документально обосновывать, что трудиться на него – безопасно, надёжно и вообще приятно.

Кто регламентирует порядок проведения СОУТ?

Чтобы вы знали, на что ориентироваться и ссылаться, мы оставили вам “источники”, в которых прописана вся официальная информация касательно СОУТ. Итак:

Общая информация содержится в ФЗ №426 “О специальной оценке условий труда»; методика проведения, правила составления отчета о проведении СОУТ, перечень вредных и опасных производственных факторов и прочая информация содержатся в приказах Минтруда №32н, №33н и №80н.

СОУТ должна проводиться на всех рабочих местах сотрудников, с которыми оформлены трудовые отношения. Спецоценка проводится работодателем совместно со специализированной организацией, занимающейся проведением СОУТ (поэтому без рекламы здесь не обойтись. Мы старались, но наш маркетолог сказал – надо):

Специалисты Lexintel помогут провести полный комплекс работ по СОУТ в Москве и Московской области. Мы проведем все необходимые подготовительные работы, осуществим оценку и анализ потенциально вредных и/или опасных производственных факторов, подготовим итоговый пакет документации по результатам проведенной спецоценки. Звоните: +7 (495) 252-10-09

Кому не нужно проводить спецоценку рабочих мест?

К счастью (или к сожалению) не все рабочие места обязательно оценивать. Не попадают под спецоценку рабочие места надомных и дистанционных работников, а также тех сотрудников, которые работают на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Фрилансер Коля может выдохнуть – никто не придёт к нему домой с проверкой рабочего места :)

Если на предприятии типовые (аналогичные) рабочие места, то проводится оценка только 20% от общего количества, но не менее двух рабочих мест. Результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Сроки и частота проведения

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже 1 раза в 5 лет. Однако существуют случаи, которые обязывают работодателя проводить СОУТ внепланово. Вот они:

В течение 12 месяцев необходимо провести спецоценку, если:

  • Были организованы и введены в эксплуатацию новые рабочие места;
  • Изменился технологический процесс, было заменено производственное оборудование, что могло оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных факторов на работников;

В течение 6 месяцев необходимо провести внеплановую спецоценку, если:

  • Работодатель получил предписание от госорганов о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявлением в ходе госпроверок каких-либо нарушений. Подробнее про проверки госорганами можно прочесть здесь;
  • Изменился состав применяемых материалов и сырья, что может оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников;
  • Изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, что также может оказать влияние на уровень вредных воздействий на работников;
  • На рабочем месте произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц) или было выявлено профессиональное заболевание, причиной которому стали вредные производственные факторы;
  • На спецоценке мотивированно настаивают профсоюз компании или иные представительные органы работников.

Санкции за работу без спецоценки

Помните, что с 1 января 2015 года в законодательстве установлена ответственность в сфере охраны труда и оговариваются штрафные санкции за работу без СОУТ.

Должностные лица и ИП должны будут выплатить до 10 000 рублей штрафа за отсутствие СОУТ и нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Юридическим лицам в таких ситуациях грозит штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.

Более ощутимые суммы грозят тем работодателям, которые допускают работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, а также без необходимых медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований: до 25 000 рублей для должностных лиц и ИП; до 130 000 рублей для юрлиц. То же самое касается и случаев, когда сотрудник допускается к работе при наличии медицинских противопоказаний.

Также штрафными санкциями караются необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (до 30 000 рублей для должностных лиц и ИП, до 150 000 рублей для юрлиц) и повторное нарушение (до 40 000 рублей или дисквалификация до 3 лет для должностных лиц, такой же штраф или приостановление деятельности до 90 суток для ИП, до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток для юрлиц).

Основаниями для проверки являются обращения работников, профсоюзов, работодателей, а также органов исполнительной власти, органов ФСС и др. Кроме того, поводом к проверке может стать решение суда.

Но бояться спецоценки не стоит! Не всё так страшно и сложно. Мы поможем :)

Доверьтесь профессионалам Lexintel – мы проведем СОУТ по всем правилам законодательства. Запишитесь на бесплатную консультацию прямо сейчас: +7 (495) 252-10-09

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cc2caa19a655700b38f3429/provodit-ocenku-uslovii-truda-obiazannost-rabotodatelia-5d9ee7a7c7e50c00af78c701

Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

26.04.2020 – 19:19

Трудовой кодекс РФ (разд. X) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) являются нормативной правовой основой СОУТ и регулируют порядок организации и проведения СОУТ, а также права и обязанности его участников.

СОУТ проводится совместно работодателем и независимой организацией (или организациями), которые привлекаются работодателем для проведения данной процедуры на основании гражданско-правового договора. Обязанности по организационному и финансовому обеспечению процедуры СОУТ возлагаются на работодателя.
Согласно ст.

8 Федерального закона № 426, СОУТ проводится с периодичностью не реже одного раза в пять лет.

СОУТ устанавливает организационные и правовые основы и порядок  проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности участников специальной оценки условий труда, определяет их правовое положение.

В СОУТ определено понятие «специальная оценка условий труда» – это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных или/и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценку уровня их воздействия на работника при учёте отклонения их от установленных значений.

По результатам проведённых специальных проверок условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. В отношении условий труда надомных, дистанционных работников и работников у работодателей-физических лиц, не являющихся предпринимателями специальная оценка условий труда.

 1. Работодатель вправе:

  1. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
  2. проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  3. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
  4. обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  5. требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – информационная система учета).

2. Работодатель обязан:

  1. обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
  2. предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  3. не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
  4. ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  5. давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  6. реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
  7. рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.

Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда

1. Работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также – эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в Федеральную инспекцию труда и в суд.

2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной СОУТ на его рабочем месте.

Кому необходимо проводить СОУТ?

ИП и компаниям всех организационных форм, у которых есть наемные сотрудники. Единственное исключение – рабочие места дистанционных или надомных работников. Для них спецоценку проводить не надо. Если у вас есть и удаленные сотрудники, и работники в офисе, от СОУТ освобождаются только рабочие места «удаленщиков».

Всем ли организациям необходимо проводить СОУТ?

Проведение специальной оценки условий труда обязательно для любой организации! Не важно, какая форма собственности, сфера деятельности и численность сотрудников в вашей компании – провести СОУТ обязан каждый руководитель. СОУТ не проводят в отношении надомных трудящихся, дистанционных работников и лиц, осуществляющих трудовые отношения с теми работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Когда нужно проводить СОУТ?

Новые организации должны провести специальную оценку условий труда в течение 12 месяцев с даты регистрации, такие же сроки установлены для новых рабочих мест. Потом его нужно делать каждые пять лет.

Какие штрафы за несвоевременное проведение СОУТ?

За отсутствие или непроведение специальной оценки условий труда предусмотрены штрафы по статье 5.27.1 КоАП: От 60 000 до 80 000 рублей на юр.лицо, а так же от 5 000 до 10 000 на должностных лиц.

Как сегодня можно сэкономить на СОУТ?

Мы экономим Ваш бюджет на СОУТ, сохраняя при этом качество нашей работы. Это можно сделать за счет оптимизации работ на аналогичных рабочих местах.

426-ФЗ разрешает выполнять специальную оценку условий труда только на 20% из них. Фактически будет проведена оценка нескольких рабочих мест, а вы заплатите только за одну карту.

Аналогичными признаются позиции, которые: Подробно расписываем.

Сравнение редакций статьи 4 «Федеральный закон “О специальной оценке условий труда” (СОУТ)»

Редакция статьи с 01.05.2016 г.

Источник: https://SpecLook.ru/ohrana-truda/sout/prava-i-obyazannosti-rabotodatelya-v-svyazi-s-provedeniem-specialnoj-ocenki-uslovij-truda

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры.  А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет?  Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике.

Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е.

будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ.

Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще).

Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%.

Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2.

Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ, причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах.

Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация.

Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(10 4,10 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/sout-dlya-kazhdogo-426-fz-o-spetcialnoy-otcenke-usloviy-truda/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: