Статья 31. Права налоговых органов

Вызов в налоговую в качестве свидетеля: советы юриста. Статья 31 НК РФ. Права налоговых органов

Статья 31. Права налоговых органов

Налоговая инспекция наделяется многочисленными правами, так как целью ее работы выступает расчет и взыскание налогов с разных налогоплательщиков. Для выявления недоимок или нарушений законодательства проводятся налоговые проверки, которые могут быть выездными или камеральными.

Для получения достоверной информации часто контрагенты какой-либо компании могут вызываться для дачи показаний. Вызов в налоговую в качестве свидетеля обычно вызывает негативную реакцию со стороны руководителей компаний.

Но в некоторых ситуациях невозможно отказаться от посещения отделения ФНС.

Нюансы привлечения свидетелей

Вызов в налоговую в качестве свидетеля представителей компаний или частных лиц считается часто встречающимся процессом. Он выступает эффективным способом контроля со стороны ФНС. К правилам привлечения граждан к этому процессу относится:

  • вызвать сотрудники ФНС могут совершенно любого физлица, обладающего какими-либо сведениями о разных обстоятельствах относительно компании, которая подвергается проверке;
  • обычно вызываются должностные лица фирмы, документы которой изучаются инспекторами;
  • дополнительно привлекаются представители контрагентов;
  • на допрос вызываются не только директора или бухгалтера, но и даже другие сотрудники предприятий.

Вызываемые граждане не должны волноваться или нервничать, так как достаточно только достоверно отвечать на все вопросы.

Правила оформления вызова

Если налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля какого-либо человека, то сотрудники данного государственного учреждения должны грамотно оформить такой вызов. Для этого учитываются следующие правила:

  • в повестке перечисляются основные причины для вызова человека в налоговую службу, например, прописывается необходимость выяснения каких-либо специфических обстоятельств, относящихся к налоговому контролю;
  • направляется документ только в письменном виде по месту проживания свидетеля;
  • указывается в документе место, где будет проводиться допрос, а также приводится дата и место встречи.

Если будет неправильно оформлена повестка в налоговую в качестве свидетеля, то любой человек может отказаться от посещения данного учреждения. Нередко должностные лица разных компаний вовсе сталкиваются с тем, что они приглашаются в отделение ФНС по телефону, не получая официального письменного документа. На телефонные звонки можно просто не реагировать.

Кого вызывают?

По ст. 31 НК РФ у налоговых органов имеются разные права, к которым относится и возможность вызова практически любого человека в качестве свидетеля. Поэтому направляться повестка может любому гражданину, который, по мнению работников ФНС, может знать какую-либо существенную информацию о деятельности определенной компании.

Наиболее часто на допрос вызываются следующие лица:

  • директора и другие должностные лица компании, которая подвергается выездной или камеральной проверке;
  • текущие работники проверяемой компании и контрагентов;
  • уволенные сотрудники предприятий.

Все эти люди должны получать официальное приглашение от работников ФНС. При отсутствии письменного документа, любой гражданин может отказаться от посещения отделения налоговой службы.

Не допускается для некоторых лиц вызов в налоговую в качестве свидетеля. Сюда относятся следующие граждане:

  • недееспособные или несовершеннолетние граждане, которые за счет своего психического состояния или возраста не могут грамотно воспринимать те или иные обстоятельства;
  • лица, которые обязаны на основании своей должности хранить определенные конфиденциальные сведения о работе предприятий, например, адвокаты или аудиторы, поэтому они могут отказаться от дачи показаний.

Если аудиторы или адвокаты будут распространять конфиденциальную информацию, то они нарушат профессиональную тайну.

Кто может отказаться?

На основании положений ст. 90 НК физическое лицо может отказаться от предоставления информации уполномоченным органам только при наличии веских оснований. К ним относится:

  • если человек расскажет имеющуюся у него информацию, то он будет свидетельствовать прости себя;
  • от его показаний могут пострадать близкие люди, представленные родственниками или супругом;
  • отказ может осуществляться без веских причин депутатами, получившими сведения о работе компании на основании имеющихся полномочий;
  • дополнительно отказаться от дачи показаний могут уполномоченные лица по правам человека, уполномоченные при Президенте или защите прав предпринимателей.

Все остальные лица должны предоставлять работникам ФНС исключительно достоверную информацию.

Последствия необоснованного отказа

Если у человека отсутствуют веские причины для отказа, но он все равно не приходит в назначенный день в налоговую инспекцию, то он будет привлечен к ответственности.

Ему придется уплатить штраф в размере 1 тыс. руб. Если гражданин пришел в отделение ФНС, но отказался давать показания, то он уплачивает штраф в размере 3 тыс. руб.

, так как такие действия рассматриваются как дача ложных показаний.

Если физлицо получает несколько повесток, но не приходит в налоговую службу несколько раз, то за каждый пропуск назначается отдельный штраф.

Когда обычно вызываются граждане?

Причины вызова являются совершенно разными. Наиболее часто должностные лица и сотрудники компаний вызываются в ФНС для получения информации относительно следующих вопросов:

  • возможные основания занижения налоговой базы при расчете разных видов налога;
  • реальные показатели не соответствуют налоговой нагрузки;
  • уплата налогов с существенной задержкой;
  • сдача в ФНС отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Любой работник предприятия обязан прийти в отделение ФНС в установленные сроки. Для этого выбираются оптимальные часы работы налоговой инспекции. Отказ от посещения учреждения или нежелание отвечать на вопросы может стать основанием для привлечения к ответственности.

Какими правами обладают свидетели?

Проведение налоговых проверок считается неприятным событием для каждого владельца бизнеса или работника любого предприятия. Налоговые инспекторы должны следовать требованиям законодательства, а также учитывать права, имеющиеся у каждого свидетеля. К ним относится:

  • можно не приходить в отделение ФНС, если вызвали человека по телефону, а не путем отправки официального письменного приглашения;
  • каждый человек может попросить юридической помощи или воспользоваться услугами налогового консультанта, чтобы правильно передать разные сведения налоговым инспекторам;
  • по закону гражданин может не передавать данные, которые могут нанести вред ему или его родным людям;
  • как только допрос будет окончен, специалист ФНС должен составить специальный протокол, с которым может ознакомиться допрашиваемый гражданин, чтобы убедиться, что внесенные сведения являются достоверными;
  • во время общения с инспектором гражданин может применять письменные заметки.

Свидетель не получает копии протокола, если он не является обвиняемым. Но при этом гражданин может получить данный документ для изучения, чтобы убедиться, что налоговые инспекторы внесли в него верную информацию.

Какими правами обладают сотрудники ФНС?

Права налоговых органов закрепляются в НК. Инспекторы наделяются многочисленными полномочиями, которые позволяют им получить достоверную информацию от любого гражданина. Все эти права перечисляются в ст. 31 НК. К ним относится:

  • требование документов, относящихся к работе самой фирмы или ее контрагентов;
  • проведение налоговых проверок;
  • выемка документации у налогоплательщиков;
  • вызов граждан на допрос на основании письменного запроса;
  • приостановление разных операций по счетам проверяемой компании;
  • изучение всех доходов и расходов предприятий и ИП;
  • расчет налогов, подлежащих уплате;
  • взыскание недоимок и пени.

Права налоговых органов являются многочисленными и специфическими. Но даже инспекторы ФНС должны помнить о том, что у каждого свидетеля имеются права, которые не допускается нарушать. Приглашать граждан можно только в часы работы налоговой инспекции, а не в выходные дни или в вечернее время, так как при таких условиях свидетели могут отказаться от посещения данного учреждения.

Как проводится допрос?

Если какого-либо человека вызывают в чужую налоговую в качестве свидетеля, то ему придется посетить данное учреждение, но можно и подать ходатайство о прохождении процесса в отделении ФНС по месту проживания гражданина. Он может воспользоваться помощью эксперта или юриста. Налоговые инспекторы при общении со свидетелями должны помнить об определенных правилах. К основным правилам процесса относится:

  • если свидетель по состоянию здоровья не может самостоятельно посетить отделение ФНС, то налоговый инспектор приходит домой к гражданину;
  • по конкретному делу определяется один инспектор, который допрашивает всех свидетелей, причем в некоторых случаях во время допроса может присутствовать полицейский;
  • для дачи показаний необходимо прийти в учреждение в строго определенный день с паспортом;
  • сведения из паспорта сразу переносятся в протокол;
  • в этом документе приводится Ф.И.О. свидетеля, дата его рождения и место работы;
  • указывается в протоколе причина вызова конкретного гражданина;
  • если делается аудиозапись или видеозапись, то сотрудники ФНС должны предупредить об этом свидетеля;
  • до непосредственного допроса гражданин знакомится с имеющимися у него правами и правилами проведения процесса;
  • далее начинается опрос, во время которого инспектор задает свидетелю все интересующие его вопросы;
  • гражданин должен отвечать на все вопросы, если он не дает показания против себя и своих родственников;
  • в конце процесса свидетель получает протокол для изучения и подписания.

Процедура допроса обычно длиться около трех дней, поэтому свидетелям приходится посещать отделение ФНС несколько раз.

Беседа в течение одного дня не должна занимать 8 часов, причем каждые 4 часа должен предлагаться перерыв. Ночью допрос разрешается, но только при наличии действительно веских и серьезных причин.

Не допускается, чтобы к свидетелю применялись какие-либо физические меры принуждения или угрозы.

Советы юристов

Вызов в налоговую в качестве свидетеля у многих людей вызывает негативные эмоции. Но если знать некоторые рекомендации опытных юристов, то можно без опасений и отрицательных последствий пройти допрос. Поэтому учитываются следующие советы:

  • часто инспекторы при заполнении протокола искажают полученные ответы, а также пользуются двусмысленными предложениями, поэтому если свидетель при изучении данного документа выявляет расхождения, то нужно требовать их исправления;
  • если в протоколе остается много незаполненного пространства, то оно непременно перечеркивается знаком Z, так как в ином случае существует вероятность, что будут внесены дополнительные сведения, являющиеся недостоверными;
  • если человек является юридически безграмотным, то желательно воспользоваться помощью опытного юриста, который сможет пресечь нарушения прав клиента со стороны налогового инспектора.

Протокол будет являться недействительным, если в нем отсутствует дата составления или подписи участников. Вся процедура допроса будет незаконной, если свидетелю не сообщили о причинах вызова в ФНС или оказывали на него давление. При выявлении ошибок в тексте документа легко признать его недействительным в суде.

Заключение

Вызов в налоговую в качестве свидетеля считается неприятным процессом для любого человека. Важно знать, какими правами обладают свидетели и налоговые инспекторы. Гражданин, вызываемый на допрос, должен разбираться в правилах его проведения и составления протокола. При выявлении расхождений или иных проблем вся процедура может признаваться незаконной.

Отказ от посещения отделения ФНС без веских оснований является причиной привлечения человека к ответственности, представленной крупным штрафом. Но при этом каждый человек имеет право не давать показания против себя или родных людей.

Источник: https://FB.ru/article/450087/vyizov-v-nalogovuyu-v-kachestve-svidetelya-sovetyi-yurista-statya-nk-rf-prava-nalogovyih-organov

Права налоговых органов на основании положений ст. 31 НК РФ

Статья 31. Права налоговых органов

Налоговые органы наделяются рядом прав и полномочий и должны действовать сообразно с нормативными актами РФ. Общие принципиальные и основополагающие их права закреплены в ст. 31 НК РФ. Вся их совокупность связана с необходимостью контролировать выполнение участниками налоговых отношений обязанностей по уплате налогов, сборов и перечислении страховых взносов.

Что могут налоговики?

Наиболее значимыми являются право требовать предоставления любых документов, которые имеют отношение к налоговой базе, а так же вызывать всех участников отношений для дачи ими соответствующих объяснений по осуществлению платежей и получению дохода, право осуществления налоговых проверок, которые могут быть связанными с выемкой документации и инвентаризацией.

Обычные люди, не имеющие отношения к предпринимательской деятельности, чаще всего не понимают значимости реализации этих прав. В ходе установления активного контакта налоговых инспекторов и проверяемых ими лиц те могут практически полностью потерять возможность осуществления предпринимательской и всякой другой хозяйственной деятельности.

Если налоговая проверка, сопровождающаяся полной выемкой документации, продлится слишком долго, то субъект предпринимательской деятельности может оказаться на грани банкротства или стать банкротом.

Это можно понять посредством сравнения с обыском.

Он длится всего несколько часов, а уже на следующий день помещения, где он проводился, готовы к практической эксплуатации. Если же на складе идёт инвентаризация, то она может занять куда больший срок, иногда — целый месяц. Всё это время склад является полностью или частичным потерянным для осуществления работы.

В результате предприятие не может работать полноценно, простаивает, терпит убытки и закрывается.

Обладают налоговые органы и правом определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему. Простыми арифметическими расчетами это можно сделать только в том случае, если речь идёт про определение суммы в 13% от зарплаты на уровне МРОТ.

Предпринимательская деятельность может быть связана с осуществлением тысяч самых разных сложных операций, которые могут породить различных подходы к расчету облагаемой налогом базы.

Проведение расчета конечной суммы, которую нужно выплатить, в таком случае это не просто математическое действие, а нечто более важное.

Следует отметить, что понятие «право» в данном контексте представляет собой обозначение легитимных границ осуществления должностным лицом его служебных обязанностей. Здесь понимание прав основывается не на базовых основах гражданского правового общества, а на взаимоотношениях, которые возникают у граждан и представителей государственных структур.

Право налогового органа обеспечивается в первую очередь тем, что в государстве установлена определённая внутренняя политика в области налогов и сборов.

Степень же полномочий существует до тех пор, пока не будут приняты иные нормативные акты.

Это коренным образом отличается от базовых гражданских прав и свобод демократического общества, к примеру, прав человека, которые базируются на ряде международных соглашений, принципах нравственности, морали и этики.

Должностное лицо, в данном контексте — налоговый инспектор, обладает правом издания распоряжений и обращения к участникам налоговых отношений с требованиями. Если они отказываются ему подчиняться, то у них появляется ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Однако она находится во взаимосвязи с правами самих граждан и должностных лиц, которые не могут быть нарушены постановлениями налогового органа. Так, административная ответственность возможна лишь за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Права налогового органа и определение им суммы налога в судебной практике

Отказ от передачи налоговому органу запрашиваемой тем информации далеко не всегда идёт на пользу налогоплательщику. В определении по делу № 304-КГ16-3174 от 20 апреля 2016 г.

СК по экономическим спорам указала на то, что общество в ходе выездной налоговой проверки отказало в передаче необходимых документов бухгалтерского и налогового учета со ссылкой на их утрату в связи с произошедшим паводком.

В таком случае у налоговой инспекции есть право, закреплённое подпунктом 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, применить расчетный способ определения налоговых обязательств.

Инспекция опиралась на имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике, документацию, которую удалось собрать и получила достаточно полную картину хозяйственной деятельности общества, что позволило определить налоговые обязательства.

Это было отмечено судами нижестоящих инстанций и нашло понимание в ВС РФ.

Бремя доказывания того, что размер налоговой базы, полученной инспекцией, не соответствует реальности в таком случае ложится на налогоплательщика. Однако он не смог предоставить своих более верных расчетов, поэтому обществу было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/prava-nalogovyh-organov-na-osnovanii-polojenii-st-31-nk-rf-5ef5c96258c35d7f4404c5f9

Права налоговых органов

Статья 31. Права налоговых органов
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Права налоговых органов

Права налоговых органов достаточно широки.

Участниками налоговых правоотношений являются не только плательщики, которые обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы, но и сами налоговые органы. В рамках действия Налогового кодекса и других нормативно-правовых актов на них возложены определенные права и обязанности.

Поскольку налоговые органы представляют взаимосвязанную и централизованную систему по контролю за исполнением норм налогового законодательства, что прописано в статье 30 Налогового кодекса, на них возложен ряд определенных прав, в рамках которых они осуществляют свою деятельность.

Так, согласно статье 31 Налогового кодекса, законодательно налоговые органы наделены следующими правами:

  • требовать с плательщиков документы, на основании которых к плательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов;
  • требовать документы, которые подтверждают оплату установленных к плательщикам налогов и сборов;
  • проводить плановые и внеплановые проверки;
  • требовать исправления нарушений норм налогового права;
  • взимать с плательщиков задолженности, пени, штрафы при существующих на то законных основаниях;
  • подавать заявления в судебные органы с требованиями к плательщикам;
  • выдвигать требования по аннулированию выданных лицензий на деятельность физических, юридических лиц, а так же ИП;
  • требовать от банков документации по движению счетов плательщика (следует понимать, как подтверждение уплаты налогов и сборов в пользу государственного бюджета);
  • начислять и определять сумму налогов и сборов, пени и штрафов, которые подлежат взысканию с плательщиков;
  • арестовывать имущество плательщиков-должников;
  • требовать приостановления операций по счету плательщиков-нарушителей;
  • отправлять плательщикам письменные уведомления с требованием явиться в налоговый орган для дачи разъяснений по уплате налогов и сборов;
  • временно изымать документацию у плательщиков при наличии достаточных на то оснований (например, доказанных умыслов по уничтожению такой документации).

Права и полномочия налоговых органов весьма обширны, поскольку именно на них возложены обязательства по контролю за исполнением налоговых норм.

При этом все вынесенные решения и требования налоговых органов могут быть отменены или изменены вышестоящими налоговыми органами.

Например, требование районной Федеральной налоговой службы может быть отменено областным Управлением Федеральной налоговой службы при наличии на то достаточных оснований.

Однако, перечень прав у налоговых органов не ограничивается только Налоговым кодексом. Так, ряд полномочий прописан в Законе РФ №943-1. Согласно этому закону налоговые органы вправе:

  • проводить проверки документации в установленном законодательством порядке, которая не имеет отношения к уплате налогов и сборов, задолженностям по ним, пеням, но относящихся к обязательным платежам плательщиков;
  • контролировать исполнение предпринимателями налогового законодательства;
  • требовать исполнения по обязательным платежам, которые не относятся к налогам, сборам, пени и штрафам за налоговые правонарушения;
  • при проверке обследовать принадлежащие плательщику помещения, в том числе и склады, конторы, офисы, торговые точки и прочие объекты недвижимости;
  • выносить обоснованные решения, требованием которых является привлечение к ответственности в рамках налогового законодательства плательщиков-нарушителей.

При этом права налоговых органов распространяются и на подачу исков по следующим вопросам:

  • о ликвидации компании, организации, ИП при наличии достаточных на то оснований в рамках российского законодательства;
  • об отмене сделок, признании их незаконными и недействительными;
  • о возмещении в государственный бюджет средств, полученных в ходе проведения незаконных сделок;
  • о признании незаконной и недействительной регистрации конкретного юридического лица или ИП;
  • о взыскании с плательщиков неуплаченных им в установленный срок налогов, сборов, пени, штрафов;
  • о расторжении соглашения по налоговым кредитам (следует понимать, как инвестиционных) до истечения срока его действия;
  • о возмещение причиненного государственному бюджету ущерба в результате несвоевременных или невыполненных обязательств банка, проводящего операцию по списанию средств со счета плательщика в пользу государства.

Подавать иски в судебные органы, выносить решения о привлечении к ответственности и взыскивать задолженности по налоговым обязательствам могут только руководители налоговых органов, а в их отсутствие – заместители.

Рядовые представители налоговых органов такими полномочиями не обладают, за исключением случаев, когда на уровне внутреннего приказа или доверенности на них не возложена эта обязанность.

Реализация прав и соответствующая документация

В рамках действия статьи 31 Налогового кодекса, все полномочия и права налоговых органов реализуются только по действующему законодательству. Так, формы для заполнения плательщиками и представителями налоговых органов к плательщикам имеют утвержденный формат, отклонения от которого недопустимы.

Кроме того, на основании согласия работник государственных органов, а также их несовершеннолетних детей и супругов, налоговые органы вправе предоставлять в государственные структуры данные об источниках доходов и их размере. При этом регулируется данный вопрос уже на уровне нормативно-правовых актов, составленных Президентом или Правительством.

Налоговые органы передают, имеющиеся у них документы, плательщику несколькими способами: лично и под роспись, путем отправки заказного письма с уведомлением о получении (при этом днем получения будет считаться шестой календарный день, независимо от того, получил ли плательщик в этот период документы или нет), в электронной форме.

При этом статьей 31 Налогового кодекса допускается передача документации не только лично плательщику сборов и налогов, но и его представителю, если таковой имеется.

Тем, кто, согласно действующим нормам законодательства, обязан отправлять заполненные декларации в электронном виде, вся документация передается таким же способом.

Плательщик может получить документы как через личный кабинет на официальном сайте налогового органа, так и через организацию, осуществляющую электронный обмен документами, если это предусмотрено возможностями плательщика.

Куда направляются документы

При отправке документов в бумажном виде существует ряд особых требований, выдвигаемых Налоговым кодексом, которым должны следовать налоговые органы.

К этим требованиям относятся:

1. Отправка на адрес фактического местонахождения организации-плательщика. При этом адрес берется из действующей выписки ЕГРН. В случаях если организация сменила место своего нахождения, не уведомив об этом налоговый орган, и не внеся изменения в свою внутреннюю документацию, то это уже считается налоговым правонарушением.

Если же организация является иностранной, не осуществляющей деятельность на территории РФ, но подлежащей налогообложению на ее территории, то на адрес для обмена документацией, указанный в ЕГРН. Если у иностранной компании имеется недвижимое имущество на территории РФ, то по адресу местонахождения этого имущества.

2. Отправка на адрес места проживания или адрес, который указан в качестве предпочтительного для получения документации, в выписке ЕГРН, если плательщиком является частное лицо, ИП, нотариус или адвокат. Последние при этом осуществляют частную деятельность, а не государственную.

Ограничения прав налоговых органов

Согласно действующим нормам законодательства, налоговые органы не могут участвовать в земельных правоотношениях. В частности проводить проверки по использованию земель по назначению или по землеустройству. Это право закреплено за земельным государственным и общественным контролем, а не за налоговыми органами.

Более того на законодательном уровне не прописано, что налоговые органы могут выдвигать требования при наличии только домыслов, подозрений в даче заведомо ложных и неправильных сведений.

В частности, касающихся фактического места нахождения плательщика. Более того плательщик имеет право уплачивать выдвинутые к нему налоги и сборы, независимо от места его фактического нахождения, поскольку налоговые органы представляют единую систему, а поступления средств осуществляются непосредственно в государственный бюджет.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/prava-nalogovyh-organov.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: