Статья 30. Капитан судна

Содержание
  1. Как стать капитаном корабля, дальнего плавания – профессия капитана суда
  2. Кто такой капитан корабля
  3. Нормативное регулирование
  4. Где учат на капитана дальнего плавания
  5. Плюсы работы капитаном корабля
  6. Минусы профессии
  7. Сколько зарабатывает капитан корабля
  8. Заключение
  9. Об утверждении Положения об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, Приказ Минтранса России от 14 октября 2013 года №316
  10. I. Общие положения
  11. II. Аттестация капитанов судов внутреннего плавания
  12. III. Выдача свидетельства об аттестации капитана судна внутреннего плавания
  13. Глава V. Экипаж судна Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации ГИМС РУ
  14. Статья 26. Состав экипажа судна
  15. Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна
  16. Статья 28. Трудовые отношения на судне
  17. Статья 29. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу
  18. Статья 30. Капитан судна
  19. Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне
  20. Статья 32. Обязанности капитана судна в случаях рождения на судне ребенка, смерти и болезни на судне
  21. Статья 33. Неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса
  22. Глава V. ЭКИПАЖ СУДНА
  23. Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна
  24. Статья 28. Трудовые отношения на судне
  25. Статья 29. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу
  26. Статья 30. Капитан судна
  27. Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне
  28. Статья 32. Обязанности капитана судна в случаях рождения на судне ребенка, смерти и болезни на судне
  29. Статья 33. Неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса

Как стать капитаном корабля, дальнего плавания – профессия капитана суда

Статья 30. Капитан судна

— Организация бизнеса — Кадры — Как стать капитаном корабля

Морские дали издревле манили к себе путешественников и мечтателей.

Несмотря на то, что неисследованных морей и океанов с каждым веком становилось всё меньше (а сейчас и вовсе нет белых пятен на географической карте), море всё также манит как детей, так и взрослых.

И одним из наиболее очевидных, но отнюдь не самых простых способов приобщиться к этой манящей стихии – стать капитаном корабля.

Кто такой капитан корабля

Капитан корабля (судна) – это первое лицо, управляющее судном (морским либо речным) и исполняющее все требуемые обязанности в рамках своих полномочий по обеспечению безопасности плавания, руководства вверенным персоналом и прочее.

Профессия капитана корабля и, в частности капитана судна дальнего плавания, особенно актуальна в нашей стране ввиду географических особенностей – Российская Федерация является наибольшей по площади страной мира, имеет выход сразу к трём мировым океанам, а на территории державы находится огромное количество судоходных рек и иных водоёмов.

Помимо морского корабля также широко употребляется термин «капитан воздушного судна», который относится к авиации.

И гораздо реже, но всё же имеет место быть – термин «капитан дноуглубительного судна», он же «багермейстер» — лицо, управляющее земснарядом – судном технического флота, задачей которого является ведение земляных раскопок и добыча нерудных ресурсов.

Основные обязанности заключаются не только в непосредственном управлении кораблём, но и разрешении иных вопросов. Так, из основных обязательств капитана корабля следует выделить:

  • Знание всех правил управления судном. Так, на практике часто, особенно если это касается больших кораблей, капитан не управляет им, для этого есть штурман, однако, например, в форс-мажорных ситуациях либо при управлении малым судном капитан должен уметь лично вести управление согласно заданному курсу.
  • Обеспечение безопасности. Данный пункт касается непосредственно самого корабля, всего экипажа, перевозимых пассажиров либо грузов, а также всех окружающих элементов, с которыми контактирует судно.
  • Ведение отчётности. Капитан обязан вести судовой журнал и прочую документацию, уведомлять соответствующие органы обо всех необходимых действиях (например, согласование маршрутов, ведение документации о перевозимых грузах, информирование уполномоченных лиц портов об отбытии либо прибытии судна и прочее)
  • Управление персоналом. Поскольку капитан корабля является руководящим лицом, он обязан правильно руководить вверенным ему кораблём, в частности – младшим составом.

Отдельно стоит выделить капитана корабля военного судна – данная профессия сильно отличается от «руководителя» гражданского корабля и помимо вышеуказанных обязанностей требует у соискателя опыт военной службы, а также знания в сфере воинского дела.

Иногда на практике вместо термина «капитан корабля» применяется синоним «судоводитель».

Резюмируя вышеуказанные обязанности, судоводитель обязан обладать навыками в следующих отраслях:

  • Математика
  • Физика
  • География
  • Астрология (несмотря на современные системы, умение ориентироваться по звёздам до сих пор остаётся актуальным в данной профессии)
  • Юриспруденция (в частности – морское и международное право)
  • Менеджмент (управление персоналом)

Нормативное регулирование

Ввиду сложности и огромного количества особенностей профессии капитана корабля данная сфера регулируется рядом нормативно-правовых актов:

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Первый норматив, с которым следует ознакомиться каждому мореплавателю. Устанавливает все основные принципы морского права, а также права, обязанности, полномочия и иные спецификации относительно персонала судна и, в частности, капитана корабля.
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Сравнимый с предыдущим по значимости документ. Исходя из названия, устанавливает основные правила судоходства по внутренней территории РФ. В частности, регулирует права и обязанности капитанов кораблей.
  • Ст. 270 УК РФ. Устанавливает ответственность судоводителя за неоказание помощи терпящим бедствие.

Романтическая история о том, что капитан покидает корабль последним на самом деле является юридически обоснованной – согласно ст.66 «Кодекса торгового мореплавания» капитан судна в случае неминуемой гибели корабля исполняет обязанности по спасению пассажиров и экипажа и лишь затем покидает последним судно.

Помимо основных нормативов, также следует выделить подзаконные нормативные акты:

  • Положение об аттестации капитанов судов внутреннего плавания
  • Профстандарт «Капитан судна рыбопромыслового флота»

Также, на локальном уровне для капитанов кораблей действуют внутренние нормативы, в частности обязательные постановления, устанавливаемые для каждого морского порта в отдельности.

Являясь высшим должностным лицом на судне, капитан выполняет обязанности судебной и исполнительной власти (например, он имеет право задержать под стражу лицо, виновное в преступлении на корабле, заверять завещания, принимать меры для военной защиты в случае наличия опасности для корабля и прочее). Поэтому помимо вышеуказанных норм судоводитель обязан знать не только нормы морского права, но и иные сферы. Также, в зависимости от порта, к которому приписан корабль, он является территорией РФ независимо от своего местонахождения, поэтому крайне важны знания в сфере таможенного и международного права.

Где учат на капитана дальнего плавания

Для ищущих ответы на вопросы «как стать капитаном судна» и, в частности «как стать капитаном корабля дальнего плавания» в первую очередь необходимо узнать, где и как получить соответствующее образование.

Из наиболее известных ВУЗов можно выделить следующие:

  • Санкт-Петербургский Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова.
  • Морская государственная академия водного транспорта – филиал вышеуказанного университета.

Помимо этого, практически в каждом морском городе есть собственное учебное заведение, обучающее будущих капитанов морских суден.

В сфере военного дела необходимо закончить военно-морскую академию. Наиболее престижной на данный момент является Военно-морская академия адмирала Кузнецова в Санкт-Петербурге.

Гораздо проще стать капитаном речного судна – для этого не требуется обязательное высшее образование, достаточно лишь среднее профильное образование и наличие опыта работы помощником капитана не менее одного года и затем старшего помощника (старпома) капитана не менее полутора лет.

Для капитанов морских кораблей требования более расплывчатые – всё зависит от тоннажа судна, является корабль внутренним либо международным и прочее. Например, «Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты» устанавливает следующие требования для капитанов:

  • Для начала необходимо получить звание «вахтенный помощник», для чего следует иметь стаж работы на судне не менее трёх лет (в отдельных случаях срок может снижаться до одного года), пройти установленные Конвенцией требования касательно подтверждения квалификации.
  • Затем, в статусе вахтенного помощника для получения звания капитана корабля необходимо иметь стаж работы не менее трёх лет (двух лет, если имеется опыт работы старпомом не менее одного года), после чего сдать соответствующий квалификационный экзамен.

Плюсы работы капитаном корабля

Несомненно, профессия капитана морского судна имеет ряд преимуществ:

  • Оплата труда. Несомненно, ввиду ответственности, можно сказать, уникальности профессии, капитан корабля получает действительно достойную заработную плату.
  • Романтика. Для любителей морских пределов лицезреть водную гладь – воистину прекрасное чувство.
  • Путешествия. Начиная от малых речных кораблей и заканчивая океанскими лайнерами, капитаны таких суден за время работы могут повидать очень много прекрасных уголков нашей планеты.
  • Престижность. Морская сфера, если не считать рядовых матросов, является достаточно престижной в глазах обывателей.
  • Карьерный рост. В морской сфере существуют отличные перспективы карьерного роста, причём не только до капитана судна компании, но и вплоть до владельца собственного корабля и ведения своего бизнеса.
  • Социальная защита. Капитан корабля имеет ряд социальных льгот и гарантий, подтверждённых не только отечественным, но и международным законодательством.

Минусы профессии

Однако, несмотря на вышеуказанные плюсы, работа капитана имеет ряд ограничений и недостатков:

  • Высокая ответственность. Являясь высшим должностным лицом, капитан обязан знать не только все особенности управления судном, но и уметь руководить вверенным персоналом и нести полную ответственность за действия подчинённых.
  • Опасность профессии. Несмотря на развитие технологий, управление морским судном подразумевает ряд опасностей, начиная неблагоприятными условиями и заканчивая пиратами, которые существуют и по сей день.
  • Своеобразный быт. Жизнь в море значительно отличается от обыденности на суше, что несомненно накладывает отпечаток как на физическое, так и психологическое состояние.
  • Длительность плавания. Капитан корабля может от нескольких дней до долгих месяцев не видеть свою семью, родных и друзей.
  • Высокая конкуренция. Несмотря на то, что капитан корабля – достаточно сложная профессия, в этой сфере есть высокий уровень конкуренции и даже квалифицированные судоводители могут пробыть в резерве долгие годы.

Сколько зарабатывает капитан корабля

Дать точный ответ на этот вопрос крайне сложно, пожалуй, даже невозможно ввиду ряда факторов – речное или морское судно, которым управляет капитан, каким видом перевозок занимается, зарубежная или отечественная управляющая компания наняла судоводителя и прочее.

Можно лишь привести некоторые известные цифры:

  • Капитан речного судна зарабатывает в среднем 45-60 тысяч рублей в месяц.
  • 80-100 тысяч рублей получает капитан рыболовного судна.
  • Капитан ледокола зарабатывает от 60 до 120 тысяч рублей в месяц.

Более радужные цифры у капитанов, работающих на международные компании (представительства которых действуют и на территории РФ). Минимальная зарплата капитана в такой компании начинается от 5 тысяч долларов, в среднем составляет около 7 тысяч. Одни из наибольших зарплат получают капитаны нефтяных танкеров – до 16 тысяч долларов в месяц.

Заключение

Так, профессия капитана корабля достаточно сложная и ответственная, поскольку требует огромных навыков в самых различных сферах, но при этом предоставляет соискателям на должность целый ряд преимуществ, начиная от достойной оплаты труда и заканчивая возможностью увидеть мир и хорошей перспективой карьерного роста. (26 голос., 4,30 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/kak-stat-kapitanom-korablya.html

Об утверждении Положения об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, Приказ Минтранса России от 14 октября 2013 года №316

Статья 30. Капитан судна

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ “Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27 (ч.1) ст.

2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18 (ч.1), ст.2141, N 29, ст.3625, N 52 (ч.1), ст.6450; 2011, N 15, ст.

2020, N 27, ст.3880, N 30 (ч.1), ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.

3477)
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об аттестации капитанов судов внутреннего плавания.

МинистрМ.Соколов

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации9 апреля 2014 года,регистрационный N 31863

I. Общие положения

1.

Положение об аттестации капитанов судов внутреннего плавания (далее – Положение) разработано в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ “Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации” (далее – КВВТ) и устанавливает порядок аттестации капитанов судов внутреннего плавания и выдачи свидетельства об аттестации капитана судна внутреннего плавания._______________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2003, N 14, ст.1256, N 27 (ч.I) ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 50, ст.5279, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, ст.5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.30, N 18 (ч.1), ст.2141, N 29, ст.3625, N 52 (ч.1), ст.6450; 2011, N 15, ст.2020, N 27, ст.3880, N 29 ст.4294, N 30 (ч.1), ст.4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст.6333, 6335; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 26, ст.3446, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477.

2. Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.

Капитан пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт, также должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с настоящим Положением._______________

Пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ “Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации”.

3. Свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания (далее – свидетельство) выдается капитану судна внутреннего плавания (далее – капитан судна) после прохождения им аттестации в соответствии с главой II настоящего Положения.

II. Аттестация капитанов судов внутреннего плавания

4.

Для аттестации капитанов судов (далее – аттестация) создается аттестационная комиссия, в состав которой входят председатель аттестационной комиссии, его заместитель, секретарь и члены аттестационной комиссии (не менее трех).

В число членов аттестационной комиссии включаются по согласованию представители государственных органов, судовладельцев, образовательных и общественных организаций.

5. Аттестация осуществляется на основании заявления капитана судна (далее – заявление), оформленного в электронной форме (файл в формате pdf), в котором указываются следующие данные:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

2) дата и место рождения заявителя;

3) данные паспорта гражданина Российской Федерации заявителя (серия и номер паспорта, дата выдачи паспорта, наименование органа, выдавшего паспорт, место пребывания или место жительства);

4) почтовый адрес заявителя;

5) номер контактного телефона заявителя;

6) номер факса (при наличии) заявителя;

7) адрес электронной почты заявителя;

8) номер диплома капитана судна, выданного заявителю, дата и место его выдачи;

9) имеющиеся ограничения, указанные в дипломе капитана судна, выданного заявителю;

10) информация о работе заявителя на судах внутреннего плавания в должности старшего помощника капитана с указанием названия каждого судна, его группы, грузоподъемности/пассажировместимости, периода работы на судне и бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации, в которых эксплуатировалось судно;

11) дата заполнения заявления.

Заявление подписывается заявителем.

6. К заявлению прикладывается оформленное в электронной форме (файл в формате pdf) представление судовладельца, на судне которого заявитель работает или собирается работать в должности капитана судна, в котором указывается следующая информация:

1) данные о судовладельце с указанием полного наименования и (при наличии) идентификационного номера Международной морской организации, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, контактного телефона, факса, адреса электронной почты – для юридического лица, или фамилии, имени, отчества (при наличии) судовладельца, контактного телефона, факса, адреса электронной почты – для физического лица;

2) данные о судне, на котором работает или собирается работать заявитель, включающие:

название судна (если известно);

тип судна (пассажирское, грузопассажирское, наливное, буксирное);

габаритная длина и ширина судна в метрах;

максимальная осадка судна в метрах;

грузоподъемность в метрических тоннах и/или пассажировместимость судна;

мощность главной энергетической установки судна в киловаттах;

3) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, назначенного судовладельцем судна, на котором работает или планирует работать заявитель;_______________

Пункт 3 статьи 34_1 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ “Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации”.

4) дата выдачи представления судовладельца.

Представление судовладельца подписывается судовладельцем или представителем судовладельца и заверяется печатью судовладельца (при наличии).

7. Заявление и представление судовладельца направляются на электронную почту, указанную в контактной информации Федерального агентства морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот) на официальном сайте Росморречфлота в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальный сайт).

8. Заявление принимается Росморречфлотом к рассмотрению в течение десяти рабочих дней со дня его поступления в Росморречфлот, а если заявление поступило в выходной или праздничный день – в течение десяти рабочих дней с первого рабочего дня, следующего за выходным или праздничным днем.

9. На официальном сайте размещаются планы аттестаций и графики аттестаций.

10. В плане аттестаций указывается следующая информация:

1) состав аттестационной комиссии с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности председателя аттестационной комиссии, его заместителя, секретаря и каждого члена аттестационной комиссии;

2) даты и места проведения аттестаций;

3) контактная информация аттестационной комиссии, включая адрес (адреса) электронной почты;

4) перечень вопросов, задаваемых заявителям при проведении аттестации.

11. В графике аттестаций по каждому заявителю указывается следующая информация:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя;

2) дата и место рождения заявителя;

3) название судна (если известно), на котором работает или собирается работать заявитель;

4) дата принятия заявления к рассмотрению;

5) дата, место и время проведения аттестации.

12.

Росморречфлот не позднее десяти рабочих дней после принятия заявления к рассмотрению размещает информацию, перечисленную в пункте 11 настоящего Положения, по поступившему заявлению в графике аттестации и не позднее, чем за десять календарных дней до даты проведения аттестации направляет заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении, информацию о дате, времени и месте проведения аттестации.

13. Аттестация заявителя, в случае неявки заявителя на аттестацию в назначенные ему в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения дату и время, проводится после повторного направления заявления и представления судовладельца в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения не ранее чем через 30 календарных дней после даты проведения аттестации, на которую заявитель не явился.

14. Аттестация проводится в присутствии заявителя.

15. При проведении аттестации должно присутствовать не менее двух третей состава аттестационной комиссии.

16.

Аттестационная комиссия опрашивает заявителя в отношении знания им своих должностных обязанностей, международных договоров и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих судоходство на внутренних водных путях Российской Федерации, систем управления безопасностью судов._______________

Статья 34_1 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ “Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации”.

17. Решение аттестационной комиссии принимается открытым анием в отсутствии заявителя простым большинством присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.

Председатель аттестационной комиссии, заместитель председателя аттестационной комиссии, члены аттестационной комиссии при ании обладают правом решающего голоса.

Секретарь аттестационной комиссии в ании не участвует.

18. Результаты аттестации по каждому заявителю заносятся в протокол аттестации и не позднее пяти рабочих дней после даты проведения аттестации размещаются на официальном сайте.

19. Протоколы аттестаций хранятся в Росморречфлоте.

III. Выдача свидетельства об аттестации капитана судна внутреннего плавания

20. Заявителю, успешно прошедшему аттестацию, в течение пяти рабочих дней со дня проведения аттестации выдается свидетельство.

21. В свидетельство вносится следующая информация:

1) надпись “Федеральное агентство морского и речного транспорта”;

2) надпись “Свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания выдано Федеральным агентством морского и речного транспорта:”;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) в дательном падеже;

4) надпись “в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ “Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации”;

5) дата выдачи свидетельства;

6) место выдачи свидетельства;

7) учетный номер свидетельства;

8) фамилия, имя, отчество (при наличии) и подпись председателя аттестационной комиссии, заверенная печатью Росморречфлота.

22. Если заявитель не получил свидетельство в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения лично, свидетельство не позднее 14 рабочих дней с даты проведения аттестации направляется заявителю на почтовый адрес, указанный в заявлении.Электронный текст документа

подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:

Российская газета,
N 89, 18.04.2014

Источник: http://docs.cntd.ru/document/499053725

Глава V. Экипаж судна Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации ГИМС РУ

Статья 30. Капитан судна

ГИМС – Государственная Инспекция по Маломерным Судам (официальный сайт)

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации

7 марта 2001 года                      № 24-ФЗ

Статья 26. Состав экипажа судна

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна – также работники, обслуживающие пассажиров судна.

2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.

3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.

4.

Минимальный состав экипажа самоходного  транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в список членов экипажа судна, ведение которого является обязанностью капитана судна.

Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна

1.

К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством Российской Федерации.

2. К работе на судне допускаются лица, годные к такой работе по состоянию здоровья.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4.

К работе на судне, осуществляющем судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, допускаются лица, имеющие паспорт моряка, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Трудовые отношения на судне

1.

Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.

2. Трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утвержденным Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

3. Права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4.

Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

5. В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей судовладелец обязан возместить причиненный такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.

Любой член экипажа судна вправе провозить на судне имущество, предназначенное для личного пользования. В случае гибели или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец должен возместить члену экипажа судна причиненный ущерб.

Статья 29. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу

1.

Судовладелец обязан обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 килограмм к месту приема члена экипажа судна на работу или в другое обусловленное ими место за свой счет в случае:

  • гибели судна;
  • болезни члена экипажа судна или получения им травмы, требующих лечения вне судна;
  • прекращения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, в том числе окончания за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора (контракта), заключенного на определенный срок;
  • невозможности исполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении члена экипажа судна, предусмотренных законодательством Российской Федерации или трудовым договором (контрактом), вследствие несостоятельности (банкротства) судовладельца, продажи судна или изменения государства регистрации судна;
  • направления судна без согласия члена экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности.

2. В случае, если причиной возвращения члена экипажа судна к месту приема на работу является нарушение им условий трудового договора (контракта), судовладелец вправе взыскать с этого члена экипажа судна связанные с таким возвращением расходы полностью или частично в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением) и трудовым договором (контрактом).

Статья 30. Капитан судна

1.

Капитаном судна должен быть гражданин Российской Федерации.

2. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

3. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.

https://www.youtube.com/watch?v=c-HD-Su7xGw

Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

4.

Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.

5. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.

6.

Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

7. В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно. Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.

Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

1.

Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна  имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна, отстранять их  от исполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, уставом о дисциплине.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4.

В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6.

В случае нападения на судно лиц в целях совершения ими противоправных действий капитан судна обязан действовать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственной безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Статья 32. Обязанности капитана судна в случаях рождения на судне ребенка, смерти и болезни на судне

1.

В каждом случае рождения на судне ребенка или в каждом случае смерти на судне капитан обязан составить соответствующий акт при участии двух свидетелей и врача, если он имеется на судне, а также сделать запись в судовом журнале.

2. Капитан судна обязан уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры по сохранению тела умершего и передаче его родственникам или портовым властям в ближайшем порту.

3. Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи родственникам умершего или портовым властям в ближайшем порту.

4.

В случае исчезновения члена экипажа судна или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность их гибели, капитан судна делает запись в судовом журнале, составляет акт об этом, а также составляет опись находящегося на судне имущества исчезнувшего члена экипажа судна или пассажира и передает указанные акт и имущество портовым властям в ближайшем порту.

5. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося на судне во время его плавания. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному завещанию.

6.

В случае, если член экипажа судна или пассажир нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в плавании, капитан судна обязан зайти в ближайший порт с извещением об этом судовладельца, портовых властей (при наличии таковых), а при заходе судна в иностранный порт с извещением также консула Российской Федерации и агента судовладельца (при наличии такого агента в иностранном порту).

7. В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

Статья 33. Неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса

1.

Капитан судна, у которого во время рейса возникает неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса вследствие обстоятельств, которые капитан судна не мог предвидеть и устранение которых от него не зависит, вправе, если у него нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, за исключением имущества, необходимого для продолжения рейса, и часть запасов пищевых продуктов. При этом капитан судна обязан избрать такой способ приобретения средств для продолжения рейса, который наименее убыточен для судовладельца.

2. Капитан судна несет установленную законодательством Российской Федерации имущественную ответственность за допущенные им нарушения при использовании права, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

Почта проекта

Источник: http://www.gims.ru/zakon/kvvt/KVVT_05_Crew_Of_Vessel.html

Глава V. ЭКИПАЖ СУДНА

Статья 30. Капитан судна

  1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна — также работники, обслуживающие пассажиров судна.
  2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.
  3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
  4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
  1. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.
  1. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение.

Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна

  1. К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  1. К работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Перечень заболеваний, препятствующих работе на судне, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
  2. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 322-ФЗ.

Статья 28. Трудовые отношения на судне

  1. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна.
  2. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и устав службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
  1. Права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3.1. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

  1. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия такого страхования устанавливаются законодательством Российской Федерации.
  2. В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей судовладелец обязан возместить причиненный такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Любой член экипажа судна вправе провозить на судне имущество, предназначенное для личного пользования. В случае гибели или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец должен возместить члену экипажа судна причиненный ущерб.

Статья 29. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу

  1. Судовладелец обязан обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 килограмм к месту приема члена экипажа судна на работу или в другое обусловленное ими место за свой счет в случае:

гибели судна;

болезни члена экипажа судна или получения им травмы, требующих лечения вне судна;

прекращения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, в том числе окончания за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора (контракта), заключенного на определенный срок;

невозможности исполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении члена экипажа судна, предусмотренных законодательством Российской Федерации или трудовым договором (контрактом), вследствие несостоятельности (банкротства) судовладельца, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

направления судна без согласия члена экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности.

  1. В случае, если причиной возвращения члена экипажа судна к месту приема на работу является нарушение им условий трудового договора (контракта), судовладелец вправе взыскать с этого члена экипажа судна связанные с таким возвращением расходы полностью или частично в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением) и трудовым договором (контрактом).

Статья 30. Капитан судна

  1. Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.

Капитан пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт, также должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

  1. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
  2. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, предусмотренного настоящим Кодексом, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.

Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

  1. Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.
  2. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.
  3. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
  4. В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно. Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.

Статья 31. Права и обязанности капитана судна по поддержанию порядка на судне

  1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.
  2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  1. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.
  2. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.
  3. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.
  4. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

Статья 32. Обязанности капитана судна в случаях рождения на судне ребенка, смерти и болезни на судне

  1. В каждом случае рождения на судне ребенка или в каждом случае смерти на судне капитан обязан составить соответствующий акт при участии двух свидетелей и врача, если он имеется на судне, а также сделать запись в судовом журнале.
  2. Капитан судна обязан уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры по сохранению тела умершего и передаче его родственникам или портовым властям в ближайшем порту.
  3. Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи родственникам умершего или портовым властям в ближайшем порту.
  4. В случае исчезновения члена экипажа судна или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность их гибели, капитан судна делает запись в судовом журнале, составляет акт об этом, а также составляет опись находящегося на судне имущества исчезнувшего члена экипажа судна или пассажира и передает указанные акт и имущество портовым властям в ближайшем порту.
  5. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося на судне во время его плавания. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному завещанию.
  6. В случае, если член экипажа судна или пассажир нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в плавании, капитан судна обязан зайти в ближайший порт с извещением об этом судовладельца, портовых властей (при наличии таковых), а при заходе судна в иностранный порт с извещением также консула Российской Федерации и агента судовладельца (при наличии такого агента в иностранном порту).
  7. В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

Статья 33. Неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса

  1. Капитан судна, у которого во время рейса возникает неотложная надобность в деньгах для продолжения рейса вследствие обстоятельств, которые капитан судна не мог предвидеть и устранение которых от него не зависит, вправе, если у него нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, за исключением имущества, необходимого для продолжения рейса, и часть запасов пищевых продуктов. При этом капитан судна обязан избрать такой способ приобретения средств для продолжения рейса, который наименее убыточен для судовладельца.
  2. Капитан судна несет установленную законодательством Российской Федерации имущественную ответственность за допущенные им нарушения при использовании права, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

Источник: http://ruslodka.ru/zakon/kvvt/2343.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: