Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Содержание
  1. Служба по призыву: кого призовут, а кого нет
  2. Кого призывают в армию
  3. Призывные кампании
  4. Кого не возьмут в армию?
  5. Кто проводит призыв в армию
  6. Как проходит призыв в армию
  7. на канал «ЧЕЛОВЕК В ПОГОНАХ»
  8. Призыв на военную службу: что нужно знать кадровику
  9. Кого могут призывать на военную службу?
  10. Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу
  11. Компенсация расходов
  12. Увольнение гражданина, призванного на военную службу
  13. Права и обязанности призывника
  14. Право призывника на выбор медицинского учреждения
  15. Право призывника на получение копии медицинской карты
  16. Право на ознакомление с личным делом призывника
  17. Право призывника на обжалование решения призывной комиссии
  18. Право призывника на получение копии решения призывной комиссии
  19. Обязанности призывника
  20. Ответственность граждан за уклонение от прохождения военной службы
  21. Уголовный кодекс (УК РФ).
  22.  
  23. 2. Призыв граждан на военную службу
  24. Кто подлежит призыву на военную службу
  25. Виды воинского учета
  26. Какие категории подлежат
  27. Кто не подлежит
  28. Документы
  29. Обязанности граждан

Служба по призыву: кого призовут, а кого нет

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Все о призыве на военную службу. Кого признают негодным к службе и кому дадут отсрочку. Когда ждать повестку из военкомата.

Каждый мужчина в России должен уметь защищать Родину. Поэтому всех, кому исполнилось 18 лет призывают в армию. Раньше стать военнослужащим нельзя. Но в результате в армии оказываются далеко не все молодые мужчины. С чем это связано? И как вообще происходит призыв на военную службу? Разберемся вместе.

Кого призывают в армию

Требования к гражданам, подлежащим призыву на военную службу, изложены в статье 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Вот они:

  • Мужской пол. Женщин в армию не призывают, они могут служить только по контракту;
  • Возраст от 18 до 27 лет;
  • Гражданство Российской Федерации;
  • Призыву подлежат только граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете;
  • Призвать армию можно только тех граждан , которые не пребывают в запасе. Запас формируется из граждан, не прошедших военную службу в связи с успешным завершением обучения по программе подготовке офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования и в связи с освобождением от призыва.

То есть, если даже вы мужчина призывного возраста с российским гражданством, совсем не факт, что вас обязательно призовут в армию. Вы можете быть освобождены от службы совсем или получить отсрочку. О том, как это происходит, мы расскажем дальше, а пока рассмотрим, как проходят…

Призывные кампании

Сроки призыва граждан на военную службу регламентированы законодательством. То есть существует определенное время для призывных кампаний:

  • Весенний призыв с 01 апреля по 15 июля;
  • Осенний призыв с 01 октября по 31 декабря.

Призыв на военную службу объявляет своим Указом Президент России, который одновременно является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ. Призывные кампании имеют свои особенности. Так, для некоторых категорий граждан, определенных в статье 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлены особые сроки призыва:

  • Для призывников, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненным к районам Крайнего Севера —с 1 мая по 15 июля или с 1 декабря по 31 декабря.
  • Для призывников, проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах — с 15 октября по 31 декабря (в весенний призыв они не призываются совсем);
  • Для педагогических работников — с 1 мая по 15 июля (отсутствует осенний призыв).

Кого не возьмут в армию?

Призыву в ВС РФ не подлежат граждане:

  • Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (категории годности «Д» и «В» соответственно).
  • Проходящие или прошедшие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • Прошедшие военную службу в другом государстве, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
  • Имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень
  • Являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Также есть граждане, которые «не подлежат призыву на военную службу» в связи с определенными жизненными обстоятельствами:

  • в случае предоставления отсрочки от призыва:
  • в случае отбывания наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
  • при неснятой или непогашенной судимости;
  • при ведении дознания либо предварительного следствия или открытого уголовного дела, переданного в суд.

Кто проводит призыв в армию

Призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты, а фактически осуществляют призывные комиссии. Призывная комиссия создается решением высшего должностного лица субъекта РФ по представлению военного комиссара.

Она не является юридическим лицом и представляет собой особый коллегиальный орган. Состав призывной комиссии должен соответствовать требованиям статьи 27 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Если в состав призывной комиссии не включено должностное лицо, прямо указанное в законе, то решения такой призывной комиссии могут быть признаны незаконными. В состав комиссии входят:

  • Глава комиссии — глава муниципального образования или его заместитель;
  • Заместитель главы комсиссии — должностное лицо военного комиссариата;
  • Секретарь комиссии;
  • Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • Представитель органа внутренних дел;
  • Представитель органа управления образованием.
  • Представитель органа службы занятости.

Для принятия решений комиссия проводит заседания. В ее компетенции принять решение:

  • о призыве на военную службу;
  • о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  • о предоставлении призывнику отсрочки от призыва;
  • об освобождении от призыва;
  • о зачислении в запас;
  • об освобождении от исполнения воинской обязанности;
  • о направлении призывника на дополнительное обследование.

В случае принятия решения о призыве призывная комиссия также определяет вид и род войск ВС РФ или других ведомств, в которых конкретный гражданин будет проходить военную службу.

Все решения призывной комиссии оформляются отдельными протоколами заседания. Вышестоящей по отношению к призывной комиссии является призывная комиссия субъекта РФ, которая может отменять ее решения.

Также решения призывной комиссии можно обжаловать в судебном порядке.

Как проходит призыв в армию

Любая призывная кампания проходит по определенной схеме. В частности призывников вызывают:

  • На медицинское освидетельствование, в ходе которого врачи-специалисты и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию выносят заключение о годности гражданина к военной службе. Это заключение ложится в основу решения призывной комиссии.
  • На заседание призывной комиссии, в ходе которого выносят решение о призыве на военную службу либо об освобождении от призыва или предоставлении отсрочки.
  • На отправку к месту прохождения военной службы, если было принято решение о призыве.

Все эти мероприятия могут проводиться только в сроки весеннего или осеннего призыва. Когда призывник получает повестку для отправки к месту прохождения военной службы, он фактически утрачивает статус призывника и приобретает статус военнослужащего. В день призыва ему приказом военного комиссара присваивается воинское звание рядовой. И здравствуй, армия!

на канал «ЧЕЛОВЕК В ПОГОНАХ»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/chelovekvpogonah/slujba-po-prizyvu-kogo-prizovut-a-kogo-net-5be274547c5bd800ac4cc23f

Призыв на военную службу: что нужно знать кадровику

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Согласно российскому законодательству призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

Часть сотрудников любой организации подпадают под эту категорию, поэтому во исполнение своего гражданского долга данные работники должны участвовать в мероприятиях, связанных с призывом на воинскую службу и военными сборами.

Как правильно оформить отсутствие сотрудников на работе? Оплачивать или нет дни пропусков и, если да, то кому и как? Что требует законодательство от организации для выполнения обязанностей, связанных с призывом на военную службу? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами России в различных воинских формированиях и войсках РФ. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

На руководителей организаций или ответственных за военно-учетную работу должностных лиц предприятия накладывается ряд обязанностей, в том числе обеспечить гарантии военнообязанным работникам в связи с исполнением воинской обязанности и поступлением на военную службу по контракту.

Поговорим о том, кого могут призвать и как оформить отсутствие в компании данного сотрудника, а то и его увольнение с работы, если работника призвали служить.

Кого могут призывать на военную службу?

Для начала определимся, кто из работников организации может быть призван на воинскую службу. Это необходимо для правильного оформления отсутствия сотрудника и для признания правомерности данных действий. Всех сотрудников организации согласно Федеральному закону от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон № 53-ФЗ) можно разделить на 4 категории:

  • граждане, подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, не подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
  • граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, подлежащие призыву, – это лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Не подлежат призыву на военную службу следующие граждане (ч. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ):

  1. Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
  2. Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
  3. В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

К категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу (ст. 23 Закона № 53-ФЗ), относятся:

  1. Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
  2. Проходящие или прошедшие военную службу в РФ.
  3. Проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.
  4. Прошедшие военную службу в другом государстве.
  5. Имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.
  6. Являющиеся сыновьями (родными братьями):
    • а) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
    • б) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют различные категории граждан, подробно перечисленные в ст. 24 Закона № 53-ФЗ.

Нам будет интересна только та категория граждан, которая имеет отсрочку от призыва на военную службу: “… признанные временно негодными к военной службе по состоянию здоровья в установленном Законом № 53-ФЗ порядке”.

Эта категория граждан имеет отсрочку на 1 год и обязана проходить медицинское освидетельствование ежегодно. Таким образом, граждане, попадающие в первую и четвертую категории, могут быть вызваны в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, состоит из следующих этапов (ст. 26 Закона № 53-ФЗ):

  • явка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явка в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Первая обязанность гражданина, подлежащего призыву, – явка по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (направления на альтернативную гражданскую службу). Для этого он должен иметь при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) гражданина РФ и другие документы, указанные в повестке.

В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Законодательство дает исчерпывающий список уважительных причин, поэтому неявка вследствие выполнения трудовых обязанностей уважительной причиной не является. Таким образом, организация обязана отпустить работника, получившего повестку.

Данное требование к организации также закреплено в ст. 170 ТК РФ. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Так как воинская служба – это особый вид государственной службы, организация на период исполнения работником своей обязанности освобождает его от работы. Статьей 6 Закона № 53-ФЗ уточнено данное положение.

В частности, гражданин освобождается от работы с сохранением за ним места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы для решения вопросов о призыве или добровольном поступлении на военную службу, при необходимости прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения.

При этом работнику организация обязана также возместить расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также выплатой командировочных расходов.

Итак, первоначально гражданин получает повестку (см. Пример 1).

Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. При получении повестки, присланной на адрес организации, работник, отвечающий за воинский учет, обязан:

  1. сообщить об этом работнику, которому адресована повестка,
  2. взять расписку с работника о получении повестки (см. Пример 2),
  3. подготовить проекты документов для освобождения работника от работы на период, указанный в повестке (см. Пример 3).

Бездействия работника, отвечающего за воинский учет, в этом случае влекут административное наказание по ст. 21.2 КоАП РФ.

При этом законодательство не регламентирует получение работником, отвечающим за воинский учет, от работника, которому вручается повестка, расписки.

Но тогда у организации нет никаких доказательств факта вручения расписки, и в случае неявки работника в военный комиссариат виновата будет организация и, в частности, работник, отвечающий за воинский учет.

Если период, указанный в повестке, приходится на трудовой оплачиваемый отпуск работника, то согласно ст. 124 ТК РФ его переносят на другое время или продлевают его по желанию самого работника. Оформляется это соответствующим приказом по предприятию.

Отсутствие работника на работе в этот период отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом “Г” или цифровым кодом “23”. В трудовой книжке данное отсутствие никак не отражается.

По возвращении работник предъявляет повестку, где должны быть проставлены печати военного комиссариата с указанием даты и времени нахождения гражданина в данной организации. Это тем более важно, что явка может быть в повестке на одну дату, а задействован работник будет в течение нескольких дней.

Например, медицинская комиссия с привлечением узких специалистов может проходить по определенным дням недели либо узкий специалист принимает только по определенным дням, поэтому процедура проведения медицинской комиссии может в совокупности длиться 2 недели, но общее количество дней может не превышать пяти.

Компенсация расходов

Так как организация на период отсутствия работника выплачивает ему средний заработок, а работник фактически не работает, то организации согласно законодательству положено возмещение затрат. Производится оно за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Организации компенсируются следующие расходы:

  • проезд граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно;
  • найм (поднайм) жилья;
  • выплата командировочных (суточных);
  • выплата среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Выплата компенсации данных расходов осуществляется путем перечисления на счет организации компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, соответствующему военному комиссариату. Таким образом, выплату компенсации должен производить военкомат на основании представленных организацией копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить соответствующее письмо, где указать сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации), в частности, указать размер среднего заработка работника, начисленного ему в период выполнения государственных обязанностей.

Сведения представляются на официальном бланке организации, документ скрепляется подписью руководителя и основной печатью организации.

Кроме того, произведенные расходы должны быть подтверждены путем представления заверенных в установленном порядке копий соответствующих документов: табеля рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости, справки из военкомата о прохождении медицинского освидетельствования.

К сожалению, срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, законодательно не установлен.

Увольнение гражданина, призванного на военную службу

Если после прохождения медицинского освидетельствования военным комиссариатом в отношении гражданина было принято решение о призыве на военную службу и ему была выдана повестка с указанием срока прибытия в военный комиссариат, то для организации этот факт является основанием прекращения трудовых отношений с данным гражданином по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

На основании повестки издается приказ по форме № Т-8 или № Т-8а, утвержденной Постановлением № 1.

Затем вносятся записи о расторжении трудового договора в личную карточку работника и в трудовую книжку.

Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 Пример 5 Пример 6

Источник: https://delo-press.ru/journals/staff/pravovoe-obespechenie-deyatelnosti/36212-prizyv-na-voennuyu-sluzhbu-chto-nuzhno-znat-kadroviku/

Права и обязанности призывника

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Каждый призывник имеет права, закрепленные законодательством РФ. Призывнику необходимо знать свои права и уметь их защищать. Призывник имеет право:

Право призывника на выбор медицинского учреждения

В соответствии с п. 5 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” гражданин помимо всего прочего имеет право как на выбор врача и выбор медорганизации, в которой ему будет оказана медицинская помощь, либо врачебные вмешательства. Согласно п.8 ст.

21 “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” выбор врача и медорганизации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву в армию или направляемыми на АГС, и поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней, осуществляется с учетом особенностей оказания медпомощи, установленных статьей 25 вышеназванного Закона. В свою очередь, призывники в полной мере обладают правами, предусмотренными иным категориям граждан. Данная позиция отражена и в Решении Верховного суда РФ по делу № ГКПИ09-515 от 10.06.2009 года: “Названными нормами регламентированы общие права граждан на медико-социальную помощь и пациентов, включая право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Указанные права в полной мере принадлежат и гражданам, подлежащим призыву на военную службу, …” (Решение суда стр. 6 абзац 3).

Право призывника на получение копии медицинской карты

В соответствии с п.5 ст.

22 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Право на ознакомление с личным делом призывника

Согласно ч. 2 ст.

24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Ст.

8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г.

N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” говорит о том, что – граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение  сведений в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Право призывника на обжалование решения призывной комиссии

Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба на ее заключение – в течение одного месяца со дня ее поступления.

В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии его выполнение (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения вердикта призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда (п.7 ст.

28 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”).

Право призывника на получение копии решения призывной комиссии

Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено).

По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п.6 ст. 28 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”).

Обязанности призывника

Обязанности призывника заключаются в следующем:

  • состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания;
  • явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование;
  • явиться на профессиональный психологический отбор;
  • явиться на заседание призывной комиссии;
  • явиться для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военкомате до начала военной службы.

Если у вас остались вопросы, обращайтесь в нашу организацию за защитой ваших прав.

2018-07-29

Источник: https://prizyvnikam.ru/prava-prizyivnika.html

Ответственность граждан за уклонение от прохождения военной службы

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Уголовный кодекс (УК РФ).

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 “Об утверждении Положения о воинском учете”.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 “Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации”.
Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе”.

Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609
“Об утверждении Положения о военных комиссариатах”.

Граждане мужского пола, подлежащие призыву на военную службу обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии Федеральным законом №53-ФЗ 1998г.;

отбывающих наказание в виде лишения свободы;

постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;

при освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В случае утраты документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

 

Статья 21.5 Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания –

 влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

21.6. Уклонение от медицинского обследования.

   Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья 21.7.Умышленные порча или утрата документов воинского учета

Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Призыв граждан на военную службу

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом №53-ФЗ 1998г. освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом “в” пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность граждан, подлежащих призыву на военную службу за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Статья 328.Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

В ч. 1 ст. 328 УК РФ уклонением от призыва считается неявка гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, к которым ч. 1 ст. 31 Федерального закона №53-ФЗ 1998г. относит явку на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона №53-ФЗ 1998г. являются:

заболевание или увечье лица, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника или усыновителя гражданина либо участие в похоронах таких лиц;

непреодолимая сила или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Уклонение может выражаться и в незаконном получении гражданином освобождения от военной службы или отсрочки от нее, например путем симуляции болезни.

Преступление является длящимся, оно протекает во времени на стадии оконченного преступления вплоть до достижения лицом возраста 27 лет, явки его с повинной или пресечения преступления правоохранительными органами.

В ч. 2 ст. 328 УК содержится самостоятельный состав преступления, объектом которого является установленный порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

В соответствии с ч. 3 ст.

59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации, в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от военной службы.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. “Об альтернативной гражданской службе” альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. В указанных случаях гражданин должен лично подать заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии призывника – уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы.

Под уклонением следует понимать неявку гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу.

Уклонением является также неявка без уважительных причин к месту прохождения службы и самовольное досрочное прекращение исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, которое возможно в течение всего срока такой службы.

Источник: https://62.xn--b1aew.xn--p1ai/document/3300672

Кто подлежит призыву на военную службу

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Время чтения: ~5 минут Елена Павлова 409

Узнать, какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету, можно из Порядка № 921. В нормативном документе подробно указаны положения относительно организации и правил ведения воинского учета.

Какие его виды существуют сегодня? На кого он распространяется? И при каких обстоятельствах можно рассчитывать на освобождение от воинского учета в России? Ответы на все эти вопросы вы найдете в материале.

Виды воинского учета

Воинский учет представляет собой обобщение информации о призывных и мобилизационных человеческих ресурсах государства. Осуществляется по месту проживания или пребывания (относительно лиц, которые приехали и находятся на территории муниципального образования дольше 3 месяцев). Учет ведут сотрудники местных военных комиссариатов.

Воинский учет бывает общим и специальным. К первому относят граждан, не закрепленных за какими-либо структурами вне зависимости от подведомственных отношений. Во время общей мобилизации они не подчиняются конкретным специализированным структурам. Призвать их может только военкомат.

Специальный учет отличается от общего тем, что распространяется на «забронированных» лиц, которые будут призваны посредством контролирующих их органов. Под спецучет попадают подразделения РОВД, МЧС, правоохранительные органы, а также службы в сфере контроля распространения наркотических и психотропных веществ.

Какие категории подлежат

Кто подлежит призыву на военную службу, подробно разъяснено в Порядке № 921. В первую очередь, это граждане РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, здоровье и физические данные которых соответствуют медицинским требованиям.

По исполнению 17 лет юноша обязан стать на воинский учет в военкомате по месту жительства. Также это молодые люди от 18 до 27 лет, на которых распространяется военный призыв (и которые не зачислены в запас); граждане, находящиеся в запасе.

Что означает категория запаса в военном билете?

Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, к последним относятся:

  • оказавшиеся в запасе после увольнения с военной должности;
  • выпускники военных кафедр или других профильных образовательных организаций, которые освоили программу подготовки офицеров запаса, солдат, матросов, сержантов;
  • освобожденные от призыва, и не прошедшие службу в рядах Вооруженных Сил России;
  • те, кто не служил из-за регулярно предоставляемых отсрочек;
  • прошедшие альтернативную службу.

Подлежат воинскому учету и женщины, достигшие 18 лет и не имеющие отклонений физического и психологического здоровья

Важное условие, необходимое для постановки девушки на учет – наличие военно-учетной специальности. Женщин в звании офицера ставят на учет до 50-летнего возраста, женщин, чья жизнь связана с военной сферой (но офицерского чина они не имеют) – до 45 лет.

ВНИМАНИЕ! Отказ от воинской обязанности допустим при наличии причин, указанных в законе «О воинской обязанности и военной службе». Каждый гражданин имеет право на замену срочной службы альтернативной.

Все граждане женского пола, которые прошли службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных подразделениях, министерствах и ведомствах, в которых российским законодательством предусмотрена военная служба, зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям.

Постановке на военный учет подлежат женщины, получившие практическую подготовку в высших учебных заведениях (с успешным окончанием последних) по таким направлениям:

  • связь (радисты, телефонисты, радиомеханики, операторы, телеграфисты и пр.);
  • метеорология (механики, гидрометеонаблюдатели, мастера в области оптических и звукометрических средств);
  • картография и фотограмметрия (фотолаборанты, граверы, топогеодезисты, цинкографы);
  • профессии, связанные с работой на вычислительной технике;
  • полиграфия (цинкографы, граверы, наладчики полиграфических машин);
  • кинорадиомеханики.

И, конечно же, медицина – самая масштабная и важная отрасль, незаменимая в военных условиях. Поэтому лицо, обладающее медицинскими специальностями, вроде медсестры, фельдшера, акушера, лаборанта, анестезиолога, зубного техника, доктора, инструктора по ЛФК тоже подлежит воинскому учету.

Кто не подлежит

Среди тех, кто не обязан становиться на воинский учет, законодательство выделяет следующие категории граждан:

  • освобожденные от воинской службы;
  • женщины без военно-учетной специальности;
  • те, кто в настоящий момент проходит службу (в том числе и альтернативную);
  • служащие в МВД;
  • люди, находящиеся в местах лишения свободы или в сторону которых возбуждено и рассматривается уголовное дело;
  • переступившие возрастную отметку, допустимую для пребывания в запасе;
  • выехавшие из России и сменившие постоянное место жительства;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и ФСБ РФ.

Мужчины, работающие в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана, не снимаются с воинского учета по месту жительства, а военник, удостоверение гражданина, подлежащего призыву, хранятся в отделе кадров организаций, от которых они были направлены на работу в указанные районы. Кадровые службы доводят до сведения сотрудников военкоматов информацию о гражданах, отправленных работать на отдаленные территории.

Документы

Министерство Обороны устанавливает список, формы документов военного учета, а также правила и сроки их хранения, ведения, выдачи и замены. По госзаказу Минобороны РФ изготавливают и размещают в установленном порядке такие бланки:

  • военников;
  • удостоверений призывников;
  • удостоверений об отсрочке;
  • об уведомлениях про попадание на специальный учет.

Определяют перечень, образцы и формы документов руководители ФСБ и Службы внешней разведки

При замене паспорта (в установленном порядке) сотрудники МВД или военных комиссариатов вносят соответствующие сведения о гражданине в виде отметок об их отношении к воинской обязанности.

Подлежащие призыву на военную службу, согласно законодательству, могут рассчитывать на обязательную и добровольную подготовку к несению службы. К обязательной относится:

  • получение знаний в сфере обороны;
  • военно-патриотическое воспитание;
  • медосвидетельствование;
  • предоставление военно-учетных специальностей солдатам, прошедшим соответствующий курс.

Под добровольной подготовкой подразумевают военно-прикладные виды спорта, дополнительные общеобразовательные программы как в профессиональных организациях военных формирований, так и в общеобразовательных учреждениях. Также это возможность поступления и обучения на военной кафедре при высшем учебном заведении.

Обязанности граждан

Лица, подлежащие воинскому учету, при получении повестки из комиссариата обязаны лично явиться в указанное место в назначенное время. В случае неявки предполагается привлечение к административной ответственности и выплате штрафа в размере 500 руб.

В течение двух дней с момента исключения из списка личного состава (в связи с увольнением или зачислением в запас ВС РФ) необходимо явиться в военкомат для постановки на военный учет. Если вы решили изменить место проживания, об этом нужно сообщить в течение двух недель в орган местного самоуправления, в компетенции которого проведение учета.

Потеряв военник или удостоверение, в обязанности гражданина входит обратиться для восстановления документов (выдают новые взамен потерянным) в ту же структуру самоуправления (в двухнедельный срок с момента обнаружения потери).

Если на момент призывной кампании мужчины, подлежащие призыву, покидают страну на срок более 3 месяцев, нужно снова отправиться в комиссариат либо в другой исполнительный орган власти, в полномочия которого входит проведение учета.

Итак, если вы состоите на воинском учете, и, получив повестку, думаете не явиться в военкомат, высок риск того, что ваше личное дело окажется в органах местного контроля. На них будет возложена задача розыска «уклониста».

С военного учета можно и сняться, но только при наличии веских оснований (например, ухудшение здоровья до категории годности несопоставимой со службой, истечение срока службы по возрасту). В таком случае нужно лично прийти в военкомат, написать соответствующее заявление и приложить документы, подтверждающие его содержимое.

Источник: https://prizivniku.com/prizyv/kto-podlezhit-prizyvu-voennuyu-sluzhbu

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: