Статья 304. Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Коммерческий подкуп: определяющие признаки и ответственность

Статья 304. Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Коррумпированность – одна из распространённых проблем, с которой на протяжении долгого времени борется Россия. Уровень коррупции чиновников и многих служащих в нашей стране довольно высок. Подобные незаконные действия уголовно наказуемы в РФ. Разберём, в чём же суть подкупа и насколько строгое наказание грозит участвующим лицам.

Суть понятия данного преступления

УК РФ, а именно в ст.204, сформировано исчерпывающее определение данному правонарушению.Коммерческий подкуп – это нелегальное вручение денежных средств, иных имущественных благ, осуществление услуг материального характера лицу, которое занимает руководящие должности в негосударственной организации.

При этом за переданные финансовые либо материальные блага оно пользуется доступными возможностями по долгу службы, и по поручению передающего совершает определённое действие либо проявляет безынициативность.

Не будет считаться объектом данного преступления вещь, которая не имеет для сторон личную ценность или важность (к примеру, личная переписка, фотографии).

К причинам и условиям, которые способствуют совершению указанного преступления, следует отнести:

  • Слабый правовой контроль в области экономической деятельности организаций.
  • Несоблюдение норм законодательства, которые регулируют деятельность лиц, занятых в управлении коммерческими организациями, отсутствие контроля над их доходами и расходами.
  • Нужда в материальных средствах.
  • Недочёты в деятельности правоохранительных органов по выявлению, расследованию преступлений, связанных с коррупцией, а также в процессе привлечения к ответственности виновных лиц.
  • Ослабление экономики и политическая неустойчивость в стране в целом.

Все перечисленные выше условия способствуют формированию противоправного поведения граждан, развитию преступности в сфере коммерческих правоотношений.За последние десять лет в нашей стране зафиксирован рост коррупционной преступности в 5 раз, и число таких преступлений продолжает расти.

Чем отличается взятка от коммерческого подкупа?

У взятки и подкупа много общих признаков: это и корыстный мотив, и наличие осознанного умысла, и признак окончания совершения деяния (момент передачи денежных средств). Взятка заключается в передаче имущества, ценностей госслужащему.

В случае с коммерческим подкупом денежные средства и ценные бумаги передаются исключительно лицам, занимающим руководящие посты в частных коммерческих фирмах, предприятиях или организациях. Более наглядно рассмотрим различия в таблице:

Взятка (ст. 290, 291 УК РФ)Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)
Область реализацииГосударственные, муниципальные службы и организацииЧастные, коммерческие фирмы (компании)
Объект правонарушенияОтношения, складывающиеся в процессе деятельности государственных и муниципальных учрежденийНормальное взаимодействие лиц в сфере коммерческой деятельности
Субъект преступленияГосударственные и муниципальные служащие, использующие своё служебное положениеДолжностные лица, в трудовом договоре которых обозначены в качестве основных обязанностей управленческие функции

Предмет рассматриваемого деяния

Вспомним из учебников права, что объект преступления представляет собой сферу отношений, которые ущемляются противоправными действиями преступника. Предметом преступного посягательства выступает вещь, подвергаемая воздействию лица в процессе совершения уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, предметом рассматриваемого преступления выступают:

  1. Материальные ценности: деньги, драгоценности, финансы.
  2. Неденежные выгоды – оказание услуг материального характера, которые предполагают безвозмездность и подлежат между тем оплате. Согласно Пленуму Верховного Суда №24 от 9.07.2013 г., под нематериальными выгодами следует понимать, к примеру, ситуацию, когда должностному лицу предоставляются привилегии в виде освобождения его от материальных обязательств (оформляется кредит по заниженной процентной ставке, осуществляется ремонт квартиры, прощается долг, отдаются в пользование объекты недвижимости и транспортные средства).

Если лицо, осуществляющее управленческие функции в негосударственном учреждении, получит хотя бы часть преподносимых ему материальных благ, то преступление признаётся совершённым.При этом не важен факт получения указанным лицом реальной возможности пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями как ему захочется или в отсутствие таковой возможности. В ситуации, когда управленец не принимает материальные блага, то поступок передающего будет квалифицироваться как покушение на совершение коммерческого подкупа.

По каким признакам распознать управленца (субъект деяния)

Различают следующие типы коммерческого подкупа:

  • незаконная передача вознаграждения хозяйствующему сотруднику с руководящими полномочиями (передающий);
  • согласие лица, занимающего руководящий пост в коммерческой организации, с нелегальными действиями по нелегальной отдаче финансовых благ (берущий).

Таким образом, обе стороны могут понести наказание. К уголовной ответственности за незаконную передачу имущественных благ и осуществление материальных услуг может быть привлечён гражданин, достигший к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

При этом он может действовать как в своих личных интересах, так и в интересах третьих лиц или иного юридического лица.Кроме этого, согласно примечанию ст.

201 Уголовного Кодекса РФ, гражданин, осуществляющий административные функции в коммерческой фирме – это человек, взявший на себя обязательства руководящего органа, или всегда либо временно выполняет распорядительные или административно-хозяйственные функции в таких организациях. Из этого определения следует, что уголовно-правовой нормой статьи субъект определяется, как особый.

Как подтвердить факт реализации коммерческого подкупа

Установить факт исполненного финансового подкупа довольно сложно – для этого должна быть в наличии надежная доказательная база, формирование которой входит в обязанности органов следствия.

Установлению подлежат следующие факты:

  • На самом ли деле осуществлялось вручение конкретному лицу имущественных материальных благ либо оказание услуг имущественного характера лицу, которое занимается управленческими функциями в коммерческой организации.
  • Имеется ли причинная связь между действиями лица, занимающего пост с управленческими полномочиями, в интересах третьих лиц и получением материальных ценностей от этих лиц.
  • Следует установить круг лиц, которые участвовали в преступлении.
  • Определяется по отдельности роль и степень участия каждого лица в совершении указанного преступления.

Кроме указанных событий, факт совершения преступного деяния может быть доказан получением правоохранительными органами сообщения о готовящемся или совершающемся преступлении – в этом случае необходимо как можно скорее провести соответствующие следственные мероприятия для фиксации необходимых доказательств:

  • если передача материальных благ ещё не совершена, целесообразнее всего провести следственные действия по задержанию лиц с поличным;
  • проведение допросов подозреваемых, свидетелей, лиц, которые могут сообщить органам полиции информацию, имеющую значение для расследования уголовного дела;
  • проведение обысков, выемок на службе и в иных помещениях, где могут находиться доказательства – какие-либо вещи и предметы, имеющие значение для уголовного дела.

В качестве доказательств в органы полиции могут быть представлены аудио- или видеозаписи разговоров, в которых берущей стороной озвучены порядок и размер незаконного вознаграждения, документы (договоры, расписки, обязательства), касающиеся коммерческого подкупа.

Определяющие признаки подкупа

Для того чтобы определить, к какой категории тяжести относится совершённое преступление, следователь анализирует наличие или отсутствие квалифицирующих признаков, то есть особенностей совершения преступления, ужесточающих размер наказания:

  • Совершение коммерческого подкупа в значительном размере – согласно примечания к рассматриваемой статье Уголовного Кодекса РФ – это деньги, акции, капиталы, банковские вложения, услуги имущественного плана, материальные права, в совокупности общая сумма которых превышает двадцать пять тыс. рублей (ч. 2 ст. 204 УК РФ).
  • Описываемое противозаконное деяние совершено группой людей по заблаговременному спланированному соглашению либо организованной группой (п. «а» ч. 3 ст. 204 УК РФ). Подразумевается, что преступное деяние совершают два и более лица, и они наделены управленческими полномочиями в компании (заранее договорились о своих совместных умышленных действиях).

Если субъекты преступного деяния не обладали административными полномочиями, их действия будут расцениваться по ч. 4 ст. 34 УК РФ как пособничество в совершении коммерческого подкупа.

  • Совершение проступка в крупном размере (п. «в» ч. 3 ст. 204 УК РФ) – когда общая оценка денежных сумм, материальных средств превышает сто пятьдесят тысяч рублей (примечание к ст. 204 УК РФ).
  • Преступление совершила группа людей по заранее разработанному плану или специально сформированной группой в особо крупном размере, который выражается в общей совокупной сумме денежных средств, стоимости капиталов и акций, иного имущества, услуг имущественного характера больше одного миллиона рублей.

К прочим квалифицирующим факторам относятся факт совершения проступка наряду с вымогательством предмета подкупа и то же деяние (подкуп) на незаконные действия.

Меры уголовной ответственности за совершение коммерческого подкупа

За рассматриваемое преступление уголовное наказание предусмотрено как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы.

Размер и вид наказания будет зависеть от квалифицирующих признаков, отягчающих обстоятельств и снижающих ответственность условий совершения преступления. Разберём, какие типы наказания прописываются законом за совершение указанного проступка.

За незаконную передачу материальных ценностей лицу, занимающемуся управленческими функциями, грозит наказание в виде:

  • штрафа в размере 10-ткратной (возможно до 70-кратного размера) суммы вознаграждения, при определённых случаях – с лишением права занимать специальные должности и заниматься определённой работой на конкретный срок;
  • ограничение свободы либо исправительные работы на срок до трёх лет;
  • принудительные работы до 4-х лет;
  • лишение свободы сроком до шести лет.

Сроки наказания и размеры штрафов будут зависеть от квалифицирующих признаков совершённого деяния (предварительный сговор, организованная группировка лиц, незаконные действия).

За незаконное получение финансовых ценностей и благ могут быть назначены следующие виды наказаний:

  • штрафные санкции в размере, равном 15-90-кратной величине подкупа с аннулированием права занимать определённые должности на фиксированный срок;
  • арест до трёх лет;
  • тюремное заключение сроком от 7 до 12 лет с дополнительным наказанием в виде штрафного взыскания в 50-кратном размере величины подкупа с лишением права занимать специальные должности сроком до шести лет.

Усугубляющими наказание обстоятельствами в этом случае могут быть приняты факты совершения проступка наряду с вымогательством либо организованной группировкой.

В каких ситуациях можно уйти от уголовного наказания

Уголовная ответственность не предусмотрена в следующих ситуациях:

  • Когда лицо самостоятельно сообщило в органы правопорядка о готовящемся преступлении или о событии нелегально совершённой передачи денежных средств, активно оказывало содействие в раскрытии и расследовании преступления, способствовало изобличению лиц, причастных к преступным действиям.
  • При установлении и фиксации провокационных действий со стороны лица, осуществляющего управленческие полномочия, когда не состоялась передача материальных благ.

Ещё раз отметим, что уголовным законодательством предусмотрена довольно суровая ответственность за незаконные действия, связанные с совершением коммерческого подкупа. Для нормального функционирования компаний следует соблюдать нормы закона и просчитывать экономические риски, связанные с их деятельностью. Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://sovetadvokatov.ru/497-kommercheskij-podkup.html

Статья 304 УК РФ ➔ текст и комментарии. Провокация взятки либо коммерческого подкупа

Статья 304. Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Провокация, как способ выявления взяточников

Ни для кого не является секретом, что такой метод выявления взяткополучателей, как провокация, пользуется немалой популярностью у сотрудников органов охраны правопорядка.

Вместе с тем и в практической деятельности блюстителей правопорядка, и во многих юридических справочниках вопрос о справедливости и законности этого способа борьбы с коррупцией уже долгие годы остается спорным и вызывает массу дискуссий.

Такой вид преступления, как вымогательство, сегодня является одним из наиболее распространенных среди всех нарушений, имеющих коррупционную составляющую.

Можно смело сказать, что нет практически ни одной сферы государственной власти, которая не была бы поражена этим недуги и функционировало нормально, не разрушая сознания общественности о своих способах работы и не порождая желания дачи взятки.

Учитывая то, что обе стороны этого вида преступления не заинтересованы в его раскрытии, раскрываемость по подобным делам имеет одни из самых невысоких показателей.

Поэтому сотрудники правоохранительных органов прибегают и используют провокацию с целью выявления нечистоплотных чиновников, врачей, педагогов, прочих лиц, подпадающих под ответственность за вымогательство взятки или коммерческого подкупа.

Естественно, что подобные действия не могут не приводить к произволу среди сотрудников органов, служителей закона, к превышению служебных полномочий, значительному ущемлению интересов и прав, заложенных в Конституции РФ, тех должностных лиц, по отношению к которым данный метод борьбы с получением и вымогательством взятки и используется.

В обзоре судебной практике по делам о взяточничестве нередки случаи, когда обвиняемые в вымогательстве или получении взятки лица были полностью оправданы в связи с тем, что в действиях заявителей был установлен факт провокации, а доказательная база содержала неубедительные для суда подтверждения виновности подсудимых.

Так, одним из районных судов Липецка был вынесен оправдательный приговор по делу, где врачу противотуберкулезного диспансера было выдвинуто обвинение в совершении преступления, направленного против госслужбы.

А именно — выдаче за определенную плату без проведения надлежащего осмотра справок о состоянии здоровья иностранным гражданам, без которых они не могут официально устроиться на работу, а в случае обнаружения болезни (туберкулеза) подлежат депортации из страны.

В обвинении было указано, что врач согласился выдать пять справок об отсутствии туберкулеза для предоставления их в миграционную службу сотруднику липецкой милиции, который обратился к нему с подобной просьбой, представившись бизнесменом.

За свои услуги представитель медицинского учреждения получил вознаграждение в сумме пятнадцати тысяч рублей.

Во время разбирательства суд пришел к выводу, что дело не столь однозначно, как его представляют правоохранительные органы, доказательная база не содержит документов, бесспорно подтверждающих факт вымогательства, получения вознаграждения, а также выявил признаки провокации получения вознаграждения должностным лицом.

Подобные выводы были сделаны на основании того, что судом было установлено: мнимый бизнесмен на протяжении всего рабочего дня преследовал медработника с просьбами о выдаче ему липовых справок и не раз получал отказ, но врач в конце концов не устоял перед настойчивыми уговорами и согласился на предложение. «Бизнесмен» фактически принудил его взять деньги. Суд расценил совершенные сотрудником правоохранительных органов действия, как провокация взятки, определив, что они вышли за границы оперативных мероприятий.

Подобных случаев судебная российская практика по делам о взятках насчитывает с каждым годом все больше.

Учитывая то, что антикоррупционное законодательство постоянно ужесточается, а борьба с коррупцией все больше популяризуется, тема провокации получения взятки становится все популярней и вызывает массу споров.

Следует ли «ловить на приманку» только тех, кто был замечен, уличен в нечистоплотности в этом вопросе или в надежде на то, что кто-то да клюнет, следует провоцировать всех должностных лиц.

Обычный следователь трудится с большой нагрузкой

Следователям удобнее не искать в деле коррупционную составляющую? Ведь в этом случае надо распутывать всю коррупционную цепочку, которая подчас ведет далеко «наверх». К тому же это, наверное, труднее доказывать?

Екатерина Ходжаева: Да, конечно.

Следователю в сложном деле проще вменить тот состав, который бы обосновывал, что покупается какая-то незаконная услуга, и тогда можно ограничить дело меньшим набором фигурантов, не искать других участников коррупционного обмена, а указать, что пойманный на коррупционном преступлении смошенничал, ввел в заблуждение, взял деньги или иную плату, понимая, что реализовать договоренность законно не имел возможности. Даже по взяткам мы видим, что число лиц, чье преступление было квалифицировано как получение взятки за незаконные действия (ст. 290 ч.3), на порядок превышает количество осужденных за взятки в обмен на действия, которые входили круг должностных обязанностей (ст. 290, ч.1) — 486 человек против 52 лиц в прошлом году. И это справедливо как для осужденных за получение взятки государственных и муниципальных служащих (151 против 21), сотрудников полиции (58 против 3) и сотрудников ГИБДД (75 против 8). Даже если мы оставим за скобками политические аспекты, важно указать на ту рутину, в которой происходит расследование.

И от следователей, и от оперативных работников требуют прежде всего количество показателей. Для первых это число дел, направленных в суд, а для вторых — число раскрытых преступлений. Сложность самого преступления в последние годы учитывается, но не так, чтобы на него можно было потратить все рабочее время.

Такое могут себе позволить только следователи по особо важным делам, работающие в управлениях регионального уровня. Обычный следователь Следственного комитета трудится с большой нагрузкой, к тому же в условиях значительной текучки кадров.

И хотя на «экономику» обычно ставят самого толкового в отделе, он нагружен и другими видами преступлений не меньше остальных и не всегда существенно более опытен. Более того, оперативные сотрудники, которые должны способствовать расследованию, не находятся в прямом подчинении следователей СК — они работают в МВД, небольшая часть в ФСБ.

У них свои правила, свои требования от руководства. Поэтому даже при всем желании следователь СК не всегда может задействовать полностью ресурсы полиции для расследования всех звеньев коррупционной схемы.

Коррупционное преступление подчиненным лицом — это всегда репутационный риск для руководителей. Во избежание отставок они включают свои социальные связи, знакомства, а иногда и полномочия, чтобы добиться прекращения дела или переквалификации преступления. Есть ли статистика по прекращенным делам о коррупции?

Екатерина Ходжаева: Есть статистика только по прекращениям и по переквалификациям в суде. В 2020 году во всех преступлениях коррупционной направленности по наиболее тяжкому составу обвинялись 10 514 человек. Три четверти из них (7947 человек — 75,6%) осуждены без переквалификации. Переквалификацию на другой состав получили всего 544 человек (5,2%).

Значительно больше подсудимых добились прекращения — 1949 человек (18,5%), и это часто прекращение по нереабилитирующим основаниям. Оправдание получили 73 человека. Статистика прекращений и переквалификаций по этим видам преступлений на этапе предварительного следствия в открытом доступе не публикуется.

Однако следователи вообще мало прекращают дел (и чаще всего это происходит со смертью обвиняемого). Они не мотивированы к этому, так как работа следствия оценивается по числу дел, направленных в суд. Если следователь будет прекращать дела, пусть даже по нереабилитирующим основаниям, то плана не выполнит.

Но все же сложно сказать, что такая же тенденция сохраняется и по преступлениям коррупционной направленности: открытых данных нет.

Преступление провокация в истории РФ

Законодательство в этом вопросе постоянно меняется, то одобряя подобные методы, то запрещая их.

Еще в начале прошлого века один известный правовед отметил, что чем менее развита розыскная система, чем она слабее, тем чаще ее сотрудники прибегают к методам провокации, в том числе и в случаях дачи взяток.

Стоит отметить, что современные оперативники не изобрели ничего нового в методе провокации, этот способ ловли взяточников был известен и пользовался большой популярностью еще у полицейских в царской России.

Запрет на использование подобного способа впервые был заложен в Уголовном кодексе, принятом в 1922 году уже в советском праве.

Несмотря на то что периоду нэпа был характерен высокий уровень взяточничества, где фигурировали достаточно высокие суммы, статья, предусматривающая ответственность за провокацию дачи взятки, была все-таки заложена.

В новой редакции УК РФ, принятом в 1960 году этой нормы уже не было, а в действующий в настоящее время кодекс от 1996 года ответственность за провокацию получения взятки была заложена в разделе: Преступления, направленные против правосудия.

Какое наказание предусмотрено

Ответственность по статье 304 УК РФ предусматривается в виде штрафных санкций, сумма которых равна до 200 тысяч руб. Также судьей может быть назначен штраф в размере дохода, который получает субъект преступления на протяжении полутора лет. Могут назначаться работы, носящие принудительный характер. Максимальным сроком в этом случае выступает пятилетие.

Виновный может быть лишен прав на занятие определенной деятельностью или должности, сроком до трех лет. Самым суровым наказанием, которое содержится в санкции, предусмотрено лишение свободы. Назначается оно максимум на пять лет.

Особенности судебной практики

Обзор немногочисленной судебной практики по делам о взятках в части провокации дачи взяток за несколько лет носит достаточно неоднозначный характер. Легко прослеживается тенденция, когда в совершенно похожих делах различными судами были вынесены противоположные решения.

И только после того, как пленумом ВС было принято специальное постановление «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», где главный судебный орган четко классифицировал и объяснил, что следует относить к провокации получения взятки, а что к оперативным мероприятиям по проверке заявлений о преступном вымогательстве дачи взятки.

Большинство юристов сошлись во мнении, что выданное пленумом разъяснение имеет большую важность и облегчает работу судей при вынесении вердиктов.

Достаточно часто оперативники, спецслужбы, применяя метод провокации, ссылаются на нормы закона об оперативно-розыскной деятельности, в котором, как они считают, подобный прием считается законным, подводя этот способ выявления взяточников под проведение оперативного эксперимента.

Хотя, в действительности, упомянутый ФЗ вполне четко исключает провокацию, как способ достижения необходимых результатов по выявлению фактов вымогательства взяток. Так, в ст.

7 этого же закона упоминается, что оперативный эксперимент может проводиться при наличии информации о подготовке к совершению преступления или о факте его совершения, а также об особах, ведущих подготовку и совершающих противоправные действия, предоставляющих право возбудить уголовное дело. Другими словами, любой оперативный эксперимент приобретает законную силу, если лицо идет на преступление, в нашем случае, вымогает дачу взятки исключительно по своей инициативе без какого-либо принуждения.

Не является тайной факт того, что сотрудники правоохранительных органов достаточно своеобразно относятся к правам человека, заложенным в Конституции.

Также к секретной не относится информация о том, что большинство людей никогда не решатся на преступление только по собственной инициативе. Вымогательство взятки не является исключением, если их к этому не принуждать, не соблазнять и не провоцировать.

К тому же достижения в мире техники позволяют выявлять вымогателей взяток без каких-либо провокаций.

Источник: https://UgKK.ru/sledstvie-i-sud/st-304-uk-rf.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: