Статья 31. Расследование преступлений органами прокуратуры

Содержание
  1. Чем отличается прокуратура от следственного комитета
  2. В чем основное отличие?
  3. Что такое прокуратура?
  4. Основная деятельность
  5. Состав
  6. Какие функции выполняет
  7. Что такое Следственный комитет?
  8. Состав подразделения
  9. Какая из этих структур считается главнее?
  10. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
  11. Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях
  12. Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования
  13. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
  14. Прокурорский надзор в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования
  15. Сущность надзора, исходящего от прокурора
  16. Предмет надзора прокурора
  17. Субъекты прокурорского надзора
  18. Полномочия, предусмотренные для прокуроров
  19. Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела
  20. Действия прокурора в случае распространения информации о преступлении в СМИ
  21. Действия прокурора в случае дел частно-публичного характера
  22. Действия прокурора в случае отказа открывать уголовное дело

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Статья 31. Расследование преступлений органами прокуратуры

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/chem-otlichaetsia-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta-5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Статья 31. Расследование преступлений органами прокуратуры

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Согласно ст. 29 ФЗ “О прокуратуре РФ” предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является соблюдение

    1. прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
    4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Предварительное рассле­дование существенно затрагивает права и интересы участ­ников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан.

В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозре­ваемого, заключение под стражу, привод, временное отстра­нение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.).

Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудеб­ном производстве по уголовным делам:

  • прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дозна­ния и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние.

При осуществлении досудебного производства по уголов­ным делам необходимо соблюдать основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предус­мотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Например, ограничение права гражданина на тайну перепис­ки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного реше­ния (ч. 1 ст. 13 УПК РФ).

УПК РФ установлены дополни­тельные ограничения по осуществлению досудебного про­изводства в отношении отдельных категорий лиц.

Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной па­латы РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на мес­те преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях

Является одним из элементов предмета прокурорско­го надзора. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 в ходе досудеб­ного производства по уголовным делам прокурор уполномо­чен проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Статья 145 УПК РФ предусматривает при­нятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах:

    • устные и письменные заявления;
    • явки с по­винной, сделанные как в устном, так и в письменном виде;
    • сообщениях о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отка­зов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на порядок приема и регистрации сообщений.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном. При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:

    • решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46);
    • каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48);
    • обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
    • при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50);
    • никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом (ст. 51);
    • права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

    1. компетенцию лица, осуществляющего процессуаль­ные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);
    2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, обыск, выемка и т.д.);
    3. наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства обыска является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);
    4. наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);
    5. соблюдение правил собирания доказательств (напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства; в ходе следственного действия или непосредствен­но после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).

Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений

    1. о возбуждении уго­ловного дела,
    2. об отказе в возбуждении дела,
    3. о передаче сооб­щения по подследственности.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие (в основном, ограничивающие права и свободы человека и гражданина):

    • о задержании подозреваемого;
    • об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
    • о привлечении в качестве обви­няемого;
    • о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев­шего, свидетеля;
    • о временном отстранении обвиняемого от должности;
    • о розыске обвиняемого;
    • о производстве выемки;
    • о производстве обыска;
    • о наложении ареста на имущество;
    • о на­значении экспертизы;
    • о приобщении к уголовному делу веще­ственных доказательств; о продлении срока следствия, содер­жания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве в общем случае решает две задачи:

    1. служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан;
    2. осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование (так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения).

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизвод­ства. К ним относятся:

    1. принятие мер, направленных на исполнение органами дознания и органами предварительного следствия требова­ний закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
    2. принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необосно­ванного обвинения, ограничении ее прав и свобод;
    3. контроль исполнения требований закона при приеме, регистра­ции и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
    4. контроль соблюдения установленного законом порядка возбуж­дения уголовных дел;
    5. контроль соблюдения предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в со­вершении преступления;
    6. контроль соответствия требованиям закона решений, прини­маемых в процессе досудебного производства по уголовным делам;
    7. контроль соблюдения условий и порядка проведения след­ственных и иных процессуальных действий, а в предусмот­ренных законом случаях — оснований для их проведения;
    8. контроль соблюдения прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроиз­водства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/predmet-i-zadachi-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-organami-doznaniya-i-predvaritelnogo-sledstviya

Прокурорский надзор в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

Статья 31. Расследование преступлений органами прокуратуры

Процесс осуществления тщательного прокурорского надзора за тем, насколько точно приводятся в действие законодательные акты органами расследования, являет собой базовое содержание деятельности прокуратуры в досудебном производстве.

Как правило, прокурор выполняет роль надзирателя в механизме стабилизирования уголовных и процессуальных отношений в целях выявления и устранения нарушений, которые могли быть допущены следователем, либо дознавателем в ходе самого расследования уголовного дела.

Последний момент имеет место с целью абсолютной защиты прав всех тех, кто участвует в уголовном процессе, а также, в целях формирования целостной системы применения действующего законодательства.

Сущность надзора, исходящего от прокурора

Определение 1

Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

Предмет надзора прокурора

Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

  • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
  • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
  • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

Субъекты прокурорского надзора

Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:

  • генерального прокурора Российской Федерации;
  • прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
  • абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
  • другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).

Полномочия, предусмотренные для прокуроров

Юридическая литература предлагает рассматривать правовые формы прокурорского надзора как комплекс прав и полномочий прокуроров во время осуществления надзора за работой органов, которые отвечают за предварительное следствие и допрос.

Также, данное понятие подразумевает порядок и реализацию вышеуказанных форм.

Обычно, момент применения средств права надзора приводит к появлению уголовно-процессуальных отношений между прокурором и органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, которые имеют право участвовать в расследовании уголовного дела.

Определение 2

Под полномочиями подразумеваются закрепленные в законе права и обязанности прокурора.

Замечание 1

К слову, идентичным с понятием надзорного права прокурора, считают понятие рассмотрения руководителем следственного органа поступившие от прокурора требование устранить нарушение федерального закона. Если речь идет об органе дознания, либо о начальнике самого подразделения дознания, здесь вступает в роль понятие исполнения письменного указания прокурора.

Опиши задание

Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела

Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.

Замечание 2

Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.

В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.

Действия прокурора в случае распространения информации о преступлении в СМИ

Именно по поручению прокурора специальный орган дознания проверяет сообщение о преступлении, которое попало в средства массовой информации. В таком случае, редакция обязана передать органу дознания по требованию прокурора документы и материалы, которые подтверждают факт сообщения о преступлении, а также данные о лицах, которые эту информацию предоставили.

Замечание 3

Только случаи, когда лицо поставило условие неразглашения данной информации, предполагают отказ в предоставлении даных. Если проводятся документальные проверки, либо ревизии при проверке сообщений о преступлении, прокурор имеет право продлить срок проверки до 30 дней (ч.3 ст. 223 УПК)

Когда первоначальная проверка завершена, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, а также следователь, вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст.146 УПК). Идентичная версия постановления должна быть направлена прокурору. В таком случае, согласие прокурора на первоначальное возбуждение уголовного дела вовсе не требуется.

В вышеуказанном моменте, исключение составляют случаи, когда дела уголовного характера возбуждаются главой подразделения дознания, либо лицом, которое проводит допрос, когда человек находится в психическом состоянии при котором защита своих прав является невозможной. Тут уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания или дознавателем по согласию прокурора.

Действия прокурора в случае дел частно-публичного характера

Дознание не проводится по делам, которые напрямую касаются частно-публичного обвинения. Дела такого сегмента, как правило, относятся к деятельности следователя Следственного комитета РФ.

Замечание 4

Предусматриваются случаи, когда лицо находится в состоянии, которое предполагает невозможность защищать свои права и интересы, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и провести следственные действия, которые не терпят отложения. Закон не требует согласия прокурора на возбуждения уголовного дела частно-публичного характера начальником определенного органа дознания.

Действия прокурора в случае отказа открывать уголовное дело

Когда имеет место категоричное нежелание заводить уголовное дело, копия документа, в котором помещено постановление следователя или дознавателя должна быть доставлена прокурору в течении суток с момента его фиксирования.

После признания незаконным следовательского постановления, либо постановления руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, в обязанности прокурора входит внесение правок в соответствующее постановление. Последнее вместе со всеми материалами проверки отсылается главному руководящему лицу органа следствия для последующего решения вопроса об отмене незаконного постановления, которое вынес следователь.

Замечание 5

К слову, незаконное постановление, которое создал орган дознания, об отказе возбуждать уголовное дело, подлежит самостоятельной отмене прокурором. Вынесенное прокурором постановление, а также все материалы предварительной проверки, в обязательном порядке, направляются начальнику органа подразделения для подальшего строго исполнения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/prokurorskij-nadzor-v-stadijah-vozbuzhdenija-ugolo/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: