Статья 34. Подтверждение страны происхождения товаров

Содержание
  1. Страна происхождения товара по 44-ФЗ: порядок ее декларирования
  2. Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ
  3. Как составить декларацию страны происхождения товара
  4. Тарифные преференции: как подтвердить страну происхождения товара?
  5. Контроль страны происхождения товара
  6. Документы для подтверждения страны происхождения
  7. Требования к сертификату происхождения
  8. Как таможня проверяет происхождение товара?
  9. Причины отказа в подтверждении страны
  10. Верификация сертификатов происхождения
  11. Отказ таможни в тарифных преференциях
  12. Как вернуть антидемпинговую пошлину?
  13. Страна происхождения товара: какие документы ее подтверждают | Контур.Закупки
  14. Что такое страна происхождения
  15. Сертификат
  16. Декларация
  17. Представление документов
  18. Страна происхождения товара по 44-ФЗ
  19. Что такое страна происхождения товара
  20. Как подтверждается страна происхождения товара
  21. Как правильно указать страну происхождения товара в заявке
  22. Для чего нужно указывать страну происхождения товара
  23. Страна происхождения товара и наименование происхождения товара
  24. Как определить страну происхождения товара
  25. Как определить, где произведен товар
  26. Чем происхождение отличается от аналогичных терминов
  27. Как указать в заявке
  28. Как указать страну на электронной площадке
  29. Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ: документальное подтверждение, классификатор
  30. Понятие
  31. Какими документами подтверждается наименование страны
  32. Как правильно указать происхождение товара в заявке
  33. Последние изменения в классификаторе стран происхождения товара, актуальные на 2019 год
  34. Планирование закупок
  35. Обоснование закупок
  36. Контракт

Страна происхождения товара по 44-ФЗ: порядок ее декларирования

Статья 34. Подтверждение страны происхождения товаров

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ
  • Документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно 44-ФЗ
  • Как составить декларацию страны происхождения товара
  • Ограничения страны происхождения товаров
  • Изменения в правилах указания страны происхождения товара по 44-ФЗ с 2020 года

Участники электронных аукционов и открытых конкурсов должны знать о требовании заказчиком обозначения страны происхождения товара. 44-ФЗ в этом отношении непреклонен: данная информация является обязательной, при ее отсутствии заявка просто не будет рассматриваться.

Однако данный факт не снимает некоторых вопросов, в частности, о том, почему эти данные так необходимы, как правильно указывать информацию, какие подтверждающие документы нужны. Попробуем разобраться.

Зачем указывать страну происхождения товара по 44-ФЗ

44-ФЗ устанавливает, что исполнитель в первой части заявки должен обозначить место изготовления предлагаемого им продукта.

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ состоит из названия одного либо нескольких государств, на территории которых расположено производство.

Организатор торгов обязан прописать в документации правило, по которому претенденты должны сообщать такую информацию.

Понятие «страна происхождения товара по 44-ФЗ» нередко путают с отличающимися от него по смыслу терминами, такими как:

  • Наименование происхождения продукции. Оно говорит о конкретном месте, непосредственно связанном в сознании потребителя с уникальными предметами. Ярким примером здесь является оренбургский платок.
  • Местонахождение производителя. Данное понятие также не соответствует стране производства. Как показывает практика, компания не пройдет отбор для участия в торгах, когда в документах страна заменена на изготовителя. В качестве причины организатор укажет несоблюдение правил тендера.
  • Страна торгового знака. Государство, в котором зарегистрирован торговый знак, часто не идентично месту самого производства. Не секрет, что нередко можно встретить продукцию под зарегистрированным в Америке брендом «Apple», изготовленную в Китае.

В ст. 33 ФЗ-44 зафиксированы нормы составления документов. В описании объекта торгов запрещены ссылки на товарные знаки, названия места производства, компании-изготовителя.

Достаточно часто участники торгов не могут понять, для чего прописывать страну, в которой продукт был изготовлен.

В тексте закона дается пояснение: дело в том, что для всех торгов, организуемых государственными, муниципальными органами, действует национальный режим.

То есть существуют разновидности товаров, изготовленных на территории нашей страны, Белоруссии, Казахстана, для которых предусмотрены преференции. Об этом подробно расскажем ниже.

Страна обозначается в первой части заявки, а во второй (по требованию организатора тендера) прикрепляют документы, которые могут подтвердить этот факт.

Отметим, что чаще всего заказчику достаточно увидеть констатацию самого факта. Редко по условиям торгов необходимо приложить документ в соответствии с видом продукции. Закон позволяет организатору торгов требовать:

  • декларацию о стране происхождения – для нее не существует четких правил заполнения;
  • акт экспертизы ТПП (срок действия этого документа – 1 год);
  • сертификат СТ-1 (когда речь идет о медикаментах), выданный на основании указанного выше акта/заявления поставщика – он может быть разовым либо рассчитанным на три месяца или год;
  • копию специального инвестиционного контракта – допустим, юридическое лицо вкладывает более 3 миллиардов рублей в производство на территории РФ, тогда данная продукция закупается без проведения торгов.

При организации торгов по некоторым видам продукции прописываются документы, позволяющие подтвердить страну происхождения товара по 44-ФЗ.

При поставке изделий медицинского назначения, если для них существуют ограничения допуска, необходимо предоставить сертификат СТ-1.

Для поставки продуктов нужна декларации о стране происхождения, об изготовителе. Для последнего документа не установлена жесткая форма подачи.

При работе с изделиями легкой промышленности стоит позаботиться о наличии декларации страны происхождения товара, материалов, полуфабрикатов, использованных в процессе его изготовления.

Когда предметом торгов считается ПО, указывается название программного продукта, прикрепляется декларация о стране производства – она подается в любой форме.

В некоторых случаях организатору не нужен сертификат СТ-1, тогда страна происхождения товара декларируется по 44-ФЗ. Иными словами, производитель и продавец составляют документ в любой удобной для них форме и сообщают в нем, где была изготовлена продукция.

Для экспортируемого товара осуществляют экспертную оценку – она позволяет установить государство, где продукт был изготовлен. Предметы отечественного производства для использования в пределах страны проходят сертификацию Торгово-промышленной палаты, данный процесс тоже сопровождается экспертизой.

Очень важно понимать, как определяется страна происхождения товара по 44-ФЗ, и правильно внести данную информацию в заявку. Существует ряд ошибок, допускаемых исполнителями в большинстве случаев.

Чаще всего в тексте документа есть аббревиатуры, недопустимые по классификатору стран происхождения товара по 44-ФЗ. К наиболее распространенным относятся РФ, КНР, США. Несмотря на то, что они часто используются в обычной жизни, классификатор требует прописывать названия стран полностью: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, пр.

Также участники тендера указывают город либо регион, но при этом забывают написать страну. Допустим, «Пермский край», хотя, с точки зрения ФЗ-44, грамотной будет считаться формулировка «Российская Федерация».

Многие исполнители пишут в тексте заявки наиболее привычное название страны, то есть «Белоруссия», а не «Беларусь». Также нельзя использовать следующие фразы: «продукция российского производства», «изготовлено в России». По ним понятна страна изготовления товара, но с юридической точки зрения грамотной является формулировка «Российская Федерация».

Как составить декларацию страны происхождения товара

Данная декларация необходима, когда организатор торгов установил запрет на товары, произведенные иностранным государством или их группой. Стоит пояснить, что национальный режим ввели на законодательном уровне, чтобы обеспечить преимущество для производителей из стран-членов ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия).

Подготовка декларации не составляет труда. Обычно ее оформляют на фирменном бланке исполнителя, для ИП есть поблажка – они могут использовать обычный.

Декларация включает в себя такие обязательные блоки:

  1. Шапка или название документа: «Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров».

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/strana-proiskhozhdeniya-tovara/

Тарифные преференции: как подтвердить страну происхождения товара?

Статья 34. Подтверждение страны происхождения товаров

Подтверждение страны происхождения товара является ключевой задачей для получения тарифных преференций и льгот по таможенным пошлинам. С 2019 года таможенный контроль за происхождением товаров значительно усилен, разбираемся, в чем причина ужесточения и каким образом подтверждать право на тарифную преференцию.

Контроль страны происхождения товара

Контролем происхождения товаров в структуре таможенных органов занимается отдел ТН, ПТ и ТО – отдел товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений.

Ключевыми нормативными документами, которыми руководствуется в своей работе ОТН, ПТ и ТО, являются:

  • Таможенный кодекс ЕАЭС;
  • Федеральный закон «О таможенном регулировании» 289-ФЗ от 03.08.2018 г.;
  • Решение ЕЭК от 14 июня 2018 года No 60;
  • Решение ЕЭК от 13 июля 2018 года No 49.

Ужесточение контроля за происхождением товаров связано именно с вступлением в законную силу последних решений Совета ЕЭК.

Документы для подтверждения страны происхождения

Единственными документами для подтверждения страны происхождения товара являются сертификат о происхождении или декларация о происхождении – никакие другие документы не могут подтвердить страну происхождения товара.

Декларация о происхождении товара – это коммерческий документ, в котором изготовителем, продавцом или отправителем заявляются сведения, позволяющие однозначно идентифицировать и подтвердить страну происхождения.

Сертификат же выдается уполномоченным государственным органом, организацией или группой стран. Согласно пункту 25 Решения ЕЭК No 49 по непреференциальным правилам, если таможенная стоимость товара превышает 150 $, то подтверждение страны происхождения возможно исключительно посредством сертификата происхождения.

В подавляющем большинстве случаев отказ таможенного органа в предоставлении тарифных преференций связан с наличием ошибок, недочётов в документах или в случае невозможности верифицировать сертификат.

Требования к сертификату происхождения

Ключевыми требованиями к сертификатам являются:

  • Согласно решению ЕЭК No 60 от 14 июня 2018 года для преференциальных товаров сертификат должен соответствовать форме «А»;
  • Язык сертификата по форме «А» – английский или французский;
  • Сертификат должен иметь идентификационный номер;
  • Сертификат должен содержать достаточные для целей подтверждения сведения;
  • Графы 1, 2, 7, 8, 9, 11, 12 должны быть корректно заполнены;
  • Документ должен содержать специальные средства защиты;
  • Сертификат не может содержать исправления, помарки, опечатки;
  • Товар должен однозначно идентифицироваться с указанными сведениями

Невозможность идентифицировать товар по сертификату происхождения является распространенным основанием в отказе предоставления таможенных преференций.

Как таможня проверяет происхождение товара?

В рамках проверки страны происхождения товара таможенный орган контролирует следующее:

  1. Фиксирует заявленные в ДТ сведения о стране происхождения;
  2. Сверяет заявленные сведения с документами по происхождению;
  3. Если представлен сертификат, то таможенный орган осуществляет проверку бланка, его соответствие установленным требованиям и наличие средств защиты, после чего проводит его верификацию (в электронной или бумажной форме);
  4. Если представлена декларация, то таможня проводит сверку сведений по товаросопроводительным и коммерческим документам;
  5. По окончании контроля таможенный орган выносит решение по стране происхождения.

Определен и перечень случаев, в которых инспектор не подтверждает страну происхождения.

Причины отказа в подтверждении страны

Таможенный орган не может подтвердить страну происхождения товаров в следующих случаях:

  • Если подтверждающие документы (сертификат или декларация) в принципе не были представлены.
  • Если по результатам проведенного контроля выявлены недостоверные сведения.
  • Обнаружены признаки фальсификации документа или документ составлен с нарушением требований по его заполнению.
  • Если документ не верифицируется посредством электронного обращения или по запросу таможни в уполномоченный орган по данному документу не получено ответа в установленный срок (6 месяцев).

Разберемся, каким образом таможня проводит верификацию сертификатов происхождения.

Верификация сертификатов происхождения

Верификация сертификата проводится в электронном формате или через ФТС путем направления соответствующего запроса. На момент подготовки данного материала электронная верификация сертификатов происхождения возможна для товаров следующих стран:

  • Беларусь
  • Бельгия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Индонезия
  • Иран
  • Китайская народная республика
  • Нидерланды
  • Объединённые Арабские Эмираты
  • Португалия
  • Словакия
  • Словения
  • Узбекистан
  • Украина
  • Финляндия
  • Южная Корея

Таможенными органами утвержден специальный перечень электронных ресурсов для проведения верификации сертификатов происхождения по товарам стран из указанного перечня.

Отказ таможни в тарифных преференциях

Отказ таможни в предоставлении преференций ввиду невозможности подтверждения страны происхождения товара может быть обусловлен общим основанием (невозможностью идентифицировать товар) или отрицательной верификацией.

При получении отказа, в первую очередь, необходимо внимательно изучить его причины. Если отказ связан с предоставлением сертификата, не соответствующего требованиям, необходимо инициировать процедуру получения нового сертификата, представить его в таможню и вернуть таможенные платежи.

Если отказ таможни необоснован, возможно его обжалование как в ведомственном, так и в судебном порядке.

Как вернуть антидемпинговую пошлину?

К юристам нашей компании регулярно обращаются с вопросом о возможности возврата антидемпинговой пошлины, например, на такой товар как подшипники.

В общем, возврат антидемпинговой пошлины возможен при условии предоставления сертификата, подтверждающего происхождение товара.

Вернуть антидемпинговую пошлину на подшипники также возможно при условии наличия подлинного сертификата, подтверждающего страну происхождения.

Наши юристы готовы оказать содействие в получении тарифных преференций, таможенных льгот, а также в возврате антидемпинговых пошлин. Оставить заявку на получение консультации по вопросам подтверждения страны происхождения товара или таможенных льгот можно на нашем сайте, по электронной почте или телефону.

Источник: https://xn--80aeai2cdh2i.xn--p1ai/articles/tarifnye-preferentsii-kak-podtverdit-stranu-proishozhdeniya-tovara/

Страна происхождения товара: какие документы ее подтверждают | Контур.Закупки

Статья 34. Подтверждение страны происхождения товаров

При участии в закупках по 44-ФЗ необходимо указывать, в какой стране произведен товар. О том, какие для этого существуют документы и кто их выдает, читайте в нашей статье.

Что такое страна происхождения

Страна происхождения товара — это государство, где этот товар был произведен «от и до». Также страной происхождения будет считаться государство, на территории которого товар был подвергнут достаточной обработке или переработке в соответствии с определенными критериями.

Необходимость указывать страну происхождения возникает у лица, которое ввозит товар — декларанта — в процессе его таможенного декларирования. Однако таможенным органом могут быть затребованы документы, которые подтверждают информацию о происхождении товара, указанную в таможенной декларации. Таких документов два — это декларация и сертификат о происхождении товара.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Сертификат

Получить сертификат о происхождении товара можно в уполномоченном органе или организации той страны, откуда он ввозится. Эти организации, в свою очередь, выдают сертификат на основе сведений, которые получают из страны, где товар был произведен.

На территории Таможенного союза действуют определенные критерии, в соответствии с которыми указывается страна происхождения товара. Они закреплены в договорах между странами — членами ЕАЭС. Но товары ввозятся на территорию ТС и из прочих государств.

При этом страна происхождения может быть указана на основании каких-то иных критериев, которые установлены в этих государствах. В таком случае внутри ЕАЭС страна происхождения должна определяться в соответствии с критериями, принятыми в Таможенном союзе.

Если товар вывозится с территории ЕАЭС, то сертификат о происхождении к нему прикладывается в случаях:

  • если он необходим в соответствии с условиями контракта или правилами той страны, куда товар будет ввезен;
  • если того требуют международные договоры.

Сертификат о происхождении товара прикладывается к таможенной декларации и прочими документами, когда товары помещаются под таможенную процедуру.

Если таможня определит, что сертификат оформлен неправильно, то в предоставлении тарифных преференций декларанту может быть отказано.

Также таможенный орган может запросить у организаций, которые выдавали такой сертификат, дополнительные документы и сведения.

Органы или организации, выдавшие сертификат, должны хранить информацию о его выдаче, в том числе его копию и прочие документы, не менее 3 лет.

Декларация

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление, сделанное производителем товара, его продавцом или лицом, которое его отправляет из страны происхождения.

В декларацию включаются сведения, на основании которых можно определить, в какой стране произведен этот товар.

Декларацией о происхождении товара могут считаться, например, коммерческие или иные документы, имеющие отношение к этому товару.

На территории Таможенного союза в отношении деклараций действует то же правило, что и для сертификата. То есть если страна происхождения, указанная в декларации, определена по каким-либо критериям, отличным от принятых в ЕАЭС, то следует использовать местные критерии.

Представление документов

Сертификат или декларация предоставляется для получения тарифных преференций. Конечно, в том случае, если государству, где была произведена продукция, Таможенный союз дает эти самые преференции. В этом случае документы следует подать вместе с таможенной декларацией.

Кроме того, документ, подтверждающий страну происхождения товара, может быть запрошен таможенниками при обнаружении недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации. При том что эти сведения влияют на размер таможенной пошлины или прочих налогов.

В следующих случаях подтверждать происхождение товара и предъявлять сертификат либо декларацию не понадобится:

  • при перемещении через границу товар физическими лицами;
  • при транзите товара через таможенную территорию с освобождением от уплаты пошлин и налогов (кроме случаев, когда таможенники обнаружили, что товар ввезен с территории страны, ввоз из которой запрещен);
  • если стоимость ввозимых товаров менее определенной суммы, установленной комиссией Таможенного союза;
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/strana-proisxozhdeniya-tovara-kakie-dokumenty-ee-podtverzhdayut/

Страна происхождения товара по 44-ФЗ

Статья 34. Подтверждение страны происхождения товаров

Требование к обозначению страны происхождения товара – одно из предъявляемых в обязательном порядке к первой части заявки на участие в электронном аукционе и к заявке на участие в открытом конкурсе.

У желающих участвовать в торгах возникает немало вопросов, связанных с этим понятием – от того, зачем же нужна эта информация, до того – как правильно ее указать.

Разобраться с деталями и тонкостями этого пункта бывает крайне непросто.

Что такое страна происхождения товара

Первый вопрос, на который следует дать ответ – что же понимается под страной происхождения товара? В Федеральном законе №44 это понятие не раскрывается, поэтому для того чтобы найти истину придется обращаться к  разъяснениям, данным Министерством экономического развития в письме №Д28И-1889 от 30.04.2014.

Согласно информации, содержащейся в пунктах 88-89 этого письма, следует исходить из определения, данном в части 1 статьи 58 Таможенного кодекса РФ.

Согласно ей, страна происхождения товара – это государство или несколько государств, на территории которого (которых) товар был произведен целиком или окончательно обработан. 

В каких закупках требуется указывать страну происхождения товара

Такое требование в обязательном порядке содержится в документациях об открытых конкурсах (часть 2 статьи 51 Федерального закона №44) и электронных аукционах (часть 3 статьи 66 Федерального закона №44). 

Многие участники задаются вопросом – нужно ли указывать подобную информацию в котировочной заявке.

На основании пункта 6 части 3 статьи 73 Федерального закона №44 такое требование в обязательном порядке устанавливается заказчиком только в случаях, обозначенных в статье 14 Федерального закона №44 (если речь идет об ограничении допуска или полном запрете на допуск каких-либо товаров).

В общем случае пункта, требующего от участника указать, в какой стране произведен товар, в извещении о проведении запроса котировок быть не должно. Следовательно, при отсутствии особых требований, участник вправе не указывать эти данные. 

Как подтверждается страна происхождения товара

Что касается электронного аукциона, она обозначается участником в первой части заявки.

При этом, если такое требование установлено заказчиком в документации в соответствии с действующим законодательством РФ, ко второй нужно будет приложить соответствующие декларации или сертификаты (в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона №44). Отстранение первой части заявки из-за отсутствия этих документов недопустимо и является грубым нарушений законодательства со стороны конкурсной/аукционной комиссии.

В общем случае подтверждать сведения о стране происхождения товара не требуется – достаточно констатации факта в первой части заявки (если вы дополнительно указываете данные сведения во 2 части – можете использовать образец). Однако обман здесь не допустим – в случае победы при поставке товара заказчик наверняка обратит внимание на несоответствие. 

С конкурсом все проще – все документы там предоставляются разом и разбираться в вопросе “когда?” нет необходимости.

Как правильно указать страну происхождения товара в заявке

Для того, чтобы правильно указать страну происхождения товара, нужно обратиться к Постановлению Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст. Именно им определяется, какие название, в том числе и сокращенные, допустимы для той или иной страны. Для вашего удобства мы разместили на нашем сайте сведения из общероссийского классификатора стран мира.

Типичные ошибки, которые допускают участники торгов:

  • Вместо названия, предусмотренного классификатором, указывают сокращенные, например “РФ” или “США”. Обе эти аббревиатуры, хотя и привычны в использовании, считаются ошибочными. Правильным будет написать “Российская Федерация” или “Соединенные Штаты Америки” соответственно.
  • Еще одна ошибка – указание конкретного города без упоминания страны. Например, “Ярославль”, “Коломна” или “Московская область”. Во всех случаях правильным будет написать просто “Российская Федерация”.
  • Некоторые участники пытаются указать страну, в которой был произведен товар,  при помощи замысловатых фраз. Например, “товар белорусского производства”  или “товар произведен в Беларуси”. Это также неправильно, нужно написать просто “Беларусь”. К слову, привычное российскому слуху “Белоруссия” в соответствии с классификатором недопустимо.

Для чего нужно указывать страну происхождения товара

Разобравшись со всеми деталями и тонкостями указания страны происхождения товара, некоторые участники торгов все же задаются вопросом – зачем это нужно? Ответ на этот вопрос дается в статье 14 Федерального закона №44.

Для всех закупок, осуществляемых государственными и муниципальными органами, применяется национальный режим. Кроме того, для некоторых категорий товаров российского, белорусского и казахстанского производства предусмотрены 15-процентные преференции.

Их перечень определен приказом Министерства экономического развития от 25.03.2014 №155.

Страна происхождения товара и наименование происхождения товара

Термин страна происхождения товара не стоит путать с термином наименование происхождения товара. Последнее, согласно статьи 1516 Гражданского кодекса РФ, является указанием на конкретное место, ассоциирующееся с какими-то уникальными товарами. Например, Гжель или Вологодское кружево.

Реестр наименований происхождения товара доступен на сайте Федерального института промышленной собственности: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/. Столкнувшись с требованием указать наименование происхождения товара участники торгов часто допускают ошибку, указывая вместо него какую-либо страну.

Результат такой неточности – отклонение заявки.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/70-strana-proiskhozhdeniya-tovara-po-44-fz

Как определить страну происхождения товара

Статья 34. Подтверждение страны происхождения товаров

08.09.2020 департамент конкурентной политики и политики в области госзакупок евразийской экономической комиссии (ЕЭК) опубликовал проект решения коллегии ЕЭК об отдельных вопросах определения страны происхождения продукции для целей госзакупок.

Цель проекта — урегулировать вопросы определения страны происхождения товаров для госзакупок в рамках нацрежима.

В проекте указано, что страну происхождения (за исключением промтовара, который включен в перечень, прилагаемый к проекту) для госзакупок определяют по правилам, которые являются неотъемлемой частью соглашения о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, подписанного в Ялте 20.11.2009.

А страну промтовара из перечня, который прилагается к проекту департамента, придется определять по условиям, производственным и технологическим операциям, которые закреплены в этом же перечне. Эти условия прописали по 10 направлениям:

  • автомобиле-, судо- и станкостроение;
  • железнодорожное и энергетическое машиностроение;
  • легкая промышленность;
  • химия и нефтехимия;
  • холодильное и компрессорное оборудование;
  • мебельная и деревообрабатывающая промышленность;
  • спецмашиностроение.

Если производители промтоваров государства-члена не обеспечивают исполнение условий и операций, которые определены в перечне, такое государство-член вправе установить переходные периоды и их сроки действия. В переходный период поставщики государства-члена, который установил такой период, не участвуют в госзакупках других государств-членов по промтоварам из перечня.

Из-за последних изменений статья стала не актуальна!

Мы уже обновляем ее и скоро переопубликуем. Чтобы разобраться в новых правилах прямо сейчас, используйте бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс.

Получить бесплатно на 2 дня

Как определить, где произведен товар

В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, что продукция признается происходящей из конкретного государства, если она:

  1. Полностью получена или произведена в такой стране.
  2. Подвергнута достаточной переработке, если при производстве товара использовались иностранные материалы.

Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.

Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:

1. В результате операций по переработке или производству классификационный код товара по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции, по ГС.

Пример:

В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407).

В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.

2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции на условиях EXW.

Пример:

В стране происхождения товара Россия или Российская Федерация при производстве «мебели» использовали иностранный материал «деревянные доски» (из Китая). Стоимость «мебели» на условиях EXW составляет 100 долларов.

А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов.

Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.

Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана, в подавляющем большинстве случаев:

1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.

Пример:

В государстве А при производстве продукта «бананы сушеные» (код 0803, стоимость 100 долларов) используется иностранный материал «бананы свежие» (код 0803, стоимость 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт «бананы сушеные» происходит из государства Б.

2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которого происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта на условиях EXW.

Пример:

В государстве А при производстве «смеси сухофруктов» (код 0813, стоимость 100 долларов) используются иностранные материалы «сушеный абрикос» (код 0813, стоимость 60 долларов) (из государства Б) и «сушеный чернослив» (код 0813, стоимость 30 долларов) (из государства В), а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов.

Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной «смеси сухофруктов» определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е. государство Б.

В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Не путайте понятие страны происхождения с такими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, иногда отличается от места изготовления продукции. Так, например, продукцию делают в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требования к документации. Описание объекта закупки не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как указать в заявке

Вот инструкция, как правильно указать страну происхождения товара в первой части заявки:

  1. Определите, где сделана продукция по непреференциальным правилам.
  2. Укажите страну для каждой позиции или пропишите, что все товары произведены в одном государстве.

Вот пример:

Как указать страну на электронной площадке

Источник: https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-opredelit-stranu-proiskhozhdeniya-tovara

Наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ: документальное подтверждение, классификатор

Статья 34. Подтверждение страны происхождения товаров

Требование об указании страны происхождения товара входит в число обязательных при подаче первых частей заявок на участие в электронном аукционе и при подаче заявок на участие в открытом конкурсе. При заполнении поля в заявке с указанием страны наименования у участников нередко возникают определенные сложности.

Понятие

В ФЗ-44 никак не раскрывается понятие страны происхождения товара в рамках осуществления закупочной деятельности.

Для того чтобы определиться с официальной позицией в отношении указанного термина, можно обратиться к разъясняющему письму Минэкономразвития.

В письме №Д28И-1889 от 2014 года заказчикам рекомендовано придерживаться понятия, которое было закреплено в ч. 1 ст. 58 Таможенного союза.

https://www.youtube.com/watch?v=L1A3FQyfNZM

Согласно ему страна происхождения товара представляет собой государство или несколько стран, на территории которых товар произведен полностью или был обработан.

Для чего требуется указывать страну происхождения в заявке на участие? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 14 44-ФЗ. Здесь сказано, что для всех закупок, которые осуществляют государственные и муниципальные заказчики, действует национальный режим.

Помимо этого, для некоторых категорий товаров, произведенных в странах ЕАЭС (России, Беларуси и Казахстане) действуют 15%-е ценовые преференции. Перечень таких товаров утвержден Постановлениями Правительства.

Нужно ли в запросах котировок указывать подробные сведения о том, где был произведен данный товар? На основании п. 6 ч. 3 ст.

73 44-ФЗ требование об указании страны происхождения предъявляется заказчиком только в том случае, если закупка осуществляется в рамках национального режима. В ст.

14 44-ФЗ установлены случаи, когда к закупке не допускаются товары иностранного производства, или ограничивается их допуск.

В остальных случаях пункта, который требовал бы указания на страну производства, в заявке на участие быть не должно.

Какими документами подтверждается наименование страны

При закупке через электронный аукцион страна происхождения товара указывается в первой части заявки на участие. Ко второй части заявки необходимо будет приложить соответствующие декларации и сертификаты на товар, которые запрашивает заказчик.

Отсутствие указанных документов не может стать основанием для отклонения первой части заявки, иначе это будет являться грубым нарушением закона.

При участии в конкурсе все документы передаются единовременно без разбивки на этапы.

Для подтверждения того факта, что товар был произведен на территории ЕАЭС, часто используются сертификат СТ-1 и акт экспертизы, выданные в Торгово-промышленной палате, либо копии инвестиционных контрактов.

Если заказчик не запросил дополнительные документы, то страну происхождения товара нужно просто задекларировать. При этом поставщик не имеет права сообщать недостоверные сведения, иначе заказчик может отказаться от подписания с ним контракта либо расторгнуть его в одностороннем порядке, а сведения о поставщике передать в РНП.

Как правильно указать происхождение товара в заявке

Для того чтобы правильно указать страну происхождения товара, необходимо учесть Постановление Росстата РФ от 2001 года №529-ст. Именно этот документ содержит официальные наименования стран происхождения и допустимые сокращения.

В перечень наиболее распространенных ошибок, которые допускают участники торгов, входят следующие:

  1. Участники используют сокращения, которые недопустимы по классификатору. Это, в частности, такие сокращения как РФ, КНР или США. Хотя данные сокращения являются широко употребимыми, но, согласно положениям классификатора, поставщику следует указывать такие наименования как «Российская Федерация» или «Соединенные штаты Америки», которые указаны в классификаторе. Согласно «Инструкции по делопроизводству ФАС» №325 от 2007 года, сокращение «РФ» в официальной документации не допускается.
  2. Другая ошибка – указание конкретного города или региона без упоминания страны. Например, «Московская область» или «Владимирская область». Хотя правильным является указание на «Российскую Федерацию».
  3. Еще одна ошибка – указание привычного наименования «Белоруссия» вместо правильного «Беларусь».
  4. В заявке не допускается использование фраз вроде «Товар российского производства», «Страна производителя – Россия» или «Произведено в России», хотя они и позволяют определить страну производства. В нужном поле заявки нужно просто указать «Российская Федерация».

Термин «страна происхождения товара» стоит отличать от термина «наименование происхождения товара». Согласно ст. 1516 Гражданского кодекса, под наименованием следует понимать конкретное место, которое ассоциируется у поставщика с уникальными товарами. Например, Вологодское кружево, Тульский пряник или Гжель.

Реестр наименований происхождения товара можно найти здесь. Если вместо страны происхождения участника просят указать наименование происхождения товара, то нужно пользоваться вышеуказанным перечнем, а не классификатором стран.

Также страну происхождения стоит отличать от местонахождения производителя. Если в заявке на участие указать на производителя, то заказчик вправе ее отклонить из-за несоответствия документации о торгах.

Нужно понимать, что страна регистрации торгового знака также не совпадает со страной происхождения. Так, например, товар может быть произведен в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США (например, Apple).

Последние изменения в классификаторе стран происхождения товара, актуальные на 2019 год

В классификатор стран мира регулярно вносятся изменения. В числе последних изменений можно выделить:

  1. 2019 год: изменилось указание страны 328 – Гайна – Кооперативная Республика Гайана – GY – GUY.
  2. 2018 год: изменилось указание «748 – СВАЗИЛЕНД – Королевство Свазиленд» на «748 – ЭСВАТИНИ – Королевство Эсватини», полное название “Ливия” на “Государство Ливия” у кода LY.

Также, согласно последним изменениям в ФЗ-44, участник должен указывать на страну производства в первой части заявки, только если на указанную продукцию распространяются определенные запреты и ограничения. Это касается товаров из числа:

  1. Программного обеспеченияиз перечня Постановления Правительства (ПП) №1236.
  2. Изделий машиностроительной отрасли из ПП №656.
  3. Товаров легкой промышленности из ПП №791.
  4. Продукции из ПП №9.
  5. Мебели и товаров деревообрабатывающей отрасли из ПП №1072.
  6. Радиоэлектроники из ПП №968.
  7. Медицинских товаров из ПП№102 и лекарств по ПП№1289.
  8. Продуктов питания из ПП№832.

Таким образом, поступившие от участников закупок по 44-ФЗ заявки на участие должны содержать указание на наименование происхождения товара, которые предполагается к поставке.

Для правильного указания страны происхождения участникам закупки следует придерживаться наименований, которые прописаны в Общероссийском классификаторе стран мира, утвержденном в 2001 году №529-ст.

Если участник не будет придерживаться установленных правил, то его заявку могут отклонить.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/strana-proishozdenia.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: