Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Содержание
  1. Что ужесточит административную ответственность
  2. Когда правонарушению прибавляют «тяжести»
  3. Требование? Нет, не получали…
  4. 56. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
  5. 57. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
  6. 58. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  7. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
  8. Отягчающие обстоятельства: что это
  9. Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение
  10. Обстоятельства отягчающие административную ответственность
  11. Законодательная база: перечень отягчающих обстоятельств
  12. Практические примеры по каждому обстоятельству
  13. Игнорирование замечаний должностного лица
  14. Повторное совершение подобного проступка
  15. В действие вовлечен несовершеннолетний
  16. Действие выполнено компанией
  17. Проступок, совершенный в форс-мажорных обстоятельствах
  18. Проступок, совершенный в состоянии опьянения
  19. ссылкой:

Что ужесточит административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Административная ответственность может быть ужесточена, если по делу об административном правонарушении будут установлены обстоятельства, отягчающие ответственность.

Причем некоторые из них выявляются уже после совершения правонарушения на стадии рассмотрения дела из-за неверных действий привлекаемого к ответственности лица.

Что же такое отягчающие обстоятельства, какие они бывают и можно ли их избежать вовсе или хотя бы повлиять на их трактовку как незначительных?

Когда правонарушению прибавляют «тяжести»

Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства служат своеобразным индикатором опасности правонарушения и состояния «правового здоровья» привлекаемого к ответственности лица. Наличие смягчающих обстоятельств свидетельствует о «выздоровлении» правонарушителя или, по крайней мере, о легком «течении» отрицания закона, когда еще не все потеряно для будущего законопослушания.

Но есть и признаки, противоположные смягчающим, – отягчающие административную ответственность обстоятельства. Они, напротив, сигнализируют о нежелании уважать закон и тяжелом «течении» отрицания закона.

Конечно, не всегда их наличие свидетельствует о «неизлечимом» состоянии правонарушителя, но побуждает государство в лице соответствующих органов применить кнут пожестче для приведения нарушителя в чувство.

Правда, и тут проявляется гуманизм законодателя: перечень отягчающих ответственность обстоятельств приведен в ст. 4.3 КоАП РФ, и если мы его откроем, то заметим три интересных особенности:

1) перечень – закрытый (в отличие от смягчения нельзя признать отягчающим обстоятельство, если оно прямо не указано таковым в законе);

2) в зависимости от обстоятельств правонарушения отягчающее обстоятельство могут не признать таковым (обратите на это особое внимание – смягчающее обстоятельство по смыслу ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ не может «обнулиться» или превратиться в отягчающее, а отягчающее – может «испариться», как будто его и нет);

Судебная практика

Таможенный орган при вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности отметил такое отягчающее обстоятельство, как повторное совершение однородного правонарушения.

Суд счел возможным «обнулить» это обстоятельство из-за малозначительности правонарушения: обществом допущен незначительный пропуск срока предоставления документов (30 мин.

) и неблагоприятных последствий не наступило (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу № А23-5809/09А-18-288).

3) количество отягчающих обстоятельств, приведенных законодателем, меньше, чем смягчающих. В перечне в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ приведено лишь шесть обстоятельств.

Связаны такие особенности отягчающих ответственность обстоятельств, вероятно, с тем, что законодатель стремится в первую очередь исправить нарушителя, а не покарать. Он опасается, как упоминалось выше, добиться обратного эффекта, перегнув палку, потому и предусматривает как можно меньше случаев ужесточения наказания.

При этом из шести обстоятельств ст. 4.3 КоАП РФ лишь четыре сполна применимы к организациям 1:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного правонарушения;

3) совершение административного правонарушения группой лиц;

4) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Рассмотрим эти обстоятельства подробнее.

Требование? Нет, не получали…

Самый первый пункт в отягчающем перечне КоАП РФ – продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (п. 1 ч. 1 ст. 4.3).

Вероятно, его место на первой ступеньке не случайно.

Ведь речь, как видно из формулировок, идет об особом упорстве в несоблюдении закона: нарушителю указали, в чем оно заключается, но он все равно считает себя правым.

Практика ФАС России

Компания получила от ФАС России предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства: прекратить применение нормативного акта, который не должен был применяться в отношениях с потребителями, и произвести перерасчет платы за услуги.

Об устранении нарушений требовалось доложить в антимонопольный орган. Компания проигнорировала требования, что ФАС России посчитала отягчающим административную ответственность обстоятельством и назначила штраф в 25 млн руб. (постановление Тульского УФАС России от 29.04.

2020 по делу № 071/04/14.31-162/2020).

Источник: https://delo-press.ru/journals/law/vzaimootnosheniya-s-gosudarstvennymi-organami/50545-chto-uzhestochit-administrativnuyu-otvetstvennost/

56. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Обстоятельствами,отягчающими административнуюответственность, признаются:

1)продолжение противоправного поведения,несмотря на требование уполномоченныхна то лиц прекратить его;

2)повторное совершение однородногоадминистративного правонарушения, еслиза совершение первого административногоправонарушения лицо уже подвергалосьадминистративному наказанию, по которомуне истек срок, предусмотренный статьей4.6 настоящегоКодекса;

3)вовлечение несовершеннолетнего всовершение административногоправонарушения;

4)совершение административногоправонарушения группой лиц;

5)совершение административногоправонарушения в условиях стихийногобедствия или при других чрезвычайныхобстоятельствах;

6)совершение административногоправонарушения в состоянии опьянения.

Судья,орган, должностное лицо, назначающиеадминистративное наказание, в зависимостиот характера совершенного административногоправонарушения могут не признать данноеобстоятельство отягчающим.

Обстоятельства,предусмотренные частью 1 настоящейстатьи, не могут учитываться какотягчающие в случае, если указанныеобстоятельства предусмотрены в качествеквалифицирующего признака административногоправонарушения соответствующими нормамиоб административной ответственностиза совершение административногоправонарушения.

(статья4.3 КОАП РФ).

57. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Обстоятельствами,смягчающими административнуюответственность, признаются:

1)раскаяние лица, совершившегоадминистративное правонарушение;

1.1)добровольное сообщение лицом о совершенномим административном правонарушении;

2)предотвращение лицом, совершившимадминистративное правонарушение,вредных последствий административногоправонарушения, добровольное возмещениепричиненного ущерба или устранениепричиненного вреда;

3)совершение административногоправонарушения в состоянии сильногодушевного волнения (аффекта) либо пристечении тяжелых личных или семейныхобстоятельств;

4)совершение административногоправонарушения несовершеннолетним;

5)совершение административногоправонарушения беременной женщинойили женщиной, имеющей малолетнегоребенка.

2.Судья, орган, должностное лицо,рассматривающие дело об административномправонарушении, могут признать смягчающимиобстоятельства, не указанные в настоящемКодексе или в законах субъектов РоссийскойФедерации об административныхправонарушениях.

(статья4.2.КОАП)

58. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Четкоеопределение круга органов (должностныхлиц), правомоч­ных вести производствопо делам об административныхправонару­шениях, имеет важное значениедля обеспечения его эффективности.

Приэтом ведущая роль отводится вполнезакономерно судьям; их дея­тельностьпо рассмотрению и разрешениюадминистративных дел ха­рактеризуетсяв качестве существенной гарантии правпривлекаемых к административнойответственности лиц.

а) Судьи (вперспективе мировой судья) районных(городских) су­дов рассматриваютзначительное число административныхдел по пра­вонарушениям, посягающимна права граждан (например,наруше­ние избирательных прав,законодательства о труде и его охране,о соб­раниях, митингах, демонстрациях,шествиях и пикетировании, при­нуждениек участию или отказу от участия взабастовках и т.п.); на здоровье,санитарно-эпидемиологическое благополучиенаселения и общественную нравственность;на собственность;ос­новы коммерческойдеятельностифинансыи систему налогообло­жения;общественныйпорядок и общественную безопасность (напри­мер,мелкое хулиганство и т.п.).

Установлено,что дела об административныхправонарушениях, за совершение которыхпредусматривается административноевзы­скание в виде административноговыдворения изпределов Россий­ской Федерациииностранных граждан или лиц безгражданства, административногоареста либо конфискации или возмездногоизъятия предметов,являющихся орудием совершения илинепосред­ственным объектомправонарушения, лишенияспециального права, предоставляемоголицу, рассматриваются судьей.

б) Комиссиипо защите прав несовершеннолетних, образуемыеглавами районной, городской, районнойв городе администрацией сов­местнос соответствующими органами местногосамоуправления, расс­матривают делаоб административных правонарушениях,совершен­ных несовершеннолетними, атакже о неисполнении родителями илилицами, их заменяющими, обязательствпо содержанию и воспитанию несовершеннолетних,о вовлечении несовершеннолетних вупотребле­ние спиртных напитков илиодурманивающих веществ. Дела иногорода, например, о правонарушениях вобласти дорожного движения, рассматриваютсякомиссиями в тех случаях, когда орган(должност­ное лицо), к которому поступилодело, передает его на рассмотрениекомиссии.

в) ОрганыФедеральной инспекции труда приМинистерстве тру­да и социальногоразвития Российской Федерации (Рострудинспекции)рассматривают дела о нарушенияхзаконодательства о трудеи охране труда,а также о непредоставлении информации,необходимой для проведения коллективныхпереговоров и осуществления контроляза соблюдением коллективного договора,соглашения. От имени Феде­ральнойинспекции дела рассматривают Главныйгосударственный инспектор труда,руководители государственных инспекцийтруда, го­сударственные правовыеинспекторы труда, государственныеинспек­торы по охране труда.

г) Органывнутренних дел (милиции) рассматриваютзначитель­ное количество дел обадминистративных правонарушениях.

Напри­мер, это дела о незаконномприобретении или хранении наркоти­ческихсредств в небольших размерах, о потреблениинаркотических средств без назначенияврача, о мелком хищении, о незаконномпосе­ве и выращивании наркотикосодержащихрастений, о действиях, уг­рожающихбезопасности движения на железнодорожномтранспорте и полетов, а также на водномтранспорте, о нарушении правилгосударственной регистрации и прохождениягосударственного техни­ческогоосмотра транспортных средств, о превышенииустановленной скорости движения, онезаконной торговле товарами (инымипредме­тами), свободная реализациякоторых запрещена или ограничена, онезаконных операциях с иностраннойвалютой, о нарушении иммиг­рационныхправил и т.п.

д) Государственныеорганы, на которых возложено осуществ­лениеконтрольно-надзорных функций иполномочий. Это, например, органы санитарно-эпидемиологическогонадзора, государственного ветерина­рногоНадзора, государственного экологическогоконтроля, государст­венного контроляв сфере охраны и использования недр ит.д.

Источник: https://studfile.net/preview/5368971/page:28/

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, могут быть признаны в качестве таковых только при условии наличия их в статье 4.3 КоАП РФ, то есть ни суд, ни другой орган, наделенный правом привлечения по административным правонарушениям, не вправе расширять перечень, предусмотренный законом.

Отягчающие обстоятельства: что это

Наказание, устанавливаемое нормами КоАП России за совершение административных проступков, как правило, содержит ряд вариантов. Например, за остановку автомобиля в неположенном месте предусмотрена альтернатива: предупреждение или 500 рублей штрафа.

Выбор санкции зависит от множества факторов, и не последнее место среди них занимают обстоятельства, при которых совершено правонарушение. Статья 4.3 КоАП РФ перечисляет условия, при наличии которых к виновному с большой вероятностью будет применено максимально жесткое наказание, предусмотренное законом.

Таким образом, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, – это факты, увеличивающие уровень общественной опасности действий нарушителя и, как следствие, требующие назначения применения более строгой санкции.

Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение

Закон предусматривает два вида обстоятельств, отягчающих административную ответственность:

– общие – применимы к любому правонарушению;

– специфичные – установленные для конкретного административного проступка, то есть прописанные в определенной статье КоАП.

Важно: специфичное отягчающее обстоятельство, как правило, содержится во 2-й и последующих частях нормы КоАП РФ. Например, для такого правонарушения, как оскорбление (статья 5.

61 КоАП), квалифицирующим признаком является публичность унижения чести и достоинства человека.

То есть если за грубое слово, высказанное тет-а-тет, максимальный размер штрафа – 3 000 рублей, то за те же действия, совершенные публично, придется заплатить уже 5 000.

Общие обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3 КоАП РФ приводит исчерпывающий перечень оснований для ужесточения меры административной ответственности.

Продолжение противоправных действий вопреки требованиям о прекращении

Требования прекратить противоправные действия должны исходить от уполномоченных лиц, к которым закон относит представителей органов государственной власти, призванных обеспечивать соблюдение общественного порядка. Это могут быть сотрудники полиции, охраны, надзорных служб и т. д.

Справедливость ужесточения ответственности при таких обстоятельствах обусловлена 2 факторами:

– игнорирование законных требований уполномоченных лиц;

– категорический отказ виновного от прекращения своих действий, несмотря на явное осознание их противоправности.

Классический пример – мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ), при котором нарушитель продолжает выражаться нецензурной бранью, несмотря на попытки сотрудников полиции пресечь это.

Важно: в ряде случаев неисполнение законных требований представителей компетентных структур образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.27 КоАП РФ. В такой ситуации этот признак в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, не учитывается – нарушитель просто будет наказан сразу за 2 проступка.

Повторное правонарушение

Для того чтобы «рецидив» был признан в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необходимо одновременное наличие 2 условий:

– совершение проступка в течение года с момента исполнения наказания за предыдущее правонарушение;

– однородность предыдущего и вновь совершенного проступка (аналогичные или схожие правонарушения).

Повторное допущение виновным противоправного поведения свидетельствует о неэффективности предыдущего наказания. То есть применение более жесткой санкции в такой ситуации вполне оправданно.

Вовлечение ребенка в совершение административного проступка

Может выражаться в любой существующей форме: обман, подстрекательство, уговоры, угрозы – главное, чтобы инициатива выполнения противоправных действий исходила от совершеннолетнего лица.

Тяжесть и категория самого проступка значения не имеют – независимо от состава правонарушения вовлечение ребенка или подростка (то есть несовершеннолетнего) в его совершение является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Групповое правонарушение

Противоправные действия, совершенные в группе, всегда имеют большую опасность по сравнению с аналогичными поступками одного человека. Поэтому и наказание за это следует более высокое. При этом численность группы на наказание не влияет – если нарушителей больше одного, налицо обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Противоправное поведение в условиях ЧС

Нарушитель, использующий сложившуюся обстановку (чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, военное положение и т. д.) в незаконных целях, безоговорочно понесет максимально возможное наказание в пределах санкций, установленных нормой КоАП РФ.

Состояние опьянения

Если Уголовный кодекс не рассматривает состояние опьянения как отягчающее обстоятельство, то КоАП считает иначе. Совершение административного проступка для пьяного нарушителя обернется гораздо более серьезными последствиями, нежели для трезвого.

Факт опьянения должен быть установлен актом медицинского освидетельствования либо, если его производство по каким-то причинам невозможно, свидетельскими показаниями.

Важно: отличительная особенность этого обстоятельства, отягчающего административную ответственность, состоит в том, что оно не всегда может быть зачтено в качестве такового. В зависимости от характера и степени тяжести правонарушения закон допускает возможность не признавать опьянение отягчающим обстоятельством.

Источник: https://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/obstoyatelstva-otyagchayushchie-administrativnuyu-otvetstvennost.html

Обстоятельства отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Административный кодекс дает перечень из 6 обстоятельств, которые могут быть признаны отягчающими при рассмотрении любого административного правонарушения. Описание каждого из этих обстоятельств, а также практические примеры можно найти в статье.

Ранее мы приводили список обстоятельств которые способны смягчить административную ответственность, ознакомиться с ним можно здесь.

Законодательная база: перечень отягчающих обстоятельств

Все подобные обстоятельства разделяются на 2 категории:

  1. Общие – они применимы к любому проступку. Например, если человек находится в состоянии опьянения, это в любом случае отягчает его вину, вне зависимости от того, какую конкретно норму закона он нарушил – выпивал в общественном месте, нецензурно выражался, занимался мелким хулиганством и т.п.
  2. Специфические – это обстоятельства, которые могут квалифицироваться как отягчающие только применительно к конкретному правонарушению, а не ко всем проступкам вообще.

Как те, так и другие обстоятельства прописаны в КоАП. Общие перечисляются в едином перечне, который состоит из 6 пунктов.

обстоятельствоописание
продолжение проступка, несмотря на замечание с требованием прекратить егозамечание поступает от должностного лица, представителей правоохранительных органов, уполномоченных на привлечение к ответственности; однако при этом лицо продолжает выполнять противоправные действия
повторное совершение подобного проступкаимеются в виду случаи, когда лицо не только совершило правонарушение в прошлом, но и уже понесло наказание за это; впоследствии гражданин повторяет проступок и снова привлекается к ответственности
привлечение детейразличными способами, с помощью как позитивной (похвала, подкуп), так и негативной мотивации (запугивание, насилие)
противоправные действия, совершенные в компаниипроступок выполняется организованно, в коллективе из 2 и более человек
проступок совершается в обстановке стихийного бедствия, в режиме ЧСв данном случае обстоятельство отягчает тот факт, что лицо воспользовалось тяжелой обстановкой и совершило правонарушение (например, мелкое хищение в районе, подвергшемуся наводнению)
поступок сделан в состоянии опьяненияфакт опьянения может быть зафиксирован в том числе и визуально, с помощью органов чувств (если гражданин отказывается проходить соответствующую экспертизу)

Что касается специфических обстоятельств способных отяготить административную ответственность, то они прописываются в других статьях КоАП применительно к конкретным правонарушениям. Например, есть статья КоАП об оскорблении, которая предполагает ответственность за любое оскорбление – как в приватной, так и в публичной обстановке.

Однако если человек оскорбляет другого человека либо организацию, коллектив в публичной обстановке, подобный фактор может быть признан отягчающим. Таким образом, специфические отягчающие обстоятельства перечисляются в различных статьях административного кодекса уже после упоминания о конкретном правонарушении.

Практические примеры по каждому обстоятельству

Признать обстоятельства отягчающими административную ответсвенность может только судья либо должностное лицо.

То есть даже при наличии этого обстоятельства оно не отягчает вину «автоматически» – все зависит от конкретного решения судебного органа, полицейского, прокурора и других должностных лиц.

Поэтому на практике принятое решение во многих случаях будет отличаться той или иной степенью субъективности.

Например, очевидно, что если гражданин совершил мелкое хулиганство, понес наказание в виде административного ареста, после чего снова совершил подобный поступок, это бесспорно отягчает его вину.

Также очевидны и те случаи, когда правонарушение совершается с привлечением детей.

Однако если гражданин оскорбляет другого человека в состоянии легкого опьянения, но при этом установлено, что он находился в состоянии аффекта, ситуация уже менее однозначна – в целом все остается на усмотрение лица, принимающего решение.

Рекомендуем вам так же ознакомиться с образцом и правилами подачи жалобы на постановление об административном правонарушении.

Игнорирование замечаний должностного лица

При совершении противоправного действия замечание теоретически может сделать абсолютно любой человек, в том числе и посторонний прохожий. Но данная норма рассматривает замечания только тех людей, которые уполномочены на это. Причем это могут быть не только представители органов правопорядка, но и сотрудники заведений, организаций.

Например, посетитель кафе начал курить непосредственно у входа, что запрещено соответствующим законом, согласно которому потреблять табачную продукцию можно только в специальных местах либо на территории частной собственности. Сотрудник кафе уполномочен на то, чтобы контролировать общественный порядок в рамках своих обязанностей. Он делает клиенту замечание, но тот игнорирует его либо отказывается выполнить.

Сотрудник вызывает полицию, после чего прибывшие на место полицейские могут расценить подобное поведение как обстоятельство, которое отягчает вину. Вероятность этого возрастает, если установлено, что гражданин к тому же вел себя некорректно, оскорблял сотрудников, находился в состоянии опьянения и т.п.

Повторное совершение подобного проступка

Норма КоАП предусматривает только совершение так называемого однородного нарушения. Важно понимать, что речь идет о подобном, схожем, но необязательно одинаковом проступке. Однородность определяется исходя из объекта правоотношений, на который посягнул нарушитель.

Например, закон охраняет такой объект, как достоинство личности. Нарушить достоинство можно разными способами, например:

  • прямым оскорблением;
  • клеветой;
  • нанесением побоев;
  • появлением в пьяном виде, который посягает на общественную нравственность (т.е. не сам факт опьянения, а недостойное поведение лица, связанное с ним).

Несмотря на то, что указанные правонарушения прописаны в разных нормах КоАП, речь идет о едином объекте, поэтому судьи или должностные лица могут признать подобные обстоятельства отягчающими.

В действие вовлечен несовершеннолетний

Это одно из наиболее тяжелых обстоятельств, которые отягчают вину. Судьи рассматривают вовлечение детей против их воли как тяжелый проступок или даже уголовное преступление. Вовлечение может происходить разными способами (обещания, заведомый обман, угроза), но в любом случае оно явно нарушает волю ребенка или обманывает его.

Действие выполнено компанией

Речь идет о так называемых групповых правонарушениях, т.е. проступках, которые совершает не 1 человек, а сразу группа людей – 2 и более человек. Например, компания фанатов коллективно оскорбляет представителей другой группы, выкрикивает нецензурные слова, скандирует лозунги, содержание которых унижает человеческое достоинство.

Налицо имеет место факт коллективного поведения. Если же предположить, что та же самая толпа зашла в магазин, но мелкое хищение совершил 1 человек, очевидно, это не распространяет вину на других лиц (если не будет доказано, что противоправная деятельность была организованной, и в разное время каждый участник компании принимал в ней участие).

Проступок, совершенный в форс-мажорных обстоятельствах

Такими обстоятельствами могут быть признаны любые чрезвычайные происшествия – природные и техногенные. Например, из-за взрыва на фабрике в соседнем магазине взрывной волной выбило окно. Злоумышленник воспользовался ситуацией и совершил мелкое хищение. Этот факт отягчает его вину.

Проступок, совершенный в состоянии опьянения

Опьянение может быть не только алкогольным, но также наркотическим либо токсическим. Если в таком состоянии гражданин совершает определенное противоправное действие, факт опьянения обычно ужесточает меру ответственности. Однако из всех пунктов этот является наименее однозначным, поскольку само опьянение еще не является противоправным поступком как таковым.

К тому же судьи обычно ориентируются на степень опьянения, факт доказанности этого события (прямые подтверждения – результаты освидетельствования; косвенные подтверждения – нарушитель отказывается проходить обследование).

ссылкой:

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://2ann.ru/spisok-obstoyatelstv-otyagchayushhix-administrativnuyu-otvetstvennost/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: