Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду

Содержание
  1. Разработка декларации о воздействии на окружающую среду в Новосибирске – Цена | Заказать ДВОС
  2. ЧТО ТАКОЕ ДЕКЛАРАЦИЯ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ?
  3. КАК ОФОРМИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ в Новосибирске?
  4. Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)
  5. Какие объекты относятся ко второй категории
  6. Что входит в ДВОС
  7. Какую информацию включить в ДВОС
  8. Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории
  9. В данную группу включаются:
  10. Все перечисленные объекты относятся к II категории при условии использования определённого оборудования, либо с определёнными производственными мощностями. Если мощность выше или ниже указанной – объект относится к другой (I или III) категории
  11. Согласно требованию закона, ДВОС должна содержать следующие данные:
  12. Кстати!
  13. В утвержденной форме двос содержится вся информация в соответствии с приведенными выше требованиями федерального закона. согласно приказу, форма содержит следующие таблицы и формы:
  14. Нормативы образования отходов не будут рассчитываться в составе ДВОС. Декларируемые количества образующихся и размещаемых отходов будут являться, очевидно, фактическими их количествами за последний год. Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ, расчет нормативов образования отходов будет производиться только в рамках получения комплексных экологических разрешений. Напомним, что для объектов II категории природопользователи по желанию имеют право подать заявку на получение КЭР
  15. По сравнению с проектом декларации, в утвержденной ее форме присутствует новый раздел:
  16. 5. Расчет нормативов допустимых выбросов
  17. 1) Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ
  18. Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 11 октября 2018 года №509
  19. Приложение 1. Декларация о воздействии на окружающую среду
  20. Раздел I. Виды и объем производимой продукции (товара)
  21. Раздел II. Информация о реализации природоохранных мероприятий
  22. 3.1. Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__-20__ годы
  23. 3.2. Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__-20__ годы
  24. Раздел IV. Масса выбросов загрязняющих веществ
  25. Об утверждении порядка предоставления и рассмотрения деклараций о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, Приказ МПР Оренбургской области от 27 июня 2019 года №397
  26. Приложение. Порядок предоставления и рассмотрения деклараций о воздействии на окружающую среду, для объектов II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору
  27. Приложение 1. Заявление о предоставлении декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

Разработка декларации о воздействии на окружающую среду в Новосибирске – Цена | Заказать ДВОС

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду

ДЕКЛАРАЦИЯ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА

ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ СТРАНЫ

оформление – от 5 дней за 14 000 руб

Задайте вопрос нашим специалистам!

Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) – это обязательный документ для предприятий, чьи производственные территории относятся к объектам НВОС II категории.

ДВОС – это альтернатива ранее обязательным проектам предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (проект ПДВ), нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты (проект НДС).

ЧТО ТАКОЕ ДЕКЛАРАЦИЯ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ?

ДВОС включает в себя информацию о предприятии, его технологических процессах, а также о негативном воздействии, которое оказывает предприятие на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух, сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, а также отходы производства и потребления.

КАК ОФОРМИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
в Новосибирске?

ДВОС оформляется по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509. В ее состав включаются сведения из отчета по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, информация о сбросах загрязняющих веществ в составе сточных вод и данные об образующихся отходах производства и потребления.

Готовая ДВОС утверждается руководителем предприятия и передается в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора с соответствующим сопроводительным письмом.

Обращаем внимание, что ДВОС необходимо оформлять каждые 7 лет.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

В состав нашей команды входят опытные специалисты, которые проводили работы для предприятий разного профиля.

ВЫСОКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

В нашем распоряжении широкий спектр программного обеспечения для выполнения разных видов работ

СВОЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Наша лаборатория оснащена большим приборным парком, имеет широкую область аккредитации

КОНСУЛЬТАЦИИ НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ

Наши специалисты готовы проконсультировать Вас по сопутствующим вопросам в любое время

№ п/п Наименование услуги Стоимость, руб. Примечание
1 Заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (объектов НВОС) от 4 600,00 Согласование в надзорных органах – 10 рабочих дней
2 Паспорта на отходы I-IV классов опасности от 2 300,00 Сдаются в надзорных органах в уведомительном порядке
3 Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух от 12 000,00 Не подлежит согласованию в надзорных органах
4 Программа производственного экологического контроля (программа ПЭК) от 7 000,00 Не подлежит согласованию в надзорных органах
5 Декларация о воздействии на окружающую среду (декларация о ВОС) (срок действия – 7 лет) от 12 000,00 Сдается в надзорных органах в уведомительном порядке
6 Проект санитарно-защитной зоны (без согласования) от 30 000,00 Согласование: – в Центре гигиены – до 30 рабочих дней; – в Роспотребнадзоре – до 15 рабочих дней
7 Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) от 25 000,00 Согласование в надзорных органах – 60 рабочих дней
ОТЧЕТНОСТЬ
1 Данные учета в области обращения с отходами (журнал движения отходов) от 2 000,00 Не сдаются в надзорные органы, но должны оформляться ежеквартально
2 Журнал первичного учета выбросов загрязняющих веществ от 2 000,00 Не сдаются в надзорные органы, но должны оформляться ежегодно
3 Отчет о результатах ПЭК от 4 000,00 Срок сдачи – ежегодно до 25 марта
4 Отчет 2-ТП (воздух) от 1 000,00 Срок сдачи – ежегодно до 22 января
5 Отчет 2-ТП (отходы) от 1 000,00 Срок сдачи – ежегодно до 1 февраля
6 Отчет 2-ТП (водхоз) от 1 000,00 Срок сдачи – ежегодно до 22 января
7 Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (декларация о плате за НВОС) от 4 000,00 Срок сдачи – ежегодно до 10 марта, внести плату – ежегодно до 1 марта
8 Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров от 2 000,00 Срок сдачи – ежегодно до 1 апреля
9 Отчёт о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров от 2 000,00 Срок сдачи – ежегодно до 1 апреля
10 Расчёт экологического сбора от 2 000,00 Срок сдачи – ежегодно – до 15 апреля, внести плату – ежегодно до 1 апреля

В случае возникновения дополнительных вопросов обратитесь к нашим специалистам в Новосибирске по телефонам, указанным в разделе Контакты.

Оформление декларации о воздействии на окружающую среду продиктовано требованиями статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Несоблюдение экологических требований влечет за собой привлечение к административной ответственности (ст. 8.1 КоАП), а именно предупреждение или наложение административного штрафа в следующих размерах:

– от 2 тыс. до 5 тыс. рублей – на должностных лиц;

– от 20 тыс. до 100 тыс. рублей – на юридических лиц.

Оформление и сдача в территориальные органы Росприроднадзора декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС) – это относительное нововведение, вступившее в силу с 01.01.2019 г.

Объекты НВОС II категории обязаны разработать ДВОС и сдать ее в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора.

Если объект действующий: сдача ДВОС должна быть осуществлена не позднее дня, когда истекает срок действия старых разрешительных документов: разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект.

Согласно статье 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ДВОС предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора каждые 7 лет.

Если объект новый: в действующем законодательстве срок сдачи ДВОС для построенных объектов не регламентирован. При этом существует требование статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которое устанавливает срок постановки на государственный учет объекта НВОС – не более 6 месяцев со дня введения объекта в эксплуатацию.

То есть предприятие вводит объект в эксплуатацию, в течение 6 месяцев оформляет и сдает заявку о постановке на государственный учет объекта НВОС для присвоения категории. Если присвоена II категория, необходимо начать оформление ДВОС в кратчайшие сроки.

Вы разработали ДВОС в соответствии с требованиями законодательства, передали ее в уполномоченный орган исполнительной власти (например, в Росприроднадзор), на документе Вам поставили отметку о принятии.

После этого ДВОС с отметкой является Вашим разрешительным документом по всем видам воздействия: разрешением на сбросы, выбросы загрязняющих веществ, нормативами образования отходов.

Проект ПДВ, НДС и ПНООЛР Вам не нужны, при проверке Вы демонстрируете инспектору именно ДВОС.

В действующем законодательстве отсутствует регламент надзорных органов, согласно которому ДВОС должна проходить процесс согласования. На сегодняшний день ДВОС передается в территориальные органы Росприроднадзора и Минприроды только в уведомительном порядке, и ждать результатов рассмотрения не нужно.

В случае, если по итогам рассмотрения ДВОС будут выявлены замечания, надзорный орган напишет Вам об этом письмо, замечания необходимо будет откорректировать.

Если в ДВОС все заполнено верно, то никакого разрешительного документа надзорный орган не выдаст. В этом случае подтверждением сдачи ДВОС является отметка о принятии ее надзорным органом.

Начнем с того, что форма декларации о воздействии на окружающую среду утверждена Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

В форме необходимо привести, помимо стандартных сведений о предприятии:

Код и категорию объекта НВОС, согласно Свидетельству о постановке на государственный учет объектов НВОС. Для получения такого Свидетельства Вам необходимо оформить соответствующую заявку в личном кабинете на портале Росприроднадзора.

Виды и объем производимой продукции (товара). Эти сведения можно запросить в бухгалтерии.

Информация о реализации природоохранных мероприятий. Природоохранные мероприятия планируются, закладывается финансирование и сроки. То есть у Вас должен быть утвержденный руководителем план-график, в котором перечислены природоохранные мероприятия.

Это может быть замена пылегазоочистного оборудование, проведение натурных наблюдений в рамках производственного экологического контроля, замена фильтров в очистительной системе, плата за негативное воздействие на окружающую среду и т.д.

То есть мероприятия могут быть разными и направлены они должны быть на снижение негативного воздействия от предприятия или улучшение условий на территории предприятия: например, озеленение или подселение новой рыбы в пруд, который Вами эксплуатируется, но при сбросе воды от предприятия вся живность погибла, и т.д.

Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду.

Если в течение года произошли какие чрезвычайные происшествия (разлив нефтепродуктов на открытый грунт, смыв химикатов в составе сточных вод в водный объект, поломка газоочистного оборудования, повлекшая за собой огромный выброс загрязняющих веществ), эти сведения необходимо отразить. Более того, необходимо указать, причины возникновения, нанесенный окружающей среду урон, размер вреда, дату и способ ликвидации.

Масса выбросов загрязняющих веществ. Эти сведения можно получить из соответствующих таблиц старых проектов ПДВ, отчете об инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Но стоит помнить о том, что все эти документы актуальны только в том случае, если на предприятии не изменилось оборудование, сырье, не было увеличения/уменьшения выпуска продукции, не открывались/ликвидировались новые цеха, не вносились конструктивные изменения в систему вентиляции, в систему очистки.

Крайне редко бывает так, что из года в год предприятие дает одни и те же показатели, не изменяет технологических схем, не меняет поставщика сырья и т.д. Зачастую эти изменения есть, но они не всегда очевидны или Вам об этом не сообщили.

Например, Ваш инженер по охране труда решил внести незначительные изменения в процесс сварки, подобрал другие электроды, предложил резать металл под водой, чтобы работники в цехе не вдыхали сварочные аэрозоли.

Это привело к существенному уменьшению выбросов, а значит нужно пересмотреть отчет об инвентаризации источников выбросов.

Если изменения есть, то необходимо самостоятельно провести расчет массы выбрасываемых загрязняющих веществ по утвержденным методическим рекомендациям или, привлекая аккредитованную лабораторию, определить количество загрязняющих веществ инструментальным методом.

Масса сбросов загрязняющих веществ. Аналогично с выбросами, эти сведения можно взять из старого проекта НДС. Но здесь можно воспользоваться данными ежеквартальных инструментальных наблюдений за качеством сточных вод.

Опять же все это имеет смысл, если в производстве не было изменений. Если изменения были, то необходимо рассчитать массу сбрасываемых загрязняющих веществ самостоятельно, полагаясь на результаты инструментальных наблюдений.

Масса образования и размещения отходов. Эти сведения принимаются на основании старого ПНООЛР, если на предприятии не было изменений. Либо на основании ежегодной отчетности по отходам в случае, если Ваше предприятие не обязано было разрабатывать ПНООЛР.

Если данные из старого ПНООЛР не актуальны, а отчетность оформлялась не так корректно, как должно быть, тогда необходимо будет вооружиться актами выполненных работ от контрагентов, которые вывозят отходы с Вашей территории и по утвержденным методикам провести расчет.

Информация о программе производственного экологического контроля (ПЭК). Если Вы относитесь к объектам НВОС II категории, у Вас должна быть разработана программа ПЭК, согласно которой должны проводиться соответствующие инструментальные измерения с привлечением аккредитованной лаборатории.

В заключение стоит отметить, что в ДВОС в обязательном порядке прилагаются расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов.

Срок разработки ДВОС зависит от многих факторов:

– во-первых, от наличия у Вас действующей разрешительной документации по экологии, ведь если ее нет, все сведения необходимо будет получать расчетным методом, что занимает много времени;

– во вторых, от количества источников выбросов, сбросов, отходов, ведь если источников на территории 5, оформить декларацию недолго, а вот если их 105, то на ее формирование уйдет значительно больше времени;

– в-третьих, от количества объектов НВОС, которым присвоена II категория, так как если площадка 1, то оформляется одна декларация, а если их 5, то нужно будет оформить 5 работ на каждую площадку отдельно.

Не нашли, что искали?

Получите бесплатную консультацию наших специалистов прямо сейчас:

Источник: https://rosecoaudit.com/deklaracziya-o-vozdejstvii-na-okruzhayushhuyu-sredu/

Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду

Еще в 2014 году вышел федеральный закон, регламентирующий новые принципы системы нормирования в природоохранной сфере (ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014г.). Однако переходный период длиться до сих пор.

На данный момент закончен процесс присвоения производственным объектам категорий исходя из степени их негативного воздействия на окружающую среду (объекты НВОС), теперь появилась необходимость в разработке Декларации о Воздействии на окружающую среду (ДОВОС или ДВОС).

Статья 4.2 вышеупомянутого закона содержит перечень объектов, относящихся к той или иной категории. Всего их четыре:

  1. Первая – присваивается объектам, негативное влияние которых на ОС является значительным. Все они должны относиться к областям применения наилучших доступных технологий.
  2. Вторая – присваивается объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на ОС.
  3. Третья – присваивается объектам с незначительным влиянием.
  4. Четвертая – объединяет объекты, негативно влияющие на ОС в минимальной степени.

Конкретные критерии каждой из этих категорий описаны в Правительственном Постановлении № 1029 от 28.09.15 г.

Какие объекты относятся ко второй категории

Вторая категория объектов НВОС содержит достаточно большой перечень производств:

  • обеспечивающие электрической и паровой энергией, а также газом;
  • связанные с добычей металлов, в том числе и драгоценных руд;
  • металлургические предприятия;
  • изготовление стекла, фарфора, извести и кирпича (цементного клинкера и силикатного);
  • накопление и очистка стоков;
  • текстильные и скорняжные производства, изготовление картона, бумаги;
  • пищевая промышленность (производство овощной, фруктовой, мясной и молочной продукции, а также изготовления пищевых жиров);
  • объекты, связанные с разведением КРС, птиц и свиней;
  • производства, основанные на гальванических процессах и использующие органические растворители;
  • объекты, производственные процессы на которых связаны с использованием радиационных источников, а также пункты хранения химического оружия и ядерных материалов;
  • газовые и нефтяные трубопроводы;
  • производства по добыче нефти, газа, графита, асбеста, а также объекты складирования нефти и продуктов ее переработки, различных агрохимикатов и пестицидов;
  • переработка и хранение некоторых видов отходов;
  • различные плавильные производства, а также другие объекты, связанные с расплавом минеральных веществ;
  • объекты, входящие в железнодорожную инфраструктуру, крупные порты речного, морского и воздушного транспорта.

При отнесении объекта ко второй категории НВОС учитывается не только вид деятельности и принадлежность к определенной сфере. Также во внимание принимаются характеристики используемого оборудования.

Оно должно отвечать определенным требованиям и обладать конкретной мощностью.

Если фактический показатель производственной мощности выше или ниже, то объекту может быть присвоена первая или третья категория.

После того, как будет определена степень влияния производственного объекта на ОС и ему будет присвоена вторая категория, потребуется данный факт задекларировать. По новым правилам (согласно ФЗ № 219-ФЗ, изменившим ст.31.2 ФЗ № 7-ФЗ) декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) может быть представлена как в бумажном, так и электронном виде.

В последнем случае потребуется заверить документ ЭЦП. Куда именно подается ДВОС, зависит от уровня надзора, который определяется исходя из требований правительственного постановления № 903 от 28.08.2015г.

Так, в Росприроднадзор сдают декларацию организации, эксплуатирующие объекты федерального уровня, а в уполномоченные отделы при местных исполнительных органах – организации, производственные объекты которых подлежат региональному надзору.

Что входит в ДВОС

декларации должно соответствовать действующему законодательству. Этот документ включает в себя:

  1. Общую информацию об организации или индивидуальном предпринимателе, являющихся собственниками объектов НВОС.
  2. Код данного объекта НВОС.
  3. Вид деятельности, являющейся для промышленного объекта основной. А также вид производимой продукции и ее объем.
  4. Планируемые и реализованные природоохранные мероприятия.
  5. Информация об аварийных ситуациях и других инцидентах, имевших место в течение предыдущих 7 лет.
  6. Масса и объемы отходов производства, выбросов и сбросов, декларируемых в ДВОС.
  7. Данные о программе ПЭК.

К ДВОС также прикладываются расчеты, обосновывающие нормативы допустимых выбросов и сбросов. Декларацию необходимо представлять в контролирующие инстанции один раз в 7 лет.

Однако, при изменении технологических процессов на производстве, повлекших за собой количественные и качественные характеристики сбросов и выбросов, потребуется досрочная подача ДВОС. В этом случае сначала производится актуализация сведений о конкретном объекте НВОС, после чего на него оформляется новое свидетельство.

Только после этого подается обновленная декларация. Разъяснения по этому вопросу и порядок проведения актуализации содержатся в Письме Росприроднадзора от 16 марта 2017 г. №АС-03-04-36/5287.

Порядок заполнения декларации, а также ее форма, утверждаются уполномоченными органами власти. Минприроды 11.10.18 г.

издало приказ (№ 509), которым была утверждена форма ДВОС, после чего ее представили в Минюст на регистрацию.

Исходя из этого приказа, внесение изменений в декларацию при изменении технологических характеристик должно проводиться одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС.

Обратите внимание!

Изначально широкой общественности был представлен проект приказа о порядке подачи ДВОС и ее форме.

В этом документе было заявлено, что декларация должна подаваться не позднее сроков завершения действия имеющихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрешений на выброс или сброс загрязнений (для объектов 2 категории). То есть, введение новых норм не отменяло действующие документы.

Согласованные проекты ПДВ И НДС не утрачивали своей силы преждевременно. На сегодняшний день нет однозначной трактовки новых законодательных норм относительно сроков действия утвержденных ранее разрешительных документов и нормативов.

Какую информацию включить в ДВОС

Исходя из приведенных выше требований федерального законодательства, декларация должна включать в себя такие формы и таблицы:

  • «Виды и объем производимой продукции за 20__ год». Форма заполняется исходя из данных бухучета. Наименования и коды продукции приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
  • данные о реализованных мероприятиях, направленных на охрану ОС;
  • «Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на ОС, произошедших за 20__- 20__ годы»;
  • «Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы». Информация, вносимая в данную таблицу, должна соответствовать «Журналу учета аварий…» и «Журналу учета инцидентов…», правила ведения которых регламентированы приказом Ростехнадзора № 480 (от 19.08.2011);

Источник: https://goreco.ru/articles/deklaratsiya-o-vozdejstvii-na-okruzhayushhuyu-sredu-dlya-obektov-ii-kategorii/

Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.

Критерии категорий регламентированы Постановлением Правительства России № 1029 от 28.09.15 г. Согласно критериям ко второй категории относятся объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие.

Заказать услугу

В данную группу включаются:

  • объекты по обеспечению электроэнергией, газом и паром;
  • объекты по добыче руды драгоценных и других металлов;
  • по металлургическому производству;
  • по производству стекла, керамики, фарфора, цементного клинкера, извести, силикатного кирпича;
  • по сбору и обработке сточных вод с очисткой;
  • по производству бумаги и картона, текстильных изделий, кожи;
  • по производству продуктов (мясо, масла и жиры, молочная, овощная, фруктовая продукция);
  • объекты птицеводства и свиноводства, разведения КРС;
  • объекты с использованием гальванических процессов и органических растворителей;
  • объекты с ядерными установками и добыче урана и тория, с радиационными источниками и пунктами хранения ядерных материалов, по хранению и уничтожению химического оружия;
  • трубопроводы газа и нефти;
  • объекты производства графита, газа, сырой нефти, асбеста, по складированию нефти и нефтепродуктов, пестицидов и агрохимикатов;
  • объекты по обращению с отходами (некоторые виды);
  • объекты с расплавом минеральных веществ;
  • крупные речные и морские порты, крупные аэропорты, объекты инфраструктуры железной дороги.

Все перечисленные объекты относятся к II категории при условии использования определённого оборудования, либо с определёнными производственными мощностями. Если мощность выше или ниже указанной – объект относится к другой (I или III) категории

Воздействие на окружающую среду объектов II категорий должно быть задекларировано. В соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ, внесшим изменения в статью 31.

2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) представляется в бумажном виде или электронном виде с ЭЦП. Для объектов, подлежащих федеральному уровню надзора, декларация подается в Росприроднадзор.

Для регионального уровня надзора – в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ. Уровень надзора определяется в соответствии с требованиями постановления Правительства России от 28 августа 2015 г. N 903.

Согласно требованию закона, ДВОС должна содержать следующие данные:

  • наименование, организационно-правовая форма и адрес юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя-собственника объекта НВОС;
  • код объекта НВОС;
  • вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции;
  • информация о реализации природоохранных мероприятий;
  • данные об авариях и инцидентах за предыдущие семь лет;
  • декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
  • информация о программе ПЭК.

Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация представляется один раз в 7 лет при условии, что технологические процессы, качественные и количественные характеристики выбросов и сбросов неизменны. Если изменения произошли до истечения 7 лет, необходимо сначала актуализировать сведения об объекте НВОС, получить новое свидетельство на объект, а затем подать обновленную ДВОС. Порядок актуализации законодательно не утвержден, рекомендации по ее проведению содержатся в Письме Росприроднадзора от 16 марта 2017 г. №АС-03-04-36/5287.

Форма ДВОС и порядок ее заполнения и подачи должны быть утверждены уполномоченным органом власти. Приказом № 509 от 11.10.18 г. Минприроды форма ДВОС утверждена и представлена на регистрацию в Минюст.

Согласно данному приказу, в случае изменения характеристик технологических процессов, источников выбросов внесение изменений в ДВОС проводится одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС.

Кстати!

В опубликованном ранее проекте приказа о форме и порядке подачи ДВОС содержалось указание на то, что она представляется не позднее завершения срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух или разрешения на сброс, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах II категории. То есть, согласно проекту приказа, разработанные ранее проекты ПДВ и НДС можно было не выбрасывать. Как теперь трактовать нормы законодательства в части срока действия утвержденных нормативов и разрешений – неясно.

В утвержденной форме двос содержится вся информация в соответствии с приведенными выше требованиями федерального закона. согласно приказу, форма содержит следующие таблицы и формы:

  • Виды и объем производимой продукции за 20__ год – Данные о видах и объемах продукции приводятся на основании данных бухгалтерского учета. Наименования и коды продукции приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
  • Информация о реализации природоохранных мероприятий
  • Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы
  • Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы – Таблицы заполняются на основании сведений «Журнала учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений» и «Журнала учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах», заполняемых в соответствии с приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.
  • Масса или объем выбросов загрязняющих веществ – Раздел заполняется юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух. Информация будет почерпнута из результатов инвентаризации источников выбросов ЗВ. Нормативы ПДВ будут определяться с учетом рассеивания веществ и непревышения ПДК на нормируемых территориях. Перечень веществ, подлежащих государственному нормированию, утвержден распоряжением Правительства РФ № 1316-р от 08.07.15 г.
  • Масса сбросов загрязняющих веществ – Раздел заполняется лицами, деятельность которых оказывает негативное воздействие на водные объекты. Данные сведения будут браться на основе расчета нормативов допустимых сбросов в водные объекты . Масса сбросов веществ в тоннах в год производится суммированием сбросов в тоннах в месяц, а указанная концентрация веществ в мг/м3 является максимальной за год.
  • Масса или объем образовавшихся и размещенных отходов – Раздел обязаны заполнить лица, деятельность которых связана с образованием и (или) размещением отходов. Фактически любая хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов, поэтому данный раздел будет заполняться всеми лицами, обязанными подать декларацию. Информация об обращении с отходами будет поступать из сводных данных учета движения отходов согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 N 721.

Нормативы образования отходов не будут рассчитываться в составе ДВОС. Декларируемые количества образующихся и размещаемых отходов будут являться, очевидно, фактическими их количествами за последний год. Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ, расчет нормативов образования отходов будет производиться только в рамках получения комплексных экологических разрешений. Напомним, что для объектов II категории природопользователи по желанию имеют право подать заявку на получение КЭР

Номенклатура отходов должна быть приведена в соответствие с Федеральным классификационным каталогом отходов. Образование отходов в год приводится равным максимальному количеству образовавшихся отходов конкретного наименования за период действия декларации (7 лет). Отходы можно размещать только на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

По сравнению с проектом декларации, в утвержденной ее форме присутствует новый раздел:

  • Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов.В данном разделе показываются не фактические, а декларируемые на будущие годы количества образования и размещения отходов. Хотя однозначных разъяснений на этот счет в приказе не дано.
  • Информация о программе производственного экологического контроляПрограмма ПЭК составляется на основании требований приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74. Данный раздел ДВОС содержит сведения о дате утверждения программы ПЭК, о государственном органе представления отчета по программе и о дате последнего представленного отчета.

Согласно требованиям федерального закона и приказу № 509, декларация содержит следующие приложения:
Приложение 1. Расчет нормативов допустимых выбросов.
Приложение 2. Расчет нормативов допустимых сбросов.

5. Расчет нормативов допустимых выбросов

Приказ о форме декларации и порядке ее заполнения не содержит конкретных указаний по расчету нормативов выбросов и сбросов. Данные указания будут включены в состав иной нормативной документации.

Так, в августе 2018 года разработан проект Приказа Минприроды России “Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух”.

До сей поры расчет показателей выбросов в атмосферный воздух осуществлялся в соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

Однако Рекомендации сильно устарели, поэтому для расчета использовалось более современное Методическое пособие по аналитическому контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Санкт-Петербург, НИИ Атмосфера, 2012 г).

Пособие не является НПА, и его можно считать лишь рекомендациями по разработке, что приводило к отсутствию универсальных требований по разработке нормативов в рамках работы по нормированию выбросов (проекты ПДВ).

Проектом об утверждении методов предлагается установить новую единую методику расчета величин допустимых выбросов.

Методика основана на определении нормативов выбросов с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Таким образом, чтобы подтвердить, что рассчитанные в рамках приложения к ДВОС нормативы выбросов не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, простого расчета качественно-количественных параметров выбросов будет недостаточно. Необходимо пройти полный путь, аналогичный работе по разработке проекта ПДВ в привычном виде.

Этапы составления приложения в ДВОС:

1) Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ

Инвентаризация источников проводится собственниками данных стационарных источников выброса. Недавно был зарегистрирован в Минюсте Приказ Минприроды России от 07.08.

2018 N 352 “Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки”, который заменяет “Инструкцию по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу” (утв. Госкомприроды СССР, 1991 г.).

Новый приказ вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования. Согласно приказу, инвентаризации подлежат только вещества из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.

2015 N 1316-р “Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды”.

В ходе инвентаризации определяется количество источников выбросов, их тип, режимы работы, номенклатура выбрасываемых веществ и масса (объем) выбросов в граммах в секунду и в тоннах в год.

Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 11 октября 2018 года №509

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду

В соответствии со статьей 31_2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.

3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092, N 30, ст.4220; N 48, ст.

6642; 2015, N 1, ст.11, N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.4291; 2016, N 1, ст.24; N 15, ст.2066; N 26, ст.3887; N 27, ст.4187, ст.4286, ст.4291; 2017, N 31, ст.4829; 2018, N 1, ст.47, ст.87; N 30, ст.4547; N 31, ст.4841) и подпунктом 5.2.

40 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325; N 25, ст.3811; N 28, ст.4741; N 29, ст.4816; N 38, ст.

5564; N 39, ст.5658; N 49, ст.6904; 2017, N 42, ст.6163; 2018, N 26, ст.3866; N 27, ст.4077; N 30, ст.4735),

приказываю:

1. Утвердить форму декларации о воздействии на окружающую среду, согласно Приложению 1.

2. Утвердить порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, согласно Приложению 2.

3. В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69_2 Федерального закона “Об охране окружающей среды” актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.

Исполняющий обязанности Министра

Д.Г.Храмов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

10 декабря 2018 года,

регистрационный N 52926

Приложение 1. Декларация о воздействии на окружающую среду

Приложение 1к приказу Минприроды России

от 11 октября 2018 года N 509

Форма

в
(наименование федерального органа исполнительной власти/органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление приема декларации о воздействии на окружающую среду)
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя
организационно-правовая форма юридического лица
место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя
Код основного вида экономической деятельности:.
Наименование основного вида экономической деятельности:
.
Декларация составлена на ___ листах, количество приложений ____.
В случае изменения в течение семи лет с даты подачи Декларации о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация) технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников, в Декларацию будут внесены изменения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Исполнитель, ответственный за представление Декларации
.
должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), телефон, факс, адрес электронной почты
Руководитель юридического лица/
индивидуальный предприниматель
“___” _____________ 20___ г.М.П. (при наличии)

Раздел I. Виды и объем производимой продукции (товара)

N п/пНаименование производимой продукции (товара)Код производимой продукции (товара)Единица измеренияОбъем производимой продукции (товара)
12345

Раздел II. Информация о реализации природоохранных мероприятий

N п/пНаименование мероприятияСрок выполненияОбъем финансирования,Источники финансированияРезультат мероприятия
началоконецтыс. рублей
1234567

3.1. Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__-20__ годы

N п/пДата возникно-вения аварииДата ликви-дации послед-ствий аварииКраткая характе-ристика аварии, причины возник-новенияКраткая характе-ристика негативного воздействия на окружающую среду при аварииРазмер причиненного вреда окружающей среде, тыс.руб.Основные мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии
1234567

3.2. Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__-20__ годы

N п/пДата возник-новения инцидентаДата ликви-дации инцидентаКраткая характе-ристика инцидента, причины, возникно-венияКраткая характеристика негативного воздействия на окружающую среду при инцидентеРазмер вреда, причиненного окружающей среде, тыс. руб.Основные мероприятия по локализации и ликвидации последствий инцидента
1234567

Раздел IV. Масса выбросов загрязняющих веществ

N п/пНаименование загрязняющего веществаКласс опасностиДанные об источнике выбросовМасса выбросов загрязняющих веществ
г/сект/год
всегов том числе в пределах нормативов допустимых выбросовс превышением нормативов допустимых выбросов
12345678

Источник: http://docs.cntd.ru/document/551544383

Об утверждении порядка предоставления и рассмотрения деклараций о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, Приказ МПР Оренбургской области от 27 июня 2019 года №397

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду

В целях реализации статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить порядок предоставления и рассмотрения деклараций о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

2. Отделу по управлению делами (Барышова Г.И.

) разместить настоящий приказ на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (www.pravo.orb.

ru), официальном сайте министерства в сети Интернет и в информационно-правовой базе “ГАРАНТ”.

4. Настоящий приказ вступает в силу после его официального опубликования на Портале www.pravo.orb.ru.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на исполняющего обязанности заместителя министра – начальника управления по охране окружающей среды и экологии Белова В.С.

Исполняющий обязанностиминистраприродных ресурсов, экологиии имущественных отношенийОренбургской области

К.П.КОСТЮЧЕНКО

Приложение. Порядок предоставления и рассмотрения деклараций о воздействии на окружающую среду, для объектов II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

Приложениек приказуминистерстваприродных ресурсов, экологиии имущественных отношенийОренбургской области

от 27 июня 2019 г. N 397

1.

Настоящий Порядок предоставления и рассмотрения деклараций о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее – Порядок), устанавливает требования к предоставлению и рассмотрению Декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее – Декларация).

2. Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее – заявители), и министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – министерство).

3. Заявители, осуществившие постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представляют в министерство Декларацию.

4. Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Форма Декларации и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждены приказом Минприроды России от 11 октября 2018 года N 509 “Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью”.

Одновременно с подачей Декларации представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов в соответствии с действующими методиками.

5. Декларация представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств и стационарных источников, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов.

6. Внесение изменений в Декларацию осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

7. Декларация подается вместе с заявлением (приложение N 1 к порядку).

Документы представляются непосредственно в министерство или направляются в его адрес почтовым отправлением (с описью вложения).

Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется на официальный адрес электронной почты министерства (office27@gov.orb.ru).

Полномочия представителей, выступающих от имени хозяйствующих субъектов, подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

8. Общий срок рассмотрения декларации не может превышать 45 рабочих дней со дня регистрации заявления в министерстве.

9. Уполномоченное подразделение министерства в срок, не превышающий 30 рабочих дней, проверяет содержание представленных документов на соответствие положениям ст. 31.

2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” и приказу Минприроды России от 11 октября 2018 года N 509 “Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью”, а также правильность представленных расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов.

10. В случае отсутствия в рассматриваемых документах несоответствий действующему законодательству в адрес Заявителя направляется письмо о принятии Декларации.

11.

В случае выявления в представленных документах несоответствий действующему законодательству подразделение, уполномоченное на рассмотрение Декларации, готовит информацию для подразделения министерства, уполномоченного на осуществление государственного экологического надзора, с указанием выявленных несоответствий. Одновременно готовится письмо в адрес Заявителя о выявленных несоответствиях и о необходимости корректировки представленных документов.

12. Подразделение, уполномоченное на осуществление государственного экологического надзора, с целью проверки поступившей информации в срок, не превышающий 15 рабочих дней, проводит мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом и готовит в адрес юридического лица “Предостережение о недопустимости нарушения природоохранного законодательства” (далее – Предостережение).

Предостережение вместе с письмом о необходимости устранения выявленных недостатков направляется заявителю заказным почтовым отправлением.

13. После устранения выявленных нарушений Заявитель повторно представляет декларацию в МПР Оренбургской области, предварительно уведомив о принятии мер по обеспечению соблюдения требований природоохранного законодательства, в сроки, установленные предостережением.

Приложение 1. Заявление о предоставлении декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору

Приложение 1к порядкупредоставления и рассмотрениядекларации о воздействиина окружающую среду, для объектовII категории, подлежащих региональномугосударственному экологическому надзору,утвержденномуприказомминистерстваприродных ресурсов, экологиии имущественных отношенийОренбургской области

от 27 июня 2019 г. N 397

Фирменный бланк заявителя (при наличии)    Министерство природных ресурсов,

от ____________ N __________               экологии и имущественных

                                           отношений Оренбургской области

                                           ________________________________

                                 ЗАЯВЛЕНИЕ

                        о предоставлении декларации

                    о воздействии на окружающую среду,

                        для объектов II категории,

                 подлежащих региональному государственному

                          экологическому надзору

Заявитель _________________________________________________________________

              (Наименование юридического лица, полное и (если имеется)

              сокращенное, либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)

Юридический адрес _________________________________________________________

Почтовый адрес ____________________________________________________________

Телефон/факс/E-mail _______________________________________________________

ОГРН/ОГРНИП _______________________________________________________________

                  (Государственный регистрационный номер записи

                    о создании юридического лица/регистрации

              индивидуального предпринимателя и данные документа,

              подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ/ЕГРИП)

ИНН _______________________________________________________________________

      (идентификационный номер налогоплательщика и данные документа

                 о постановке на учет в налоговом органе)

Прошу  принять  декларацию  о  воздействии на окружающую среду для объекта,

подлежащего    региональному   государственному   экологическому   надзору,

расположенного по адресу:

___________________________________________________________________________

          (Сведения о местонахождении отдельных производственных

               площадок, на которых проводятся мероприятия)

Код  и  категория  объекта  (объектов)   в соответствии со свидетельством о

постановке   на   государственный  учет  объекта,  оказывающего  негативное

воздействие на окружающую среду, __________________________________________

Ф.И.О. (полностью), должность руководителя юридического лица ______________

___________________________________________________________________________

Приложение:

1.

2.

3.

4.  Опись  представленных  документов  на  ___  л. в ___ экз. (для почтовых

отправлений)

Истинность  и  полноту информации, представленной в заявлении и прилагаемых

документах, подтверждаю.

Руководитель __________________________  _________  _______________________

 (Должность) (наименование организации)  (подпись)   (расшифровка подписи)

М.П. ___________________              (дата)

Источник: http://docs2.kodeks.ru/document/553383947

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: