Статья 33. Правила описания объекта закупки

Содержание
  1. Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ: правила описания объекта закупки, перечень данных, которые должны в него включаться
  2. Правила описания объекта закупки
  3. Данные, включаемые в описание объекта закупки
  4. Какие данные не допускается указывать
  5. Способы избежать ошибок при ведении закупок
  6. Установление противоречивых и избыточных требований в описании
  7. Неуказание конкретных требований к техническим характеристикам
  8. Неуказание в описании объекта закупки слов «или эквивалент»
  9. Правила описания объекта закупки по статье 33 44-ФЗ
  10. Что нельзя указывать
  11. Характеристики
  12. Гарантия качества
  13. Изменения в законе с 2020 года
  14. Подготовка к закупке: описание объекта закупки. Часть 1 – основные принципы
  15. Описание объекта закупки при поставке товара
  16. Можно ли указывать в ТЗ марки, модели, товарные знаки и т.д.?
  17. ТЗ на строительные работы
  18. ТЗ на услуги
  19. Как описать объект закупки
  20. Правило 1. Используйте максимальные и минимальные значения показателей, а также неизменяемые показатели, которые не меняются согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ
  21. Правило 2. Значения показателей описывайте при помощи слов, словосочетаний, знаков: «должен» или «не должен», «или», «либо», «не более» или «не менее», «не выше» или «не ниже», «от» или «до», «», «не ранее», «не позднее» и др. Опишите в инструкции для участника, как читать описание объекта закупки. Например, как трактовать слова «менее», «или», диапазоны значений
  22. Характеристики и показатели для описания объекта закупки выбирайте в четыре шага:
  23. Шаг 1. Скопируйте характеристики из КТРУ
  24. Правила описания объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ
  25. Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ как регулятор правил
  26. Типичные ошибки при описании объекта закупки и варианты их исправления

Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ: правила описания объекта закупки, перечень данных, которые должны в него включаться

Статья 33. Правила описания объекта закупки

От правильного описания объекта закупки зависит результативность торгов, а также отсутствие претензий со стороны контролирующих инстанций по 44-ФЗ. Описание объекта закупки является обязательной составной частью любой закупочной документации.

Правила описания объекта закупки

Правила описания объекта закупки прописаны в ст. 33 44-ФЗ. Статья состоит из 6 частей и содержит требования, которые необходимо прописать в отношении объекта закупки, а также те, которые недопустимо указывать в закупочной документации.

Обязательные требования к объекту закупки указываются для того, чтобы поставщики могли однозначно его идентифицировать. Недопустимые требования прописаны в 44-ФЗ в целях предотвращения ограничения конкуренции и злоупотреблений со стороны заказчика.

Данные, включаемые в описание объекта закупки

Заказчик максимально подробно перечисляет потенциальные требования к объекту закупки, чтобы поставщик мог понять, какую продукцию желает получить заказчик.

На основании ч. 1 ст. 33 44-ФЗ при описании объекта закупки необходимо прописать следующие характеристики объекта закупки:

  • качественные;
  • технические;
  • функциональные;
  • эксплуатационные (при необходимости).

Качественные характеристики предполагают совокупность свойств и признаков объекта, описывающих его, и соответствие ожиданиям заказчика.

Технические свойства предмета торгов – это конкретные параметры, определяющие регламент и порядок действий в процессе поставки, выполнения работ или оказания услуг.

Функциональные требования к объекту закупки указывают на его способность выполнять свою базовую функцию. Заказчик указывает назначение товара и условия его применения по назначению.

К эксплуатационным характеристикам относят показатели надежности и работоспособности. Это, например, долговечность, прочность, экономические и гигиенические параметры и пр.

Информацию о необходимых характеристиках товаров заказчик может получить из ГОСТов, ранее подписанных контрактов, из коммерческих предложений, общедоступных источников информации и пр.

Обычно описание объекта закупки входит в состав техзадания, которое выступает неотъемлемой частью закупочной документации. Хотя обязательная разработка данного документа законом не предусмотрена.

При описании объекта закупки заказчик вправе дополнять его спецификациями, планами, эскизами, чертежами, результатами работ и тестирования.

Требования могут дополнительно распространяться на методы испытаний, упаковки, маркировки и документы.

Дополнительно в документации заказчик может привести изображение поставляемого товара, которое позволяет его однозначно идентифицировать поставщику и сделать окончательное ценовое предложение.

Если у заказчика есть образец или макет объекта закупки, то он должен включить в документацию место и время осмотра образца участниками закупки.

Отдельные требования предъявляются к описанию закупаемых лекарств. В закупочной документации указываются международные непатентованные наименования лекарств. При их отсутствии заказчик может прописать группировочные либо химические наименования. Торговые наименования заказчик вправе прописать только в ограниченных случаях (при закупках по п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

В закупочную документацию включается дополнительное условие о том, что поставляемый товар должен быть новым и не быть до этого в ремонте и не являться восстановленным.

Одним из нововведений 2019 года стало то, что при закупках работ по строительству и реконструкции заказчику теперь необходимо приложить проектную документацию (если только она требуется в данной закупке или по требованиям закупки не нужно ее разработать). Если заказчик прилагает закупочную документацию, то это считается должным исполнением требований к описанию объекта закупки.

На основании ч. 4 ст. 33 44-ФЗ заказчик имеет право установить требования следующего характера:

  • к гарантийному обслуживанию;
  • к эксплуатационным затратам;
  • к монтажу и наладке товара;
  • к обучению лиц, которые занимаются обслуживанием и использованием товара.

Правила описания отдельных объектов закупок и закупок в рамках гособоронзаказа могут быть прописаны в специальных нормативно-правовых актах.

Стоит учитывать, что если заказчик предъявляет к закупаемому товару слишком много требований, то потенциальный поставщик может пожаловаться на него в ФАС. Заказчик, который не сможет отстоять свою позицию, может быть привлечен к ответственности за ограничение конкуренции.

Если поставщику остались непонятны отдельные пункты закупочной документации в части описания объекта, то он вправе подать запрос на ее разъяснение. Заказчик обязан будет предоставить официальный ответ и при необходимости изменить закупочную документацию.

Какие данные не допускается указывать

В описании объекта закупки на основании п. 1 ч. 1. ст. 33 44-ФЗ не допускается указывать:

  • товарные знаки;
  • фирменные наименования;
  • знаки обслуживания;
  • патенты;
  • промышленные образцы;
  • полезные модели;
  • наименование страны происхождения товара;
  • иные требования к товарам, работам и услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупок.

Допустимо использовать в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент».

Законодательно также прописаны условия, когда заказчик вправе указывать конкретный товарный знак:

  • если производится закупка расходных материалов и запасных частей к используемому заказчиком оборудованию;
  • при необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком.

В п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ указано, что заказчик не может использовать при описании показатели, требования, терминологию и пр., противоречащие техническим стандартам, действующим в РФ.

При проведении закупок лекарств предметом одного контракта не могут выступать лекарства с разными международными наименованиями или с разными химическими и группировочными наименованиями при условии превышения НМЦК предельного значения, установленного Правительством.

Согласно ч. 3 ст. 33 44-ФЗ, в закупочную документацию не допускается включение требований (в том числе в составе качественных и технических характеристик) следующего рода:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки, в том числе к квалификации и наличию у него опыта работы;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей у участника закупки;
  • к наличию технологического оборудования у участника;
  • к наличию у участника трудовых и финансовых ресурсов для исполнения контракта, кроме тех случаев, когда такие требования могут быть установлены, например, при проведении конкурса или аукциона по нормам Постановления Правительства от 2015 года №99.

Способы избежать ошибок при ведении закупок

При описании объекта закупки заказчику нужно придерживаться следующих правил:

  1. Под описание товара должны подходить минимум две модели производителей. Некоторые заказчики описывают характеристики так подробно, что под него может подойти только один конкретный товар, или вовсе не подходит ни один.
  2. Указывать можно только те параметры, которые поставщик может установить без проведения лабораторных испытаний или привлечения специализированного оборудования.
  3. Нужно правильно подобрать наименование объекта закупки.
  4. При закупках товара, в отношении которого есть действующий ГОСТ, заказчику достаточно сослаться на номер стандарта. При указании ГОСТа нужно учитывать, чтобы требования в технической документации ему не противоречили.
  5. Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции, включая ее маркировку.
  6. При описании следует учитывать только объективные формулировки, следует избегать субъективных формулировок «не хуже» либо «не лучше».
  7. Нужно отслеживать правильность указания единиц измерения. Например, указание «мм» вместо «м» может привести к неприятным сюрпризам при поставке товара поставщиком.
  8. При указании товарного знака нужно не забыть на указание возможности поставить эквивалент.
  9. Копировать сведения из открытых источников нужно с осторожностью. Информация в них может соответствовать определенной модели или противоречить.

Ошибки при подготовке описания объекта закупки встречаются весьма часто, и нередко дела по данному вопросу становятся предметом разбирательств в антимонопольной службе или в суде. Наиболее распространенными ошибками заказчиков являются три:

  1. Указание на товарный знак без возможности поставки эквивалента.
  2. Неуказание конкретных характеристик товара.
  3. Установление противоречивых или избыточных требований к товарам.

Для повышения прозрачности сферы государственных закупок и снижения коррупционных рисков в последние годы Правительством велась работа по стандартизации подходов к описанию товара по 44-ФЗ и установке единообразных наименований. В этих целях Постановление Правительства №145 от 2017 года утвердило порядок формирования и ведения каталога товаров, работ и услуг в ЕИС, а также правила его использования заказчиками. В 2019 году в каталоге находилось свыше 60 тыс. наименований товаров, работ и услуг.

Информация из каталога обязательна для применения в отношении товаров, работ и услуг, которые находятся в перечне с указанной в каталоге даты. По умолчанию сроки для применения информации составляют 30 дней со дня утверждения.

Установление противоречивых и избыточных требований в описании

Установление противоречивых требований к объекту закупки выступает нарушением ч. 1 ст. 50 44-ФЗ. Кроме того, ФАС может найти в действиях заказчика нарушение норм КоАП.

Избыточные требования к объекту закупки также становятся предметом судебных разбирательств. Если заказчик не сможет доказать, что другой способ описания объекта был невозможен, то ему грозит ответственность.

Такая характеристика, как цвет товара, нередко рассматривается, как избыточная. Весьма велики риски ее оспаривания в суде и ФАС. Но если для заказчика цвет принципиален, то заказчик может цвет указать.

Например, один из участников закупок пожаловался в ФАС на заказчика, который установил требование о поставке хирургических нитей синего цвета. Но заказчик смог отстоять свою правоту, указав, что синий цвет контрастен по отношению к органам человека и его наиболее удобно использовать в процессе операции.

Тогда как требование по поставкам ручек с серебристыми колпачками уже будет воспринято, как нарушение.

Неуказание конкретных требований к техническим характеристикам

На основании ч. 2 ст. 33 44-ФЗ в документацию о закупке нужно включить требования к объекту закупки, которые позволяют четко определить соответствие товара, работы и услуги установленным требованиям. При этом заказчик указывает предельные или минимальные значения подобных показателей или те, которые не могут изменяться. Отсутствие таких требований является нарушением норм ст. 33 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать показатели, которые отсутствуют у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки должны отвечать реальным потребностям заказчика.

Например, в одной из закупок заказчик установил требование о том, что ширина наградной ленты должна быть не менее 22 см.

Это не позволило поставить товары, отвечающие запросам заказчика многим поставщикам (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС №1037/03 от 2015 года).

Пример корректного описания объекта закупки: «бумага офисная», «формат А4», «плотность от 80 г/кв. м», «белизна от 146%», «в пачке 500 листов».

Менее рискованным для заказчика является указание числовых параметров, сопровождающееся словами «не более», «не менее» и пр. В этом случае контролирующие инстанции приходят к выводу о возможности предоставить эквивалентные товары.

Неуказание в описании объекта закупки слов «или эквивалент»

При описании некоторых товаров применяются исключения из правил. Например, заказчик не установил в документации возможность поставки эквивалента.

В суде он пояснил, что оборудование не совместимо для работы с товарами другой марки. Суд встал по этому вопросу на сторону заказчика.

Таким образом, указание на эквивалент можно не включать, если имеющиеся у заказчика материальные ценности не совместимы с товарами другой идентификации.

Контролирующие инстанции сочтут способ описания объекта закупки соответствующим законным требованиям, если нет другого способа, который смог бы обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта.

Другим исключением из общих правил описания объекта являются ситуации, когда при выполнении работ, оказании услуг планируется использовать определенные товары, не являющиеся предметом контракта.

Арбитражными судами при оценке правомерности требований, установленных заказчиком, учитываются:

  1. Не указывают ли приведенные требования к товару на единственного производителя или поставщика, если на рынке работают несколько участников.
  2. Повлекут ли установленные требования ограничения участников закупки.
  3. Были ли поданы заявки на участие в закупке.
  4. Поступали ли запросы на разъяснение документации.
  5. Обусловлены ли требования к объекту необходимостью обеспечения работы с имеющимся оборудованием у заказчика.

Таким образом, описание объекта закупки становится обязательной частью любой документации о закупках. Такое описание входит в состав закупочной документации и позволяет однозначно определить качественные, технические и функциональные характеристики товара, который закупается. Полный спектр требований к товарам и услугам закреплен в ст. 33 44-ФЗ.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/opisaniya-obyekta.html

Правила описания объекта закупки по статье 33 44-ФЗ

Статья 33. Правила описания объекта закупки

Описание объекта закупки, согласно ст. 33 44-ФЗ, должно сопрягаться с его качественными и количественными характеристиками. С помощью описания товаров, работ, услуг поставщики, подрядчики, исполнители идентифицируют объект торга, а заказчики получают возможность получить в точности то, что им необходимо.

Составляя описание закупочного объекта, необходимо следовать таким правилам:

  1. Использование ссылки на товарный знак предмета должно сопровождаться её дополнением из слов «или эквивалент». Товарный знак может быть указанным также при несовместимости товаров, снабжённых другими товарными знаками, и при потребности в создании возможности взаимодействия их с товарами, которые используются заказчиком, а также в процессе закупок запчастей и расходных материалов к оборудованию и машинам заказчика при наличии обоснования этого в техдокументации.
  2. Применяющиеся при составлении описания требования, терминология и условные обозначения, которые относятся к техническим, функциональным, качественным характеристикам закупочного объекта, должны соответствовать техническим регламентам в соответствии с законодательством РФ.
  3. В описание вносятся чертежи, планы, эскизы, спецификации, результаты тестирования и работы, требования к методам проводящихся испытаний, упаковки в соответствии с правилами ГК РФ, а также маркировка, этикетки, процессы и методы производства в соответствии с требованиями техрегламентов.
  4. Включаемое в описание изображение поставляемого закупочного объекта обязано давать возможность его идентификации и подготовки заявки.
  5. В документе с описанием предмета закупки должны присутствовать сведения о месте, сроках начала и завершения, графике и порядке знакомства участников торгов с образцами или макетами товаров, если заключаемый контракт подразумевает соответствие поставляемого закупочного объекта образцу или макету.
  6. В случае, когда в качестве закупочного объекта фигурируют лекарственные средства, в описании должна присутствовать ссылка на международные непатентованные наименования лекарственных средств. При отсутствии подобных наименований требуется указывать химические группировочные названия. Этого требует правила наименования объекта закупки по 44-ФЗ.

Что нельзя указывать

Описание предмета торгов ни в коем случае не должно каким-либо образом нарушать конкурентные условия для всех участников закупок.

В противном случае подобное описание может вызвать пристальное внимание со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Поэтому, описывая объект закупки, не следует:

  • указывать его характеристики, которые не присутствуют на рынке аналогичных товаров;
  • вносить требования касательно товарных знаков, фирменных названий, патентов, промышленных образцов, знаков обслуживания, названия страны, где производится товар, если эти требования и указания приводят к ограничению числа участников торгов;
  • включать в закупочную документацию требования к производителю товаров, участнику закупки, к его квалификации и деловой репутации, к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых или иных ресурсов.

В качестве источника описания объекта закупки может служить информация, взятая из:

  • документации по стандартизации и техническому регулированию;
  • выполненных контрактов;
  • рекламных материалов и каталогов;
  • официальных информационных источников, статистических данных;
  • результатов рыночных исследований, коммерческих предложений;
  • статей, обзоров, форумов, сведений из интернета;
  • нормативно-технических, производственно-административных, справочно-информационных документов;
  • стандартов, технорм, правил и техусловий.

Структурированные описания закупочных объектов содержатся в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ) на базе общероссийского классификатора ОКПД2.

Каталог находится в ЕИС и служит своеобразным камертоном, который задаёт тон в описании заказчиками закупочных предметов по единому образцу. Результат данных действий отображается в составлении:

  • обосновывающих закупки форм;
  • планов-графиков;
  • извещений, приглашающих принять участие в закупках;
  • закупочной документации;
  • контрактных соглашений и отчётов об их выполнении.

Характеристики

Описывая закупочные объекты в соответствии с требованиями 44-ФЗ, следует выделять следующие их характеристики:

  • функциональные, представляющие собой указание на способность объекта выполнять свою главную функцию, которая определяет его назначение и использование по этому назначению;
  • технические, очерчивающие конкретные параметры объекта, регламент, порядок действий во время поставки, выполнения работ, оказании услуг
  • качественные, содержащие совокупность характеристик, свойств, признаков, которые обрисовывают закупочный предмет и его соответствие потребностям заказчика;
  • эксплуатационные, которые перечисляют условия , обеспечивающие оптимальную эксплуатацию, в виде прочности, долговечности, экономических и эстетических свойств;
  • экологические, сообщающие о свойствах объекта, содействующих экологической безопасности окружающей среды.

Пример описания

Гарантия качества

При необходимости заказчик имеет право выдвигать требования к гарантированному качеству товара, работы, услуги, а также установления гарантийного срока и объёма предоставления гарантий их качества.

Гарантийные обязательства поставщиков, подрядчиков, исполнителей должны при этом относиться к обслуживанию объектов закупки, к расходам на их эксплуатацию, к обязательному производству монтажа и наладки, к обучению персонала, использующего или обслуживающего предметы закупки.

Также законом оговаривается, что объект поставки должен быть новым, то есть:

  • не пребывавшим в эксплуатации;
  • не находившимся в ремонте;
  • не бывшим восстановленным;
  • не подвергавшимся замене своих составных частей.

Изменения в законе с 2020 года

Гарантийные обязательства, о которых шла речь выше, внесены в закон в качестве новой редакции ч. 4 ст. 33 44-ФЗ.

Изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ коснулись также ч. 1 ст. 33 44-ФЗ , в которую добавили п. 8.

Согласно ему, документация, составляемая в процессе закупки строительных работ, капремонта, реконструкции, сноса объектов капстроительства, обязана включать в себя проектную документацию, соответствующую требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Этого не нужно делать в случаях, когда составление проектных документов данным законодательством не предусматривается. Не требуется предварительного включения проектной документации, если предмет контракта представляет собой именно проектирование объекта капстроительства.

Точное описание предмета закупки в процессе закупочной деятельности в соответствии с требованиями ст.

33 44-ФЗ представляет собой необходимый и обязательный элемент формирования документации в этой сфере.

Несоблюдение этой обязанности чревато проблемами, с которыми могут столкнуться заказчики, поставщики, подрядчики, исполнители в процессе закупочной деятельности, а также солидными штрафными санкциями.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/pravila-opisanija-obekta-zakupki-po-state-33-44-fz

Подготовка к закупке: описание объекта закупки. Часть 1 – основные принципы

Статья 33. Правила описания объекта закупки

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В прошлый раз мы разобрались с планированием закупок, и настала пора определить – что именно мы будем покупать, то есть подготовить описание объекта закупки или, как его чаще называют, техническое задание (ТЗ). Да, у заказчика может быть ТЗ ещё до начала этапа планирования, но не факт, что оно будет составлено с учётом требований законодательства о контрактной системе.

Общие требования к описанию объекта закупки установлены в статье 33 Федерального Закона 44-ФЗ.

Однако основной принцип подготовки ТЗ связан не только с положениями 44-ФЗ, в большей части основанными на соблюдении принципов конкуренции, но и с бюджетным кодексом – в соответствии со статьёй 34 БК РФ заказчики, как участники бюджетного процесса, должны руководствоваться принципом эффективности использования бюджетных средств, то есть исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Действия заказчика не должны вести к ограничению конкуренции, но одновременно с этим заказчик должен максимально эффективно использовать бюджетные средства при осуществлении закупок.

Описание объекта закупки – это краеугольный камень любой закупки. Недаром есть шутливая поговорка “Без внятного ТЗ результат ХЗ”, которая вполне оправдана.

Ведь от того, насколько правильно и полно описаны необходимые заказчику характеристики товара, работы или услуги, зависят и начальная (максимальная) цена контракта, и то, что получит заказчик в ходе исполнения контракта.

Например, если в ТЗ на электрический чайник указать требования только к его объёму и длине шнура, то есть риск получить маломощный чайник большого объёма, который будет очень долго закипать.

Но и “перегибать палку” с характеристиками тоже не стоит. В случае с чайником установление требований к его цвету, размерам и массе будет избыточным.

Это может привести к ограничению конкуренции, жалобе и, возможно, штрафу. Поэтому заказчик при подготовке ТЗ должен соблюдать “золотую середину”.

Описание объекта закупки при поставке товара

Коли мы уже взяли электрочайник в качестве примера, давайте его и “добьём”. Какие характеристики важны? Объём и мощность – понятно. Материал корпуса? Скорее да, т.к. пластиковые чайники зачастую влияют на вкус и запах воды и быстрее приходят в негодность.

Тип нагревательного элемента? Определённо – чайник со скрытым нагревательным элементом проще содержать в чистоте. Наличие автоматического отключения? Безусловно. Конструкция типа “чайник+подставка”? Тоже да, т.к.

обеспечивает мобильность без необходимости подключения/отключения шнура, что сказывается на долговечности товара.
Возможность вращения чайника на подставке, цвет, размеры, масса, подсветка, звуковые сигналы и прочий “тюнинг” – нет.

Почему? Потому что эти характеристики не влияют ни на функционал, ни на срок “жизни” товара. Другими словами, обычный чёрный электрочайник вскипятит воду точно так же, как красный вращающийся чайник со световыми и звуковыми “спецэффектами”.

Ни в Бюджетном Кодексе РФ, ни в законодательстве о контрактной системе нет слов “хочу” и ему подобных, есть только словосочетание “обеспечение нужд”. Причём эти нужды должны быть обеспечены максимально эффективно как с прикладной, так и с финансовой сторон. Чайник должен кипятить воду, а не мигать лампочками и играть мелодии.

В итоге ТЗ на чайник получилось таким:

Но разве заказчику будет хуже, если ему поставят чайник большего объёма и/или мощности? Или стеклянный вместо стального? Наверняка нет. Поэтому заказчик может устанавливать требования к максимальным и/или минимальным, а также взаимоисключающим значениям характеристик.

Более того – в большинстве случаев заказчик должен так делать, иначе он рискует получить жалобу на ТЗ вроде “у меня есть чайник мощностью 2200 Вт, он лучше (т.к. закипает быстрее), заказчик ограничил конкуренцию“.

Безусловно, каждый случай рассмотрения жалобы уникален, и вполне возможно, что заказчик сможет убедить антимонопольщиков, что мощность чайника должна быть именно 1800 Вт, потому как меньшая мощность увеличит время закипания, а большую не выдержит электропроводка, но это весьма сомнительно.
Поэтому ТЗ может выглядеть так:

Почему мы ограничили максимальный объём чайника? Да потому, что если этого не сделать, участник может предложить чайник объёмом 10 литров и мощностью 1800 Вт.

Во-первых, нам такой объём ни к чему, во-вторых, очевидно, что нагреваться такой “чайник” будет очень и очень долго.

Однако заявку этого участника мы не отклоним, он победит в закупке, и нам придётся принять такой товар, что явно не будет являться примером эффективности расходования бюджетных средств.

Конечно, вся эта история с чайником взята “с потолка” и местами утрирована, но я попытался изложить логику, которой должен руководствоваться заказчик при подготовке ТЗ на любой товар.

Идеальный вариант – сделать такое ТЗ, под которое подходит 2-3 товара разных производителей. Для самоконтроля можно сделать это в виде таблицы (не для публикации в составе документации!):

Так шанс того, что поданная жалоба будет признана необоснованной, серьёзно возрастает – ФАС чаще всего признаёт, что в таком случае ограничения конкуренции нет (пример такого решения здесь). Понятно, что всегда найдётся четвёртая модель, которая не будет подходить по одной из характеристик, но заказчик не обязан ориентироваться на всех участников рынка, ему необходимо обеспечить свои нужды.

Можно ли указывать в ТЗ марки, модели, товарные знаки и т.д.?

Можно. Но только в тех случаях, когда заказчику требуется совместимость закупаемого товара с уже имеющимся, или закупаются запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию.

Допустим, у заказчика есть принтер HP LaserJet Enterprise M551dn. Очевидно, что к нему нужно закупать картриджи HP CE400A, CE401A, CE402A, CE403A. Но почему не так называемые “совместимые” картриджи (всякие Cactus, NV Print и т.д.

)? Очень просто – в документации к принтеру указано, что использование неоригинальных расходников может привести к выходу принтера из строя и к аннулированию гарантии.
Да, заказчик вправе купить “совместимые” картриджи, но это сугубо его выбор.

И если в ТЗ написано “оригинальный”, то участники должны предлагать только картриджи HP.

В таких случаях желательно указывать в ТЗ, что поставка эквивалентных товаров недопустима с указанием соответствующих обстоятельств (необходимость соблюдения совместимости, обеспечения взаимодействия и т.п.).

Во всех остальных случаях фирменные наименования, марки и модели должны сопровождаться словами “или эквивалент”. При этом должны быть указаны так называемые параметры эквивалентности, то есть характеристики, которые важны заказчику.

В случае с нашим чайником заказчик вправе написать в ТЗ “Электрический чайник Aceline SS1800 или эквивалент” и установить требования к характеристикам, как мы это сделали ранее.

Нельзя указывать слова “или аналог”, “или эквивалентный” и прочие, т.к. это не предусмотрено положениям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ-44. Только “или эквивалент”!

Также заказчик может включить в ТЗ изображение поставляемого товара и установить требование о соответствии такого товара этому изображению.

Однако следует понимать, что эти действия также могут привести к ограничению конкуренции. Например, если заказчик при осуществлении закупки офисной бумаги приложил в ТЗ изображение бумаги “Снегурочка” и потребовал соответствия товара изображению, это будет явным ограничением.

Другое дело, если закупаются пешеходные ограждения, и заказчику для соблюдения единообразности нужны ограждения определённой конструкции. В подобных случаях изображение просто необходимо:

Пешеходное ограждение типа “Крест”

Можно включить в ТЗ изображение со словами “изображение приведено справочно”. Такое можно нередко встретить в закупках мебели – не всегда из текста можно понять, какой именно шкаф или стол нужен заказчику.

Пример ТЗ со “справочным” изображением

При этом желательно, чтобы на изображениях не было указания фирменных и торговых наименований, моделей, марок и т.д.

Если это всё-таки неизбежно, то нужно, чтобы где-нибудь в документации (например, в инструкции по заполнению заявки) была примерно такая оговорка:«Наименования товарного знака, модели, знака обслуживания, фирменного наименования, патентов, технических условий на товар, полезных моделей, промышленных образцов, завода-изготовителя, производителя товара, страны происхождения товара по тексту документации и извещения не читать или читать в сопровождении слов «или эквивалент», если иные условия прямо не предусмотрены документацией о закупке»

Также при необходимости нужно установить требование о совместимости между собой товаров, включённых в одну закупку. Например, если заказчик покупает системный блок и монитор, то очевидно, что они должны быть совместимы друг с другом “из коробки” без дополнительных затрат заказчика.

ТЗ на строительные работы

В случае проведения закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства заказчику необходимо включить в состав закупочной документации документацию проектную (в полном объёме!), это и будет являться описанием объекта закупки.

В случае осуществления закупки других строительных работ (текущий ремонт, содержание объекта капстроя, строительство некапитальных объектов и т.д.

) заказчик готовит “обычное” ТЗ, но с учётом одной особенности: заказчик может установить в ТЗ требования к товарам, но требовать предоставления конкретных показателей в составе заявок на участие можно только в отношении товаров, которые будут поставляться в ходе исполнения контракта.

Если заказчику нужно, скажем, покрасить стену, то краска будет использоваться, а не поставляться. Заказчик будет принимать работы (окрашенные стены), а не банки с краской. Другое дело с закупкой “Установка кондиционера”, в результате которой подрядчик должен будет купить и установить кондиционер.

Скорее всего это оборудование заказчик будет ставить на баланс, то есть принимать по накладной как товар.Такой же позиции придерживается ФАС, в том числе своём письме от 25.06.2020 №ИА/53616/20

ТЗ на услуги

Здесь всё так же, как и с текущим ремонтом – характеристики товаров описать можно, но требовать в заявке “конкретику” можно только на те товары, которые будут поставляться в ходе оказания услуг. Для наглядности:
1.

Услуги по уборке помещений – моющие средства, швабры, веники, вёдра и т.д. будут использоваться при оказании услуг;
2. Услуги по изготовлению бланков – результатом оказания услуг будет являться поставка изготовленных бланков.

Подытожим

Как мы определили ранее, не стоит устанавливать избыточных требований к поставляемым товарам, оказываемым услугам или выполняемым работам.
Был случай, когда заказчик в закупке охранных услуг установил требования к униформе охранников.

И всё бы ничего, если бы это были общие требования, установленные в том числе в федеральном законодательстве, но… “На задней части брюк с левой стороны должен быть карман, застёгивающийся на пуговицу”.

Спрашиваю заказчика, мол, а если карман будет справа или его вообще не будет? Смеётся =)

Или требования к химическому составу товаров и к результатам испытаний. ФАС уже не раз в своих письмах излагал свою позицию

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Эта позиция подтверждена множеством решений комиссий УФАС, признавших наличие нарушений в действиях заказчика.

Да, зачастую ТЗ для заказчика пишут потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), и пишут его “под себя”. Но заказчик всегда должен держать ухо востро, ведь в случае чего спрос будет именно с него.

В следующих статьях мы продолжим тему описания объекта закупки – поговорим о каталоге товаров, работ, услуг, а также об особенностях описания отдельных видов объектов закупок.
______________________________________________________________________________

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d0b18cfa692c900afdb88de/podgotovka-k-zakupke-opisanie-obekta-zakupki-chast-1-osnovnye-principy-5f7e483315099c198ac9f929

Как описать объект закупки

Статья 33. Правила описания объекта закупки
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Чтобы описать объект закупки, берите сведения из КТРУ и стандартов, сверяйтесь с ведомственным перечнем.

Описание оформите техническим заданием, а при закупке работ на объекте капитального строительства – проектной документацией.

Читайте подробнее, какие правила соблюдать при описании объекта закупки и как накажут, если допустить ошибки.

Правило 1. Используйте максимальные и минимальные значения показателей, а также неизменяемые показатели, которые не меняются согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ

Когда показатель возможно измерить, применяйте диапазонные, а не точные значения. Точные значения ограничивают конкуренцию.

Например, если закупаете системный блок, укажите в требованиях к процессору: «количество ядер – не менее 4».

Если напишете «количество ядер – 4», в закупке не смогут участвовать организации и физические лица, которые готовы поставить процессоры с количеством ядер более четырех. Такой вывод следует из частей 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Правило 2. Значения показателей описывайте при помощи слов, словосочетаний, знаков: «должен» или «не должен», «или», «либо», «не более» или «не менее», «не выше» или «не ниже», «от» или «до», «», «не ранее», «не позднее» и др. Опишите в инструкции для участника, как читать описание объекта закупки. Например, как трактовать слова «менее», «или», диапазоны значений

Разъяснения по правилам дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Заказчик описал товар не по инструкции

Заказчик в инструкции к заявке прописал: «Если в описании объекта закупки указан знак “;”, то участник указывает один из показателей товара». Например, материал унитаза «фарфор; полуфарфор» означает, что претендент самостоятельно выбирает из двух материалов.

Участник закупки обжаловал в ФАС требование к керамической плитке: «Сорт 1; водопоглощение, % – не более 16». Комиссия Чувашского УФАС указала, что заказчик описал товар неверно: для плитки указывают и сорт, и процент водопоглощения (решение Чувашского УФАС от 26.04.

2017 № 82-К-2017).

В зависимости от объекта закупки включите в описание:

  • планы, чертежи, эскизы, фотографии;
  • результаты работы или тестирования;
  • требования к испытаниям, методам испытаний, упаковке, маркировке, этикеткам, условным обозначениям и терминологии;
  • требование подтвердить, что процессы и методы производства отвечают требованиям технических регламентов, стандартов, техусловий.

Эту информацию включайте на свое усмотрение. Если указали требование, чтобы товар отвечал изображению, включите изображение в документацию. Например, при закупке детской игровой площадки приложите изображения элементов площадки.

Когда товар должен отвечать образцу или макету, дайте возможность участникам осмотреть образец или макет. Для этого пропишите в документации место, где организуете осмотр, дату начала и окончания, график, порядок осмотра.

Правила закреплены в пунктах 3, 4 и 5 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Характеристики и показатели для описания объекта закупки выбирайте в четыре шага:

  1. Скопируйте характеристики из КТРУ.
  2. Возьмите сведения из стандартов.
  3. Выберите дополнительные характеристики.
  4. Сверьтесь с ведомственным перечнем.

Первоочередной источник информации для описания объекта закупки – каталог товаров, работ и услуг в ЕИС. Как действовать, если в каталоге нет сведений о продукции или их недостаточно подскажет онлайн-помощник.

Просто нажмите на кнопку ниже и подтвердите обращение кликнув на “Спасибо, понятно”.

Шаг 1. Скопируйте характеристики из КТРУ

Откройте каталог товаров, работ и услуг с главной страницы сайта ЕИС одним из двух вариантов.

Вариант 1 – через верхнюю панель.

Вариант 2 – через раздел «Информация для пользователя».

В строке поиска введите название объекта закупки или код позиции КТРУ. Для одного товара в КТРУ подходит одна или несколько позиций.

Чтобы изучить характеристики продукции, кликните на код позиции и далее выберите раздел с описанием.

Возьмите из каталога сведения:

  • наименование продукции;
  • единицу измерения;
  • описание товара, работы, услуги.

С 1 июля 2019 года обязанность указывать название продукции по каталогу исключили из Закона № 44-ФЗ. Однако такое требование по-прежнему есть в Правилах использования каталога, которые Правительство утвердило на основании части 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ. Поэтому название продукции указывайте согласно позиции каталога (п. 4 Правил, утв. постановлением № 145).

Для описания продукции выбирайте обязательные характеристики из каталога. Необязательные характеристики включите в описание на свое усмотрение.

Источник: https://44fzrf.ru/kak-opisat-obekt-zakupki/

Правила описания объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ

Статья 33. Правила описания объекта закупки

Любое проведение закупки, которое осуществляется на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», предусматривает обязательное проведение описания объекта закупки.

Каким образом должна формироваться данная часть документации о закупке и какие правила следует соблюдать заказчику?

Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ как регулятор правил

Так как проведение закупочных процедур требует тщательного описания объекта, ради получения которого и проводится такая процедура, в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок» выделена специальная статья, которая четко формулирует правила, в соответствии с которыми может оформляться документация о закупке, в частности, описываться объект закупки.

Данная статья постоянно подвергается изменениям, последние из которых были внесены Федеральным законом №504-ФЗ от 31 декабря 2017 года и вступили в силу с 1 июля 2018 года.

В основном проводимые с 2014 года изменения данной статьи направлены на то, чтобы в полной мере отразить те нюансы, которые формируются в части описания объекта закупки, так как в законодательстве, которое регулирует вопросы, направленные на обеспечение возможностей конкуренции, также постоянно вносятся различные изменения, направленные на формирование свободной конкуренции и возможности осуществления конкурентных закупок.

Статья 33 формирует основные принципы, которыми должен руководствоваться государственный или муниципальный заказчик при проведении работы по формированию документации к той или иной закупке.

Так, в частности, при описании объекта закупки заказчик не имеет права указывать какие-либо сведения, которые могут ограничить возможности для участия в проводимой закупке широкого числа участников, которые могут стать потенциальными исполнителями по тому или иному контракту.

Типичные ошибки при описании объекта закупки и варианты их исправления

При составлении описания объекта закупки нередко государственный заказчик допускает целый ряд ошибок, которые в последующем могут привести к судебному разбирательству по основанию необоснованного ограничения конкуренции. Среди типичных ошибок на сегодняшний день встречаются:

  • отсутствие указания на возможность поставки эквивалента для товара, если для него был указан конкретный товарный знак. В связи с этим законодатель позволил государственному или муниципальному заказчику отказаться от указания слов «или эквивалент», но обосновать в описании объекта закупки, по какой причине не может быть поставлен эквивалент указанного товарного знака, например, в силу технической несовместимости используемого заказчиком оборудования или машин с поставляемыми запасными частями других марок в силу их технического различия;
  • отсутствие конкретных технических характеристик поставляемого товара или выполняемых работ. В данном случае для исправления такой ошибки следует полностью переработать описание объекта закупки и привести его в соответствие с требованиями, установленными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ;
  • наличие противоречивых требований к потенциально поставляемому или выполняемому объекту закупки. Для исправления данной ошибки потребуется переработка документации о закупке и приведение ее в соответствие с требованиями действующего законодательства;
  • наличие слишком большого количества требований к объекту закупки, которые становятся излишними по своему содержанию. Такое излишнее описание может привести к неоправданному ограничению возможности участия в закупке широкого круга поставщиков и возникающей конкуренции.

Чаще всего для того, чтобы исправить все допущенные ошибки, потребуется полная переработка составленной документации к проводимой процедуре закупки.

Если описание объекта закупки составлено неверно, это может привести к проверке нарушений со стороны Федеральной антимонопольной службы и даже к судебным разбирательствам. Если же описание объекта закупки составлено верно, то это позволит избежать возможных проблем для государственного или муниципального заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/opisania-obekta.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: