Статья 322.3. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации

Статьи 322 УК РФ и 18.8 КоАП: ответственность за фиктивную регистрацию и незаконное пересечение границы для иностранных граждан

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации

По данным Уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой на 2017 год в РФ находилось до десяти миллионов нелегалов, большая часть которых является трудовыми мигрантами из стран бывшего СНГ. Низкий уровень жизни и социально-экономическое развитие этих стран заставляют людей искать работу в России, которая наиболее привлекательна для граждан стран Средней Азии и ближнего зарубежья.

С одной стороны, это порождает рост социальной напряженности среди россиян, с другой – нарушаются права самих мигрантов. Если при пересечении российской границы иностранный гражданин или лицо без гражданства не проходит процедуру временной регистрации, его пребывание становится незаконным, и к нему автоматически применяется термин “нелегал”.

Причины нелегальной миграции в РФ, временная и фиктивная регистрация мигрантов

К основным причинам нелегального въезда и пребывания на территории РФ можно отнести:

  • забюрократизированность процесса регистрации и постановки на учет приезжих, которым проще оставаться на нелегальном положении, нежели оформляться официально;
  • некоторое несовершенство налоговой политики, в результате чего работодателю легче платить серую зарплату нелегалам, чем законно оформлять легальных трудовых мигрантов.

В соответствии с ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» от 18 июля 2006 года все иностранные граждане обязаны после пересечения границы РФ вставать на миграционный учет в региональных подразделениях ГУВМ МВД (бывшая ФМС). Основанием для постановки на учет является предъявление уведомления в семидневный срок иностранным гражданином в ГУВМ МВД о въезде на территорию РФ. Для граждан ЕАЭС и Таджикистана этот срок составляет 30 и 15 дней соответственно.

Нелегалов условно можно разделить на следующие группы:

  • лица, незаконно пересекшие границу РФ;
  • лица, утратившие законные основания для пребывания на территории РФ;
  • лица, работающие по найму на незаконных основаниях (истек срок трудовых контрактов, нет разрешения на работу, нет регистрации и т. д.).

Мигранты могут работать в России только при наличии соответствующего разрешения, имея временную регистрацию. По истечении срока действия трудового контракта лицо обязано выехать из страны.

Закон относит к нелегалам:

  • лиц, не вставших на миграционный учет;
  • не имеющих статус временно проживающего; беженца; лица, попросившего политическое убежище либо переселенца по государственной программе добровольного переселения соотечественников;
  • лиц, нарушивших правила транзита через территорию РФ при следовании в третью страну;
  • граждан, которые нарушили сроки пребывания, предоставленные разрешительными документами.

Часто мигранты пренебрегают официальной временной регистрацией по месту жительства, оформляя фиктивную прописку. В результате предоставляются недостоверные сведения и документы в миграционную службу.

Регистрация не будет считаться фиктивной, если иностранцу предоставлена жилая площадь, выданы ключи. Участковый может прийти для ознакомления с приезжим и местом его проживания.

Иностранцу лучше впустить его и ответить на все интересующие участкового вопросы.

Правовое регулирование нелегальной миграции в РФ

Российское законодательство регулирует проблемы нелегальной миграции следующими ФЗ:

  • Закон «О гражданстве»;
  • Закон « О порядке пересечения российской границы»;
  • Закон «О миграционном учете граждан»;
  • Закон «О правовом положении иностранцев»;
  • УК РФ;
  • КоАП.

В соответствии с данными нормативными актами при пересечении государственной границы РФ лицо должно:

  • иметь миграционную карту;
  • встать на учет в региональных миграционных органах;
  • по окончании срока действия разрешительных документов либо покинуть страну пребывания, либо на законных основаниях продлить действие соответствующих документов.

Под незаконным пересечением границы в соответствии со ст. 322 УК РФ понимается фактическое ее пересечение любым способом без надлежащих документов, предоставляющих право въезда/выезда из РФ.

К таким документам иностранных граждан или лиц без гражданства относятся:

  • национальный паспорт гражданина;
  • вид на жительство;
  • виза.

К незаконному пересечению границы законодатель также относит ее пересечение иностранцем, которому запрещен въезд на территорию РФ и который знает о наложенном на него запрете. Иностранец или лицо без гражданства, въезд которому заведомо запрещен, согласно ст. 322 УК РФ за пересечение границы РФ может быть оштрафован на сумму до 300 тысяч рублей либо приговорен к исправительным работам на срок до 4-х лет, либо к лишению свободы на такой же срок.

Правовая норма не применяется в случае пересечения границы иностранными гражданами или апатридами для использования права получения политического убежища в РФ на основании ст. 63 Конституции РФ, если в их действиях нет состава преступления.

Ст. 322.2 УК РФ предусматривает серьезные санкции за фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства:

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей;
  • либо принудительные работ до трех лет;
  • либо лишение свободы или возможности заниматься определенной деятельностью до трех лет.

Такая мера, предусмотренная в законе, направлена на защиту безопасности российских граждан. Это поможет предотвратить угрозу пребывания различного рода террористов и экстремистов, а также воспрепятствует большому скоплению нелегалов в определенных районах и домах.

Некоторые собственники квартир, фиктивно прописывающих нелегалов, не подозревают, что наказание за фиктивную регистрацию мигрантов понесут в большей степени они, чем те лица, которых они прописывают.

Административная ответственность за административные правонарушения, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства

В соответствии с действующим российским законодательством при нарушении режима въезда и пребывания на территории РФ лицо подлежит либо депортации, либо административному выдворению.

Главой 18 КоАП определены административные правонарушения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядок их пресечения в виде:

  • депортации;
  • административного выдворения за пределы РФ.

Нормы КоАП определяют выдворение, как один из видов административного наказания, который применяется в следующих случаях:

  1. В результате осуществления противоправных действий, которые нарушают государственные интересы по обеспечению безопасности страны, общественного порядка и государственной границы.
  2. В случае грубого нарушения российского законодательства.
  3. В результате сложившейся необходимости по охране и защите законных прав и свобод граждан.

В августе 2013 российским законодательством ужесточены меры по обеспечению контроля за мигрантами. В связи с этим даже нарушение сроков пребывания в РФ всего на один день может стать поводом для вынесения судом наказания в качестве административного выдворения.

Причинами выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть:

  • проживание на территории РФ без разрешающих документов (ст. 18.8 КоАП РФ);
  • если лицо в течение календарного года было привлечено к административной ответственности более 1 раза (ст. 4.1 КоАП РФ);
  • незаконное осуществление трудовой деятельности (ст. 18.10 КоАП РФ);
  • когда предоставлены ложные сведения при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП РФ);
  • при употреблении наркотических средств и отказе от прохождения медицинского освидетельствования (ст. 6.9 КоАП РФ) и так далее.

В настоящее время административное выдворение представляется как безальтернативный вид наказания за нарушение миграционного законодательства.

Согласно ст. 27 ФЗ «О порядке въезда и выезда в РФ» после высылки иностранца за пределы РФ ему будет запрещен въезд в РФ сроком от трех до десяти лет.

Ограничение на въезд сроком на три года предусмотрено в случаях:

  • нелегального нахождения на территории РФ свыше 120 дней;
  • лицо имеет более двух привлечений к административной ответственности.

Ограничение срока на въезд в течение десяти лет предусмотрено в случае депортации гражданина или выдворения во второй раз.

Выдворение за пределы РФ может проводиться в виде:

  1. Самостоятельно контролируемого выезда.
  2. Принудительно контролируемого выезда.

Форма исполнения данного наказания устанавливается судом или должностным лицом пограничной службы. На выбор формы исполнения наказания влияет тяжесть совершенного нарушения иностранным гражданином.

Выдворение и депортация, несмотря на формальную схожесть по смыслу, имеют разную правовую природу.

В соответствии с ФЗ за № 115 от 25.06.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» под депортацией понимаются принудительные действия по высылке иностранца с территории РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего проживания в РФ.

Административное выдворение применяется к лицам даже при наличии у них права на законное пребывание в РФ, как мера ответственности за совершенные проступки.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/narusenie-granic.html

Фиктивная регистрация иностранца

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации

Требования закона оформлять регистрацию по месту проживания касается, как граждан России, так и иностранцев, проживающих на территории нашей страны.

Однако, проверки сотрудников полиции нередко показывают, что в квартирах с небольшой площадью зарегистрированы десятки людей.

Естественно, в этой квартире такое количество жильцов не находится, что свидетельствует о фиктивном характере их регистрации.

Согласно статье 322.3 УК РФ подача в миграционные органы данных о регистрации иностранных граждан, которые не соответствуют действительности, является нарушением закона. Виновных ждёт административное и уголовное наказание. Конкретный вид ответственности зависит от квалификации и тяжести правонарушения.

Кому и зачем нужна постановка на учёт?

В соответствии с ФЗ №109 от 2006 года, каждый иностранный гражданин, прибывший на территорию РФ, должен зарегистрироваться в миграционной службе.

Это требование обязательно для исполнения всеми иностранными гражданами без исключения. Для государства такой учёт позволяет упростить проверку временных и трудовых мигрантов, находящихся на территории РФ. Для самих приезжих регистрация даёт право на трудоустройство и получение медицинской помощи.

Однако, закон чётко указывает, что регистрационные данные должны быть непосредственно связаны с местом проживания иностранного гражданина на территории РФ. Далеко не все соблюдают это требование, оформляя фиктивную прописку по одному адресу, а проживая совсем по другому.

В чём суть преступления и как его выявляют?

Признаками фиктивной регистрации иностранных граждан являются:

  • Подтверждение того, что данный гражданин проживает не по адресу регистрации.
  • Предоставление им поддельных документов и ложных сведений при оформлении регистрации.
  • Нежелание принимающей стороны предоставить мигранту жилое помещение при том, что на бумаге он его имеет.

Выявление подобных фактов является основанием для проведения проверки и наказания виновных в рамках административного права и по статье 322.3 УК РФ.

Далеко не всегда фиктивную регистрацию оформляют с ведома самого мигранта. Иногда он считает, что получил настоящую регистрацию и не нарушает закон.

Обычно это происходит, когда фирма-посредник общеает помочь с регистрацией и выдаёт клиенту поддельный документ, о существовании которого миграционная служба вообще не знает.

В таком случае зарегистрированному лицу следует самостоятельно проверить подлинность регистрации. Обратиться в миграционную службу можно:

  • При личном посещении.
  • Позвонив по телефону.
  • Отправив запрос по почте.
  • Воспользовавшись формой на сайте МВД.

Выявляют факты фиктивной регистрации в ходе проверок. Инициаторами проверок чаще всего являются третьи лица, например, соседи квартиры, в которой постоянно бывают иностранцы. Также проверки могут проводиться по инициативе:

  • Сотрудников МВД, проверяющих законность нахождения иностранцев на территории РФ.
  • Работодателей, принимающих иностранных граждан на работу.

При проведении проверки по месту регистрации сотрудники правоохранительных органов должны иметь при себе официальное предписание на её проведение. Собственник жилья и прописанные в нём лица должны представить сотрудникам МВД соответствующие документы – договора аренды и свидетельства о регистрации.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Если прописанные лица отсутствуют в момент проверки, сотрудники полиции могут осмотреть жильё на предмет наличия их вещей, как подтверждения реальности их проживания по данному адресу. Но подобный осмотр они могут проводить лишь по разрешению собственника квартиры или её жильцов. Дополнительно опрашивают соседей.

Чем грозит фиктивная регистрация?

При выявлении факта нарушения миграционного законодательства во время проверки сотрудники полиции готовят документы, подтверждающие состав преступления, и передают их в суд.

На основании этих документов только суд и миграционная служба могут признать регистрацию фиктивной. В зависимости от тяжести правонарушения виновных ждёт штраф или лишение свободы.

Ответственность за это правонарушение регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • КоАП РФ (статья 19.27).
  • ФЗ №109 и ФЗ №115.
  • Постановлением Правительства РФ №9 от 2007 года.
  • УК РФ статьями 322.2 и 322.3.

Важно понимать, что в некоторых случаях один человек виновен в фиктивной регистрации десятков и даже сотен иностранных граждан. Масштаб преступления предполагает серьёзную ответственность в рамках уголовного права.

Кого наказывают?

Законодательство определяет ответственность для самих иностранцев, получивших фиктивную регистрацию, и для лиц, её оформивших, в том числе для чиновников, злоупотребивших должностными полномочиями при оформлении прописки по заведомо ложным данным.

На практике суды крайне редко привлекают к ответственности иностранных граждан за подобные правонарушения. Большинство дел касается лиц, номинально принимающих у себя иностранцев и оформляющих для них регистрацию в своей жилплощади.

Что грозит?

Как уже сказано выше, за нарушение миграционного законодательства грозит административное и уголовное наказание.

КоАП РФ предусматривает следующие санкции:

  • За отсутствие регистрации жильцов ждёт штраф на сумму 2000-3000 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге сумма штрафа больше – 3-5 тысяч рублей).
  • Собственники жилья, допустившие проживание в нём лиц без регистрации заплатят 2-5 тысяч рублей (5-7 тысяч в Москве и Санкт-Петербурге).
  • Для юридических лиц, являющихся собственником жилья, где проживают лица без регистрации, сумма штрафа увеличивается до 250-750 тысяч рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 300-800 тысяч рублей, соответственно).

Уголовная ответственность предусмотрена статьями 322.2 (за фиктивную регистрацию по месту жительства) и 322.3 УК РФ (за регистрацию по месту пребывания). Виновных ждёт:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей или в размере их дохода за 3 года.
  • Принудительные работы на 3 года. Дополнительной мерой может быть запрет на ведение деятельности или занятие должностей в течение 3 лет.
  • Лишение свободы на 3 года с возможным дополнительным ограничением права вести деятельность определённых видов.

За фиктивную регистрацию чаще привлекают к административной ответственности. Уголовное преследование ожидает только тех правонарушителей, которые совершили это преступление в больших масштабах, либо использовали для этого собственные должностные полномочия.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/fiktivnaya-registraciya-inostranca/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: