Статья 322.3. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г.

статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции.

«Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей.

Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п.

1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.

2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.

3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п.

2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п.

3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст.

322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п.

6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п.

7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст.

322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст.

322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст.

322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям.

Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п.

9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ.

Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет.

При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.

2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п.

11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.

1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п.

12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.

1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст.

322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.

1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции.

Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п.

15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.

2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу.

Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.

3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ.

«Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания.

Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ.

Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Согласно п.

18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п.

19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст.

14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п.

20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел.

«Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Источник: https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/verkhovnyy-sud-podgotovil-razyasneniya-po-ugolovnym-delam-o-nezakonnoy-migratsii-v-rf/

Фиктивная регистрация иностранца

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации

Требования закона оформлять регистрацию по месту проживания касается, как граждан России, так и иностранцев, проживающих на территории нашей страны.

Однако, проверки сотрудников полиции нередко показывают, что в квартирах с небольшой площадью зарегистрированы десятки людей.

Естественно, в этой квартире такое количество жильцов не находится, что свидетельствует о фиктивном характере их регистрации.

Согласно статье 322.3 УК РФ подача в миграционные органы данных о регистрации иностранных граждан, которые не соответствуют действительности, является нарушением закона. Виновных ждёт административное и уголовное наказание. Конкретный вид ответственности зависит от квалификации и тяжести правонарушения.

Кому и зачем нужна постановка на учёт?

В соответствии с ФЗ №109 от 2006 года, каждый иностранный гражданин, прибывший на территорию РФ, должен зарегистрироваться в миграционной службе.

Это требование обязательно для исполнения всеми иностранными гражданами без исключения. Для государства такой учёт позволяет упростить проверку временных и трудовых мигрантов, находящихся на территории РФ. Для самих приезжих регистрация даёт право на трудоустройство и получение медицинской помощи.

Однако, закон чётко указывает, что регистрационные данные должны быть непосредственно связаны с местом проживания иностранного гражданина на территории РФ. Далеко не все соблюдают это требование, оформляя фиктивную прописку по одному адресу, а проживая совсем по другому.

В чём суть преступления и как его выявляют?

Признаками фиктивной регистрации иностранных граждан являются:

  • Подтверждение того, что данный гражданин проживает не по адресу регистрации.
  • Предоставление им поддельных документов и ложных сведений при оформлении регистрации.
  • Нежелание принимающей стороны предоставить мигранту жилое помещение при том, что на бумаге он его имеет.

Выявление подобных фактов является основанием для проведения проверки и наказания виновных в рамках административного права и по статье 322.3 УК РФ.

Далеко не всегда фиктивную регистрацию оформляют с ведома самого мигранта. Иногда он считает, что получил настоящую регистрацию и не нарушает закон.

Обычно это происходит, когда фирма-посредник общеает помочь с регистрацией и выдаёт клиенту поддельный документ, о существовании которого миграционная служба вообще не знает.

В таком случае зарегистрированному лицу следует самостоятельно проверить подлинность регистрации. Обратиться в миграционную службу можно:

  • При личном посещении.
  • Позвонив по телефону.
  • Отправив запрос по почте.
  • Воспользовавшись формой на сайте МВД.

Выявляют факты фиктивной регистрации в ходе проверок. Инициаторами проверок чаще всего являются третьи лица, например, соседи квартиры, в которой постоянно бывают иностранцы. Также проверки могут проводиться по инициативе:

  • Сотрудников МВД, проверяющих законность нахождения иностранцев на территории РФ.
  • Работодателей, принимающих иностранных граждан на работу.

При проведении проверки по месту регистрации сотрудники правоохранительных органов должны иметь при себе официальное предписание на её проведение. Собственник жилья и прописанные в нём лица должны представить сотрудникам МВД соответствующие документы – договора аренды и свидетельства о регистрации.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Если прописанные лица отсутствуют в момент проверки, сотрудники полиции могут осмотреть жильё на предмет наличия их вещей, как подтверждения реальности их проживания по данному адресу. Но подобный осмотр они могут проводить лишь по разрешению собственника квартиры или её жильцов. Дополнительно опрашивают соседей.

Чем грозит фиктивная регистрация?

При выявлении факта нарушения миграционного законодательства во время проверки сотрудники полиции готовят документы, подтверждающие состав преступления, и передают их в суд.

На основании этих документов только суд и миграционная служба могут признать регистрацию фиктивной. В зависимости от тяжести правонарушения виновных ждёт штраф или лишение свободы.

Ответственность за это правонарушение регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • КоАП РФ (статья 19.27).
  • ФЗ №109 и ФЗ №115.
  • Постановлением Правительства РФ №9 от 2007 года.
  • УК РФ статьями 322.2 и 322.3.

Важно понимать, что в некоторых случаях один человек виновен в фиктивной регистрации десятков и даже сотен иностранных граждан. Масштаб преступления предполагает серьёзную ответственность в рамках уголовного права.

Кого наказывают?

Законодательство определяет ответственность для самих иностранцев, получивших фиктивную регистрацию, и для лиц, её оформивших, в том числе для чиновников, злоупотребивших должностными полномочиями при оформлении прописки по заведомо ложным данным.

На практике суды крайне редко привлекают к ответственности иностранных граждан за подобные правонарушения. Большинство дел касается лиц, номинально принимающих у себя иностранцев и оформляющих для них регистрацию в своей жилплощади.

Что грозит?

Как уже сказано выше, за нарушение миграционного законодательства грозит административное и уголовное наказание.

КоАП РФ предусматривает следующие санкции:

  • За отсутствие регистрации жильцов ждёт штраф на сумму 2000-3000 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге сумма штрафа больше – 3-5 тысяч рублей).
  • Собственники жилья, допустившие проживание в нём лиц без регистрации заплатят 2-5 тысяч рублей (5-7 тысяч в Москве и Санкт-Петербурге).
  • Для юридических лиц, являющихся собственником жилья, где проживают лица без регистрации, сумма штрафа увеличивается до 250-750 тысяч рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 300-800 тысяч рублей, соответственно).

Уголовная ответственность предусмотрена статьями 322.2 (за фиктивную регистрацию по месту жительства) и 322.3 УК РФ (за регистрацию по месту пребывания). Виновных ждёт:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей или в размере их дохода за 3 года.
  • Принудительные работы на 3 года. Дополнительной мерой может быть запрет на ведение деятельности или занятие должностей в течение 3 лет.
  • Лишение свободы на 3 года с возможным дополнительным ограничением права вести деятельность определённых видов.

За фиктивную регистрацию чаще привлекают к административной ответственности. Уголовное преследование ожидает только тех правонарушителей, которые совершили это преступление в больших масштабах, либо использовали для этого собственные должностные полномочия.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/fiktivnaya-registraciya-inostranca/

Что грозит за фиктивную постановка на учет иностранного гражданина, статья 322.3 УК РФ

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны.

Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ.

В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Кому и зачем нужна постановка на учёт

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

  • если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ;
  • когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
  • если временная регистрация получена в связи с разрешением на временное пребывание;
  • поставлен на миграционный учёт.

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В чём суть преступления и как его выявляют

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с зарубежным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:

  1. Состоялась выездная комиссия на предмет проверки законно ли пребывание отдельных граждан на территории России.
  2. В специальные органы поступило обращение граждан, обеспокоенных нахождением в квартирах, домах иностранцев, место постоянного пребывания которых неизвестно.
  3. Во взаимодействующих органах появились сведения о незаконном пребывании субъектов с зарубежным гражданством на территории РФ.

В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

Кого наказывают

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/statya-322-3

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: