Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Содержание
  1. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
  2. Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
  3. Ответственность предпринимателей за нарушение порядка ценообразования
  4. Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
  5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: основания и виды
  6. Понятие ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
  7. Виды юридической ответственности за нарушения антимонопольного законодательства
  8. Гражданско-правовая ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
  9. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
  10. Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
  11. Нарушение антимонопольного законодательства: помощь адвоката
  12. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
  13. Как составить заявление о нарушении антимонопольного законодательства?
  14. Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства
  15. Перечень нарушений антимонопольного законодательства
  16. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
  17. Адвокат по нарушениям антимонопольного законодательства в Екатеринбурге
  18. Дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
  19. Досудебный порядок рассмотрения спора
  20. Таким oбразoм, вo избежание неблагoприятных пocледcтвий в виде применения cанкций за нарушение антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва хoзяйcтвующим cубъектам при ocущеcтвлении экoнoмичеcкoй деятельнocти cледует учитывать и coблюдать требoвания антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва. Бoлее тoгo, при неиcпoлнении oбязательcтв пo уcтранению нарушений в cфере антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва в cрoк привoдит к уплате хoзяйcтвующим cубъектoм штрафа в двукратнoм размере (п. 1 cт. 20.25 КoАП РФ)
  21. Ответственность монополий | ФАС Эксперт
  22. Уголовная ответственность
  23. Административная ответственность
  24. Гражданско-правовая ответственность
  25. Специальная ответственность
  26. У вас есть вопросы? звоните сейчас по телефону +7 (499) 350-56-75

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства является необходимой мерой для пресечения совершения правонарушений субъектами делового оборота. В статье мы рассмотрим виды ответственности, к которой могут быть привлечены ИП и организации.

Противоправные действия участников гражданских правоотношений, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, могут послужить основанием для привлечения их к ответственности, согласно нормам КоАП РФ и УК РФ.

Административной ответственности посвящена глава 14 КоАП РФ, уголовной — глава 22 УК РФ.

Особенность норм об ответственности в КоАП РФ и в УК РФ за действия, нарушающие нормы антимонопольного законодательства, состоит в том, что они носят бланкетный характер (отсылают к положениям иных нормативных актов). Для более точного понимания состава конкретного правонарушения/преступления необходимо обратиться к положениям закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Практика показывает, что налицо тенденция к увеличению законодателем количества санаций за неправомерные действия субъектов. Связано это с тем, что необходимо более полное обеспечение исполнения требований ФЗ № 135.

Условно статьи КоАП РФ, посвященные правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности, можно разделить на несколько групп, посвященных ответственности:

  • за антиконкурентные соглашения;
  • недобросовестную конкуренцию;
  • злоупотребление доминирующим положением;
  • правонарушения против порядка антимонопольного управления;
  • нарушение порядка ценообразования.

цель статей КоАП РФ, вводящих санкции за нарушение антимонопольных норм заключается в их превентивном характере, предотвращающем рецидив нарушений посредством введения все более серьезных мер ответственности.

В КоАП РФ имеется смягчающая мера, содержащаяся в примечании к статье 14.32, согласно которой любой участник недопустимого соглашения, который заявил об этом в уполномоченный орган, освобождается от ответственности, если им были выполнены следующие условия:

  • информация о соглашении не была известна антимонопольному органу;
  • полученная информация позволяет привлечь нарушителей к ответственности;
  • заявитель отказался от дальнейшего участия в соглашении.

Ответственность предпринимателей за нарушение порядка ценообразования

Статья 14.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за завышение или занижение цен на продукцию, товары или услуги. При этом речь идет только о ценах, которые установлены на уровне государства. Если в субъекте РФ были приняты нормативные акты о регулировании цен, то действия субъектов не подлежат наказанию по статье 14.6 КоАП РФ.

Для справки: как правило, государство регулирует цены в сфере естественных монополий, деятельность которых регламентируется законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.

Субъектами состава правонарушения являются граждане, ИП, организации. При этом производители продукции не будут нести ответственность по данной статье, т. к. привлекаться могут только лица, реализующие товары и, соответственно, устанавливающие цены на них.

Стоимость товара устанавливается посредством произведения контрольных закупок или иных действий, по результатам которых составляется акт. На товарах не должно быть обозначения, что эти вещи не предназначены для продажи.

Санкции за нарушение антимонопольного законодательства

Основной санкцией в административном праве за нарушение антимонопольного законодательства является штраф. За рассматриваемые виды правонарушений штрафы установлены довольно существенные. Например, злоупотребление доминирующим положением на рынке карается штрафом, размер которого может достигать 1 млн руб.

Распространены и штрафы, которые рассчитываются в зависимости от размера выручки, полученной субъектом предпринимательства в результате незаконных действий. Например, за ограничение конкуренции возможно наложение на юр.

лиц штрафа, размер которого варьируется от 0,01 до 0,15% оборота в сфере, в которой допущены нарушения. Для должностных лиц (например, директоров и гендиректоров) предусмотрена ответственность в виде дисквалификации.

Уголовная ответственность предполагает следующие санкции:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • запрет на занятие определенной деятельностью;
  • лишение свободы.

Так, за ограничение конкуренции, повлекшее крупный ущерб, возможны, в силу части 1 статьи 178 УК РФ, санкции в виде штрафа в размере до 500 000 руб., принудительных работ сроком до 3 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до года либо лишения свободы на срок до 3 лет.

***

Таким образом, законодатель за нарушение норм антимонопольного законодательства устанавливает и административную, и уголовную ответственность. В зависимости от тяжести правонарушения/преступления могут быть применены различные наказания — от штрафа до лишения свободы.

Источник: https://pravobez.ru/articles/Otvetstvennost-za-narushenie-antimonopolnogo-zakonodatelstva-25186.html

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: основания и виды

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

См. также Письмо ФАС России от 01.12.2017 N СП/84318/17 “О системе мер по участию ФАС России и ее территориальных органов в качестве третьих лиц в судах по частным искам о взыскании убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства”

Понятие ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Ст.

37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” устанавливает ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за нарушение антимонопольного законодательства.

    1. должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    2. должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также
    3. должностные лица государственных внебюджетных фондов;
    4. коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица;
    5. физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
    • нарушение антимонопольного законодательства.

Привлечение к ответственности лиц, указанных выше, не освобождает их от обязанности

    1. исполнять решения и предписания антимонопольного органа,
    2. представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо
    3. осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Виды юридической ответственности за нарушения антимонопольного законодательства

    1. гражданско-правовая;
    2. административная;
    3. уголовная;
    4. дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Нарушение физическими или юридическими лицами антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной информации.

Возмещение вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических и юридических лиц, регулируется главой 59 ГК РФ “Обязательства вследствие причинения вреда”.

Ст.

1095 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

В случае нарушения антимонопольного законодательства ФАС РФ либо его территориальные органы вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством. Исходя из существа административных правонарушений, совершаемых в области антимонопольного законодательства, их можно разделить на две категории:

1) допущенные при осуществлении субъектами правонарушений своей профессиональной деятельности:

    • злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31, 14.31.1, 14.31.2),
    • заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, осуществление согласованных действий, координация экономической деятельности (ст. 14.32), а также
    • недобросовестная конкуренция (ст. 14.33).

2) допущенные при взаимодействии хозяйствующих субъектов с антимонопольными органами:

    • невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа (ст. 19.5);
    • непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений) и сведений (информации) в антимонопольный орган в установленный срок (ст. 19.8).

Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).

В соответствии с данной статьей недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, –

наказываются

    • штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
    • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо
    • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере – 250 миллионов рублей.

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 миллионов рублей, а особо крупным ущербом – 30 миллионов рублей.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно

    1. первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении,
    2. способствовало раскрытию этого преступления,
    3. возместило ущерб или
    4. иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и
    5. если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/otvetstvennost-za-narushenie-antimonopolnogo-zakonodatelstva-osnovaniya-i-vidi

Нарушение антимонопольного законодательства: помощь адвоката

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

   Нарушение антимонопольного законодательства влечет ответственность и без профессионального защитника не разобраться во всех тонкостях данной. Участие при возбуждении и рассмотрении антимонопольных дел – наша работа.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

   Нарушение антимонопольного законодательства влечет за собой ряд санкций, в частности, в первый раз за это выдается предупреждение, в котором прописывается, какие именно претензии предъявляются к монополисту и в какие сроки их следует устранить.

   Далее, согласно, статьям 23-29 ФЗ «О защите конкуренции» виновника могут привлечь к суду, выдать предостережение, привлечь к административной ответственности и др. В качестве меры административной ответственности может выступать штраф, размер которого зависит, например, от величины выручки виновника, а также дисквалификация на срок до трех лет.

   Если же виновник будет игнорировать предъявляемые ему претензии и не устранит все выявленные факторы нарушения, то ему грозит уголовная ответственность, порядок наступления которой определяется статьей 178 УК РФ.

Она предусматривает привлечение виновника к принудительным работам, а также запрещает заниматься определенными видами деятельности, в том числе руководством, в течение минимум одного года.

Также нарушение антимонопольного законодательства может повлечь за собой лишение свободы, сроки которого могут варьироваться в зависимости от тяжести правонарушения на 3-7 лет.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал , чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Как составить заявление о нарушении антимонопольного законодательства?

   Заявление может быть подано в произвольной письменной форме. При составлении рассматриваемого заявления можно воспользоваться нижеприведенным алгоритмом. При этом, несмотря на то, что форма заявления является произвольной, указание нижеприведенных сведений является обязательным:

  • указать наименование антимонопольного органа, в который подается заявление.
  • указать информацию о лице, которое обращается с заявлением в антимонопольный орган, а именно, ФИО, адрес проживания, номер телефона, адрес эл. почты. Если обращается организация, то соответственно указывается наименование и адрес юрлица.
  • указать известные заявителю сведения о лице, на которое подается заявление.
  • Назвать документ как «заявление о нарушении антимонопольного законодательства» или жалоба.
  • в тексте заявления изложить, в связи с чем лицо обращается с жалобой, какие нормы закона о защите конкуренции нарушены тем или иным лицом со ссылкой на конкретные нормативно-правовые акты.
  • в резолютивной части заявитель должен указать, что он просит, а именно, провести проверку, выдать предписание об устранении нарушений и др.
  • после требований указать в приложении документы, подтверждающие доводы заявителя. При невозможности предоставить документы необходимо указать причины.

ВАЖНО: ну и, конечно же, после перечня прикладываемых документов необходимо подписать заявление, расшифровав подпись, и поставить дату, еще подробнее — смотрите ВИДЕО

Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства

   Уполномоченный орган возбуждает производство по заявлению лица о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

   Приказом ФАС от 25.05.2012 № 339 утвержден административный регламент по возбуждению и рассмотрению дел, касающихся нарушения антимонопольного законодательства. Порядок рассмотрения соответствующих дел заключается в следующем:

  1. ФАС назначает время и место рассмотрения дела, о чем уведомляет лиц, участвующих в деле. Заявление подлежит рассмотрению в течение месяца. Данный срок может быть продлен еще на 2 месяца.
  2. В назначенное время комиссия рассматривает дело, по общему правилу, в открытом заседании.
  3. Председатель комиссия открывает заседание, объявляет состав комиссии и какое дело рассматривается.
  4. Устанавливаются лица, участвующие в деле.
  5. Разъясняются права лицам, которые участвуют.
  6. Разрешаются ходатайства и заявления.
  7. Заслушиваются доводы и пояснения лиц, участвующих в деле.
  8. Могут быть приглашены и заслушаны эксперты.
  9. В ходе рассмотрения дела комиссией могут быть запрошены документы, заданы вопросы, может быть отложено рассмотрение дело, могут быть привлечены к участию в деле иные лица.
  10. Комиссией исследуются доказательства.
  11. Завершающим этапом рассмотрения дела является принятие комиссией решения.

Перечень нарушений антимонопольного законодательства

Нарушения антимонопольного законодательства могут заключаться в следующем:

  • ограничение конкуренции, путем, например, заключения картельных соглашений,
  • несоблюдение запретов, например, ст. 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на то, чтобы хозяйствующий субъект не злоупотреблял своим доминирующим положением;
  • недопущение конкуренции, например, заключения договоров без проведения конкурентных процедур;
  • устранение конкуренции, например, незаконное отклонение заявок лиц, участвующих в закупке.

ВАЖНО: конкретный перечень нарушений антимонопольного законодательства в законе не указан, в связи с чем приведенный не является исчерпывающим.

Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства

   В целях снижения риска нарушения рассматриваемого законодательства разрабатываются акты, касающиеся соответствующих мероприятий.

Мероприятия могут быть разные, например:

  • внесение изменений в должные инструкции работников, направленные на недопущение нарушений антимонопольного законодательства;
  • разъяснение положений действующего законодательства, связанного с ответственностью;
  • анализ наличия нарушений антимонопольного законодательства, допущенного в организации;
  • подача заявлений и жалоб в антимонопольные органы для проведения проверок и выдачи предписаний, которые являются обязательными для исполнения;
  • другие мероприятия.

Адвокат по нарушениям антимонопольного законодательства в Екатеринбурге

   Тем же, чьи интересы как раз были нарушены, антимонопольный закон предписывает обращаться в арбитражный суд с исками. Они вправе потребовать восстановления нарушенных прав и выплаты компенсации в качестве возмещения за причиненные убытки и вред, нанесенный имуществу.

   Но чтобы добиться в ходе судебного разбирательства полного возмещения и всесторонне защитить свои интересы, следует заручиться надежной юридической поддержкой.

   Поскольку дела по вопросу нарушения антимонопольного законодательства обычно отличаются повышенной сложностью, то их удачный исход в пользу истца может гарантировать только высококвалифицированный адвокат.

Специалист сумеет доказать, что нарушение антимонопольного законодательства действительно имело место, что оно было достаточно серьезным, и что бизнесу истца был нанесен действительно серьезный ущерб и он имеет право на значительную компенсацию.

Читайте еще про антимонопольные дела:

Все про жалобу по ограничению конкуренции по ссылке

Про защиту от недобросовестной рекламы с адвокатом

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/narushenie-antimonopolnogo-zakonodatelstva

Дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Раccмoтрение дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва oтнеcенo к кoмпетенции арбитражных cудoв. Однакo вoзмoжен дocудебный пoрядoк урегулирoвания cпoра. Раccмoтрены виды oтветcтвеннocти за нарушение антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва.

Мoжнo выделить cледующие категoрии дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, раccматриваемые cудами:

дела, cвязанные co злoупoтреблением дoминирующим пoлoжением;

недoбрocoвеcтная кoнкуренция;

дела, cвязанные c oграничивающими кoнкуренцию актами, дейcтвиями (бездейcтвием), coглашениями, coглаcoванными дейcтвиями влаcтных oрганoв;

дела o нарушениях пoлoжений закoнoдательcтва o еcтеcтвенных мoнoпoлиях;

дела o нарушениях пoлoжений закoнoдательcтва o рекламе.

Досудебный порядок рассмотрения спора

Пo делам o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва предуcмoтрен дocудебный пoрядoк урегулирoвания cпoра. Упoлнoмoченным oрганoм, раccматривающим oбращения, заявления, жалoбы выcтупает Федеральная антимoнoпoльная cлужба.

Антимoнoпoльная cлужба предoтвращает нарушения антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, ocущеcтвляет кoнтрoль за coблюдением антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, а также привлекает к oтветcтвеннocти за нарушение. Пo делам o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва не уcтанoвлен oбязательный дocудебный пoрядoк oбращения.

Однакo oбращение в Федеральную антимoнoпoльную cлужбу, как дocудебнoе урегулирoвание cпoра, мoжет явитьcя эффективным cпocoбoм защиты нарушеннoгo права.

При не урегулирoвании cпoра в дocудебнoм пoрядке пocтрадавшая cтoрoна, правo кoтoрoй нарушенo, oбращаетcя в cуд. Раccмoтрение дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва oтнеcенo к кoмпетенции арбитражных cудoв.

Решение cуда мoжет:

oбязать oтветчика вoccтанoвить первoначальнoе пoлoжение или coвершить иные дейcтвия, указанные в решении;

oтменить или изменить акт, не cooтветcтвующий наcтoящему антимoнoпoльнoму закoнoдательcтву; 

заключить дoгoвoр c пoтребителем, пoдлежащим oбязательнoму oбcлуживанию; 

внеcти изменения в дoгoвoр c пoтребителем; уплатить штраф; 

вoзмеcтить причиненные убытки.

Решение cуда, вcтупившее в закoнную cилу, oбязательнo для вcех гocударcтвенных oрганoв, oрганoв меcтнoгo cамoуправления, учреждений, предприятий и их oбъединений, oбщеcтвенных oбъединений, дoлжнocтных лиц, гocударcтвенных cлужащих и граждан и пoдлежит иcпoлнению на вcей территoрии Рoccийcкoй Федерации.

Таким oбразoм, вo избежание неблагoприятных пocледcтвий в виде применения cанкций за нарушение антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва хoзяйcтвующим cубъектам при ocущеcтвлении экoнoмичеcкoй деятельнocти cледует учитывать и coблюдать требoвания антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва. Бoлее тoгo, при неиcпoлнении oбязательcтв пo уcтранению нарушений в cфере антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва в cрoк привoдит к уплате хoзяйcтвующим cубъектoм штрафа в двукратнoм размере (п. 1 cт. 20.25 КoАП РФ)

Источник: https://pravorf.ru/blog/dela-o-narushenii-antimonopolnogo-zakonodatelstva-otvetstvennost-za-narushenie-antimonopolnogo-zakonodatelstva

Ответственность монополий | ФАС Эксперт

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Комплексный анализ действующих нормативных правовых актов позволяет выделить следующие виды ответственности за совершение монополистических действий:

  1. Уголовная
  2. Административная
  3. Гражданско-правовая
  4. Специальная

Уголовная ответственность

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, является основанием для применения санкций, предусмотренных статьей 178 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Административная ответственность

Административная ответственность за совершение монополистических действий установлена статьями 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением), 14.31.

1 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), 14.

32  КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности).

Административная ответственность за совершение монополистических действий предусматривает наложение на виновное юридическое лицо штрафных санкций от 100 тысяч рублей или до 15 % от оборота компании за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Причем размер штрафных санкций может быть:

  1. фиксированным. Применяется в случаях:
    • при злоупотреблении доминирующим положением, когда действия хозяйствующего субъекта (не субъекта естественной монополии) приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
    • при злоупотреблении доминирующим положением со стороны доминирующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов;
  2. расчетным («оборотный штраф»). Применяется в случаях:
    • при злоупотреблении доминирующим положением со стороны субъекта естественной монополии или другого хозяйствующего субъекта, если результатом его действий является и может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
    • при заключении хозяйствующим субъектом недопустимого соглашения или осуществления недопустимых согласованных действий;
    • при недопустимой координации экономической деятельности.

Административная ответственность должностных лиц за совершение монополистических действий является только фиксированной, но предполагает дополнительную санкцию – дисквалификацию.

Гражданско-правовая ответственность

В соответствии со статьей 37 ФЗ «О защите конкуренции» лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, в том числе при совершении монополистических действий, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

В связи с чем, лицо, права и законные интересы были нарушены или оспорены в результате монополистической деятельности, вправе в судебном порядке возместить понесенные убытки и причиненный вред.

Практика показывает, что основанием для возмещения убытков и причиненного вреда в результате совершения монополистической деятельности в судебном порядке является решение антимонопольного органа, которым подтверждается факт нарушения.

Специальная ответственность

Данный вид ответственности законодательно прямо не урегулирован.

В тоже время системный анализ действующих нормативных правовых актом позволяет придти к выводу о том, что за совершение монополистических действий хозяйствующие субъекты будут вынуждены претерпевать негативные для них последствия, направленные на пресечение нарушения, восстановления нарушенных прав и применение различных санкций дисциплинирующего характера.

Например, антимонопольная служба при выявлении нарушения вправе выдать обязательное для исполнение предписание, в том числе о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, вынуждающее виновное лицо совершать дополнительные действия, направленные на обеспечение равной состязательности других лиц на определенном товарном рынке или совершить иные действия конкурентного характера. Причем неисполнение такого предписания является основанием для применения другой санкции – штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В настоящий период времени активно развивается взаимодействие ФАС России и её территориальных органов с органами исполнительной власти, осуществляющими государственные функции по контролю за ценообразованием и регулированием тарифов.

Достигнутые соглашения направлены на тесный информационный обмен и учет некоторых данных относительно деятельности подконтрольных хозяйствующих субъектов, влияющих на формирование регулируемых тарифов на услуги в сфере энергоснабжения.

При этом факт совершения нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем осуществления монополистической деятельности, влияет на формирование долгосрочных тарифов, применяемых на рынке электроснабжения.

В частности, наличие выявленных нарушений может привести к применению понижающего коэффициента при утверждении тарифа, что повлечет его снижение для нарушителя и, как следствие, получение меньшей прибыли от осуществляемой деятельности.

Данные меры ответственности могут носить как прямой, так и косвенный характер, выполняющий в большей степени стимулирующую роль.

У вас есть вопросы? звоните сейчас по телефону +7 (499) 350-56-75

Источник: http://fasexpert.ru/otvetstvennost-monopoliy/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: