Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

Содержание
  1. Статья 322 Уголовного кодекса Российской Федерации (организация незаконной миграции)
  2. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, –
  3. а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  4. Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ
  5. Что следует считать незаконным въездом в РФ
  6. Организация незаконной миграции
  7. Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания
  8. Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации как уголовно наказуемое преступление
  9. Общие положения
  10. Уголовный кодекс
  11. Статьи 322 УК РФ и 18.8 КоАП: ответственность за фиктивную регистрацию и незаконное пересечение границы для иностранных граждан
  12. Причины нелегальной миграции в РФ, временная и фиктивная регистрация мигрантов
  13. Правовое регулирование нелегальной миграции в РФ
  14. Административная ответственность за административные правонарушения, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства

Статья 322 Уголовного кодекса Российской Федерации (организация незаконной миграции)

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

1.

Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, –

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, –

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1.

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Источник: https://31.xn--b1aew.xn--p1ai/citizens/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B/gums/%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BC-%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-322.1-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г.

статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции.

«Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей.

Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п.

1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.

2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.

3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п.

2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п.

3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст.

322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п.

6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п.

7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст.

322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст.

322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст.

322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям.

Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п.

9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ.

Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет.

При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.

2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п.

11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.

1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п.

12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.

1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст.

322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.

1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции.

Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п.

15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.

2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу.

Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.

3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ.

«Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания.

Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ.

Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Согласно п.

18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п.

19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст.

14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п.

20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел.

«Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Источник: https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/verkhovnyy-sud-podgotovil-razyasneniya-po-ugolovnym-delam-o-nezakonnoy-migratsii-v-rf/

Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации как уголовно наказуемое преступление

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

Неприкосновенность и недопустимость нарушения государственных границ любой страны — это один из основополагающих принципов любого суверенного государства, к числу которых относится и Российская Федерация.

Существует огромное количество различных нормативно-правовых актов, устанавливающих само понятие – «государственная граница», а также всех производных от этого определения вопросов и положений.

Совершая любые международные перелёты или переезды, следует понимать, что, пересекая государственную границу страны (на суше, в воздухе, под водой и на воде, в недрах) каждый человек соглашается на применение к нему действующих законов принимающей стороны со всеми вытекающими последствиями в случае их нарушения. А о том, какие последствия ожидают нарушителей границы в нашей стране, и пойдёт речь в настоящей статье.

Наказание за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации.

Общие положения

Итак, для начала необходимо определиться с тем, что же считается государственной границей РФ. Для ответа на этот вопрос следует обратиться к положениям статьи 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», в которых указано:

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Следовательно, защита вышеупомянутых линий крайне важна для обеспечения безопасности страны в целом, а в случае их нарушения виновных ожидают самые серьёзные правовые последствия в виде несения уголовной ответственности.

Пояснить и привести все имеющиеся нюансы в рамках отдельно взятой статьи невероятно сложно, если в принципе возможно, но для понимания состава рассматриваемого преступления этого и не требуется, а достаточно лишь разобрать положения Уголовного Кодекса РФ.

Именно об этом и пойдёт речь далее.

Уголовный кодекс

Выше анонсированная уголовная ответственность устанавливается статьёй 322, которая в 2012 году претерпела существенные изменения и дополнения в виде введения в состав новой части под номером 3. В настоящее время положения данной статьи с учётом всех изменений выглядят следующим образом:

  1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 1 статьи 322 УК РФ подразумевает любое фактическое пересечение установленных границ России любым из возможных способов в любом направлении (въезд или выезд) при следующих обстоятельствах:

  • отсутствие документов установленного образца на право въезда или выезда;
  • отсутствие необходимого разрешения на право въезда или выезда.

Документы, упомянутые выше — это паспорт гражданина РФ, дипломатические и служебные паспорта, а также паспорт моряка.

В силу отсутствия фактического разделения субъектов данного преступления по гражданской принадлежности, по части 1 ими могут быть как граждане РФ, так и граждане других стран.

Соответственно для них определён иной список документов установленного образца, к ним относятся виза или вид на жительство.

Следует понимать, что в силу установившихся политических (дипломатических) отношений между нашей страной и странами, которые прямо граничат с Россией, список требуемых документов и порядок их оформления могут отличаться. Например, с Белоруссией, по сути, ничего, кроме паспорта, для пересечения границы в обе стороны не требуется. Эти особенности крайне важно учитывать.

Следует понимать, что данные обстоятельства и нормы распространяются не только на пересечение границ отдельно взятым лицом, которое просто «перешагнуло черту/линию», но распространяются и на незаконный ввоз или вывоз третьих лиц, автомобилей, вещей и т.

 п. То есть, если рассматривать эту норму в контексте реальной практики, то вместе со статьёй 322 УК РФ часто образуется совокупная квалификация и по другим нормам Уголовного кодекса, например, по статье 200.1 – «Контрабанда наличных денежных средств».

Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешён по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, наказывается штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Основания, которые упоминаются в части 2, установлены в статьях 26 и 27 ФЗ № 114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а к ним относятся:

  • лицом были нарушены правила, установленные в пунктах пропуска;
  • сведения, которые были сообщены виновным, носят заведомо ложный характер;
  • лицо за последние 3 года привлекалось к административной ответственности более 2-х раз;
  • не выполнены требования временного пребывания на территории России;
  • лицо является непосредственным участником организации, род деятельности которой признан для нашей страны нежелательным;
  • вынесено решение о депортации;
  • имеется неснятая или непогашенная судимость по преступлению, совершённому на территории РФ;
  • для оформления разрешения были предоставлены ложные документы;
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, – до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;
  • наличие гражданства США с вынесенным решением о нежелательности пребывания гражданина на территории России.

Приведённый список не исчерпывающий, для более полного ознакомления следует ознакомиться со статьёй 27 вышеупомянутого ФЗ.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/gosudarstvo/nezakonnoe-peresechenie-gosudarstvennoj-granitsy-rf.html

Статьи 322 УК РФ и 18.8 КоАП: ответственность за фиктивную регистрацию и незаконное пересечение границы для иностранных граждан

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

По данным Уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой на 2017 год в РФ находилось до десяти миллионов нелегалов, большая часть которых является трудовыми мигрантами из стран бывшего СНГ. Низкий уровень жизни и социально-экономическое развитие этих стран заставляют людей искать работу в России, которая наиболее привлекательна для граждан стран Средней Азии и ближнего зарубежья.

С одной стороны, это порождает рост социальной напряженности среди россиян, с другой – нарушаются права самих мигрантов. Если при пересечении российской границы иностранный гражданин или лицо без гражданства не проходит процедуру временной регистрации, его пребывание становится незаконным, и к нему автоматически применяется термин “нелегал”.

Причины нелегальной миграции в РФ, временная и фиктивная регистрация мигрантов

К основным причинам нелегального въезда и пребывания на территории РФ можно отнести:

  • забюрократизированность процесса регистрации и постановки на учет приезжих, которым проще оставаться на нелегальном положении, нежели оформляться официально;
  • некоторое несовершенство налоговой политики, в результате чего работодателю легче платить серую зарплату нелегалам, чем законно оформлять легальных трудовых мигрантов.

В соответствии с ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» от 18 июля 2006 года все иностранные граждане обязаны после пересечения границы РФ вставать на миграционный учет в региональных подразделениях ГУВМ МВД (бывшая ФМС). Основанием для постановки на учет является предъявление уведомления в семидневный срок иностранным гражданином в ГУВМ МВД о въезде на территорию РФ. Для граждан ЕАЭС и Таджикистана этот срок составляет 30 и 15 дней соответственно.

Нелегалов условно можно разделить на следующие группы:

  • лица, незаконно пересекшие границу РФ;
  • лица, утратившие законные основания для пребывания на территории РФ;
  • лица, работающие по найму на незаконных основаниях (истек срок трудовых контрактов, нет разрешения на работу, нет регистрации и т. д.).

Мигранты могут работать в России только при наличии соответствующего разрешения, имея временную регистрацию. По истечении срока действия трудового контракта лицо обязано выехать из страны.

Закон относит к нелегалам:

  • лиц, не вставших на миграционный учет;
  • не имеющих статус временно проживающего; беженца; лица, попросившего политическое убежище либо переселенца по государственной программе добровольного переселения соотечественников;
  • лиц, нарушивших правила транзита через территорию РФ при следовании в третью страну;
  • граждан, которые нарушили сроки пребывания, предоставленные разрешительными документами.

Часто мигранты пренебрегают официальной временной регистрацией по месту жительства, оформляя фиктивную прописку. В результате предоставляются недостоверные сведения и документы в миграционную службу.

Регистрация не будет считаться фиктивной, если иностранцу предоставлена жилая площадь, выданы ключи. Участковый может прийти для ознакомления с приезжим и местом его проживания.

Иностранцу лучше впустить его и ответить на все интересующие участкового вопросы.

Правовое регулирование нелегальной миграции в РФ

Российское законодательство регулирует проблемы нелегальной миграции следующими ФЗ:

  • Закон «О гражданстве»;
  • Закон « О порядке пересечения российской границы»;
  • Закон «О миграционном учете граждан»;
  • Закон «О правовом положении иностранцев»;
  • УК РФ;
  • КоАП.

В соответствии с данными нормативными актами при пересечении государственной границы РФ лицо должно:

  • иметь миграционную карту;
  • встать на учет в региональных миграционных органах;
  • по окончании срока действия разрешительных документов либо покинуть страну пребывания, либо на законных основаниях продлить действие соответствующих документов.

Под незаконным пересечением границы в соответствии со ст. 322 УК РФ понимается фактическое ее пересечение любым способом без надлежащих документов, предоставляющих право въезда/выезда из РФ.

К таким документам иностранных граждан или лиц без гражданства относятся:

  • национальный паспорт гражданина;
  • вид на жительство;
  • виза.

К незаконному пересечению границы законодатель также относит ее пересечение иностранцем, которому запрещен въезд на территорию РФ и который знает о наложенном на него запрете. Иностранец или лицо без гражданства, въезд которому заведомо запрещен, согласно ст. 322 УК РФ за пересечение границы РФ может быть оштрафован на сумму до 300 тысяч рублей либо приговорен к исправительным работам на срок до 4-х лет, либо к лишению свободы на такой же срок.

Правовая норма не применяется в случае пересечения границы иностранными гражданами или апатридами для использования права получения политического убежища в РФ на основании ст. 63 Конституции РФ, если в их действиях нет состава преступления.

Ст. 322.2 УК РФ предусматривает серьезные санкции за фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства:

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей;
  • либо принудительные работ до трех лет;
  • либо лишение свободы или возможности заниматься определенной деятельностью до трех лет.

Такая мера, предусмотренная в законе, направлена на защиту безопасности российских граждан. Это поможет предотвратить угрозу пребывания различного рода террористов и экстремистов, а также воспрепятствует большому скоплению нелегалов в определенных районах и домах.

Некоторые собственники квартир, фиктивно прописывающих нелегалов, не подозревают, что наказание за фиктивную регистрацию мигрантов понесут в большей степени они, чем те лица, которых они прописывают.

Административная ответственность за административные правонарушения, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства

В соответствии с действующим российским законодательством при нарушении режима въезда и пребывания на территории РФ лицо подлежит либо депортации, либо административному выдворению.

Главой 18 КоАП определены административные правонарушения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядок их пресечения в виде:

  • депортации;
  • административного выдворения за пределы РФ.

Нормы КоАП определяют выдворение, как один из видов административного наказания, который применяется в следующих случаях:

  1. В результате осуществления противоправных действий, которые нарушают государственные интересы по обеспечению безопасности страны, общественного порядка и государственной границы.
  2. В случае грубого нарушения российского законодательства.
  3. В результате сложившейся необходимости по охране и защите законных прав и свобод граждан.

В августе 2013 российским законодательством ужесточены меры по обеспечению контроля за мигрантами. В связи с этим даже нарушение сроков пребывания в РФ всего на один день может стать поводом для вынесения судом наказания в качестве административного выдворения.

Причинами выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть:

  • проживание на территории РФ без разрешающих документов (ст. 18.8 КоАП РФ);
  • если лицо в течение календарного года было привлечено к административной ответственности более 1 раза (ст. 4.1 КоАП РФ);
  • незаконное осуществление трудовой деятельности (ст. 18.10 КоАП РФ);
  • когда предоставлены ложные сведения при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП РФ);
  • при употреблении наркотических средств и отказе от прохождения медицинского освидетельствования (ст. 6.9 КоАП РФ) и так далее.

В настоящее время административное выдворение представляется как безальтернативный вид наказания за нарушение миграционного законодательства.

Согласно ст. 27 ФЗ «О порядке въезда и выезда в РФ» после высылки иностранца за пределы РФ ему будет запрещен въезд в РФ сроком от трех до десяти лет.

Ограничение на въезд сроком на три года предусмотрено в случаях:

  • нелегального нахождения на территории РФ свыше 120 дней;
  • лицо имеет более двух привлечений к административной ответственности.

Ограничение срока на въезд в течение десяти лет предусмотрено в случае депортации гражданина или выдворения во второй раз.

Выдворение за пределы РФ может проводиться в виде:

  1. Самостоятельно контролируемого выезда.
  2. Принудительно контролируемого выезда.

Форма исполнения данного наказания устанавливается судом или должностным лицом пограничной службы. На выбор формы исполнения наказания влияет тяжесть совершенного нарушения иностранным гражданином.

Выдворение и депортация, несмотря на формальную схожесть по смыслу, имеют разную правовую природу.

В соответствии с ФЗ за № 115 от 25.06.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» под депортацией понимаются принудительные действия по высылке иностранца с территории РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего проживания в РФ.

Административное выдворение применяется к лицам даже при наличии у них права на законное пребывание в РФ, как мера ответственности за совершенные проступки.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/narusenie-granic.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: