- Незачет по НКО
- Кто попал в реестр
- Неверный указатель
- О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, приказ минэкономразвития россии от 17 мая 2011 года №223
- I. Общие положения
- II. Порядок внесения в реестры сведений о получателях поддержки и исключения из реестров сведений о получателях поддержки
- Приложение N 2. Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки
- Приложение. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 17 мая 2011 г. N 223 г. Москва
- Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки и хранения представленных ими документов
- Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки
Незачет по НКО
Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.
Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.
Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:
- государственные организации;
- потребительские кооперативы;
- политические партии;
- саморегулируемые организации;
- объединения работодателей;
- объединения кооперативов;
- торгово-промышленные палаты;
- товарищества собственников недвижимости;
- адвокатские палаты;
- адвокатские образования;
- нотариальные палаты;
- государственно-общественные и общественно-государственные организации;
- микрофинансовые организации.
Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности.
Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.
Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.
И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.
Кто попал в реестр
Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк.
Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д.
К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.
Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.
Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.
Русская православная церковь
Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс.
организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс.
Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.
Образовательные учреждения
Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).
Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.
Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?
Профессиональные союзы
Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня.
Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко.
В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.
Органы власти
Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.
В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций.
Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти.
Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.
Получатели средств бюджета
Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.
Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».
Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.
Благотворители и общественники
Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.
Неверный указатель
Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.
Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.
В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.
Источник: https://www.rbc.ru/opinions/society/17/06/2020/5ee8ce139a79479edce77585
О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, приказ минэкономразвития россии от 17 мая 2011 года №223
Во исполнение пункта 3 статьи 31.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145; 2010, N 15, ст.
1736) и в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 18, ст.2257; N 19, ст.2344; N 25, ст.
3052; N 26, ст.3190; N 38, ст.4500; N 41, ст.4777; N 46, ст.5488; 2010, N 5, ст.532; N 9, ст.960; N 10, ст.1085; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 26, ст.3350; N 40, ст.5068; N 41, ст.5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 6, ст.888; N 9, ст.1251; N 12, ст.1640; N 14, ст.1935; N 15, ст.2131; N 17, ст.
2411, 2424),
приказываю:
утвердить:
Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки и хранения представленных ими документов (приложение N 1);
Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки (приложение N 2).
Министр
Э.Набиуллина
Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации7 июля 2011 года,
регистрационный N 21278
I. Общие положения
1.
Настоящий Порядок определяет правила ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями (далее соответственно – реестры, органы, поддержка), а также порядок хранения представленных ими документов.
2. Реестры ведутся в электронном виде с соблюдением требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации.
3. Реестры ведутся органами по рекомендуемому образцу согласно приложению.
4.
Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст.776)._______________
В соответствии с пунктом 4 ст.31.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145; 2010, N 15, ст.1736).
5. Информация, содержащаяся в реестрах, подлежит размещению на официальном сайте органа в сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр.
II. Порядок внесения в реестры сведений о получателях поддержки и исключения из реестров сведений о получателях поддержки
6. При внесении в реестр сведений о получателе поддержки указываются:_______________
В соответствии с пунктом 2 ст.31.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях в Российской Федерации”.
1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (местонахождение) постоянно действующего органа социально ориентированной некоммерческой организации – получателя поддержки (почтовый индекс, субъект Российской Федерации, район, город (населенный пункт), улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), корпуса (строения), квартиры (офиса); основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (ОГРН) – получателя поддержки;
2) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный получателю поддержки;
3) сведения о форме и размере предоставленной поддержки;
4) срок оказания поддержки;
5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
6) дата принятия решения об оказании поддержки или о прекращении оказания поддержки.
Приложение N 2. Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки
Приложение N 2
1. Реестры социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями (далее соответственно – реестры, органы, поддержка), ведутся на государственном языке Российской Федерации.
2. В целях защиты сведений, включенных в реестры, орган должен обеспечить бесперебойную работу по ведению реестра, защиту информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа, а также разграничение прав пользователей информационной системы.
В целях защиты сведений, содержащихся в реестре, осуществляются ведение электронных журналов учета операций, а также формирование резервных копий реестра на электронных носителях, которые хранятся в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом.
3. Информационная система должна обеспечивать:
а) поиск сведений о получателях поддержки;
б) формирование по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки.
Приложение. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки
Приложение
Рекомендуемый образец
наименование органа, предоставившего поддержку |
Номерреест- | Датапринятия | Сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях -получателях поддержки | Сведения о предоставленной поддержке | Информация(если имеется) | ||||||
ровой записи и дата вклю-чения сведений в реестр | решения об оказании поддерж-ки или о прекра-щении оказания поддерж-ки | наименова-ние постоянно действую-щего органа некоммер-ческой организации | почтовый адрес (местонахож-дение) постоянно действующего органа некоммерческой организации – получателя поддержки | основной государст-венный регистра-ционный номер записи о государст-венной регистрации некоммер-ческой организации (ОГРН) | Идентифи-кационный номер налого-плательщика | виды деятельности некоммер-ческой организации | форма поддержки | размер поддержки | срок оказания поддержки | о нарушениях, допущенных социально ориентиро-ванной некоммер-ческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использо-вании предостав-ленных средств и имущества |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:Российская газета,
N 150, 13.07.2011
Источник: http://docs.cntd.ru/document/902280844
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 17 мая 2011 г. N 223 г. Москва
Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июля 2011 г.
Регистрационный N 21278
Во исполнение пункта 3 статьи 31.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 15, ст.
1736) и в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст.
2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 6, ст. 888; N 9, ст.
1251; N 12, ст. 1640; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2131; N 17, ст. 2411, 2424), приказываю:
утвердить:
Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки и хранения представленных ими документов (приложение N 1);
Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки (приложение N 2).
Министр
Э. Набиуллина
Приложение N 1
Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки и хранения представленных ими документов
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями (далее соответственно – реестры, органы, поддержка), а также порядок хранения представленных ими документов.
2. Реестры ведутся в электронном виде с соблюдением требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации.
3. Реестры ведутся органами по рекомендуемому образцу согласно приложению.
4.
Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 776) [1] .
5. Информация, содержащаяся в реестрах, подлежит размещению на официальном сайте органа в сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр.
II. Порядок внесения в реестры сведений о получателях поддержки и исключения из реестров сведений о получателях поддержки
6. При внесении в реестр сведений о получателе поддержки указываются [2] :
1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (местонахождение) постоянно действующего органа социально ориентированной некоммерческой организации – получателя поддержки (почтовый индекс, субъект Российской Федерации, район, город (населенный пункт), улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), корпуса (строения), квартиры (офиса); основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (ОГРН) – получателя поддержки;
2) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный получателю поддержки;
3) сведения о форме и размере предоставленной поддержки;
4) срок оказания поддержки;
5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
[1] В соответствии с пунктом 4 ст. 31.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 15, ст. 1736). [2] В соответствии с пунктом 2 ст. 31.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях в Российской Федерации”.6) дата принятия решения об оказании поддержки или о прекращении оказания поддержки.
Приложение N 2
Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки
1. Реестры социально ориентированных некоммерческих оргавизаций – получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями (далее соответственно – реестры, органы, поддержка), ведутся на государственном языке Российской Федерации.
2. В целях защиты сведений, включенных в реестры, орган должен обеспечить бесперебойную работу по ведению реестра, защиту информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа, а также разграничение прав пользователей информационной системы.
В целях защиты сведений, содержащихся в реестре, осуществляются ведение электронных журналов учета операций, а также формирование резервных копий реестра на электронных носителях, которые хранятся в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом.
3. Информационная система должна обеспечивать:
а) поиск сведений о получателях поддержки;
б) формирование по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки.
Источник: https://rg.ru/2011/07/13/reestri-dok.html