Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

Содержание
  1. Мониторинг загрязнения водных объектов – ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ
  2. Как осуществляется государственный мониторинг загрязнения водных объектов?
  3. По каким показателям проводят мониторинг вод суши?
  4. Мониторинг водных объектов: цель, категории пунктов наблюдения, периодичность проведения
  5. Нормативная база
  6. Цель проведения
  7. Основные задачи
  8. Компоненты
  9. Пункты наблюдений
  10. Особенности расположения
  11. Периодичность и особенности наблюдений
  12. Как берут пробы
  13. Специфика комплексного мониторинга
  14. Предназначение
  15. Структура в РФ
  16. Разновидности
  17. Особенности
  18. Принципы Единой системы мониторинга
  19. Организация мониторинга
  20. Подведем итоги
  21. Правовые основы мониторинга водных объектов
  22. Законодательство о государственном мониторинге водных объектов
  23. Порядок государственного мониторинга
  24. Техника отбора проб воды
  25. Приборы и устройства для отбора
  26. Автоматизированная информационная система государственного мониторинга водных объектов

Мониторинг загрязнения водных объектов – ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

Водные резервы России одни из самых больших в мире, в связи с чем вопросы государственного мониторинга загрязнения водоемов стоят перед нашей страной особенно остро.

Многие промышленные предприятия и частные предприниматели, в ходе ведения хозяйственной деятельности, оказывают негативное воздействие на качество воды в водоемах, осуществляя сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты суши.

Это приводит к ухудшению качества и уменьшению запасов воды, пригодной для пищевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также оказывает выраженное воздействие на флору и фауну региона.

Государство заинтересовано в минимизации негативного промышленного воздействия на водные объекты, в связи с чем в нашей стране действует система мониторинга загрязнения вод суши.

Регламентируется эта система Водным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 года №307 «Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов» Росгидрометом и другими специально уполномоченными органами.

Как осуществляется государственный мониторинг загрязнения водных объектов?

Если предприятие, в ходе ведения хозяйственной деятельности осуществляет сброс сточных вод в близлежащий водоем, исключительно важно соблюдать нормативы, согласованные в природоохранных органах.

В случае превышения нормативов, этот факт будет установлен в ходе мониторинга загрязнения вод. Осуществляется мониторинг посредством специальных пунктов стационарной сети наблюдений.

Такие пункты располагаются на различных водоемах и предназначены для постоянного контроля состояния воды в них.

Все пункты наблюдений делят на 4 категории:

  1. Пункты наблюдений 1 категории – пункты этой категории размещают на участках водоемов, впадающих в крупнейшие речные бассейны и в местах нерестилищ и зимовий ценных пород рыб;
  2. Пункты наблюдений 2 категории – пункты этого типа организуются в области промышленных городков и в случае сброса коллекторно-дренажных вод и загрязненных сточных вод, образуемых в ходе промышленной деятельности, в водоемы. Также такие пункты обязательно организуются на водоемах, расположенных вблизи населенных пунктов, вода из которых используется для обеспечения пищевых и хозяйственно-бытовых нужд. Также пункты наблюдений 2 категории должны быть размещены на пограничных створах рек, втекающих на территорию РФ из-за рубежа или вытекающих за пределы нашей страны;
  3. Пункты наблюдений 3 категории – эти пункты наблюдений должны быть установлены на водоемах, подверженных умеренному загрязнению. Такие водные объекты располагаются в районах небольших городов и населенных пунктов, локализации промышленных предприятий с небольшими объемами сбросов и  в местах поступления стоков с сельскохозяйственных участков.
  4. Пункты наблюдений 4 категории – эти пункты размещают на водных объектах, не подверженных прямому загрязнению. Состояние воды в таких водоемах определяется для установки фоновых концентраций загрязняющих веществ.

По каким показателям проводят мониторинг вод суши?

В ходе проведения мониторинга, производятся замеры по трем основным показателям вредности — санитарно-токсикологическому, общесанитарному или органолептическому. Выявление превышения концентраций химических, бактериологических и механических загрязнений в воде становится основанием для проверки всех источников загрязнений водного объекта, в том числе и промышленных предприятий.

Основные факторы загрязнения, по которым проводятся исследования водных объектов:

  • химические загрязнения – чаще всего промышленные предприятия оказывают негативное химическое воздействие на состояние водоемов, сбрасывая сточные воды, содержащие нефть и нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, пестициды, тяжелые металлы, диоксиды и т.д.;
  • бактериальные загрязнения – при этом в воде объекта выявляются различные виды бактерий, вирусов и грибков (всего до 700 видов), которые могут представлять опасность для здоровья человека и состояния флоры и фауны;
  • механические загрязнения – происходят в результате попадания в водный объект различных механических примесей (песок, шлам, т.д.). Эти факторы оказывают негативное воздействие в первую очередь на органолептические показатели воды;   
  • радиоактивное загрязнение – встречается реже первых трех и проявляется содержанием в воде радиоактивных веществ, обладающих сравнительно большими показателями периода полураспада;
  • тепловое загрязнение – этот вид загрязнений встречается относительно редко и становится результатом сброса сточных вод, температура которых значительно выше фоновой температуры воды в водоеме. Опасность теплового загрязнения заключается в том, что в «нагретой» воде значительно активнее и быстрее размножаются анаэробные бактерии. Также повышенная температура способствует выделению ядовитых газов (сероводорода, метана и др.).   

Чтобы не допустить превышения нормативов сбросов сточных вод, руководство промышленных предприятий должно уделять большое внимание экологии и экологическому мониторингу.

Специалисты компании «Экобезопасность» помогут оптимизировать процессы использования водных ресурсов и разработают комплекс мероприятий, снижающих негативное воздействие производства на состояние близлежащих водных объектов.

Источник: https://ecobez.ru/monitoring-zagrjaznenija-vodnyh-obektov/

Мониторинг водных объектов: цель, категории пунктов наблюдения, периодичность проведения

Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

Мониторинг водных объектов – это система текущего (непрерывного), а также комплексного анализа состояния водных ресурсов. К нему относится учет и контроль качественных и количественных характеристик во времени, а также система развития и сохранения водных объектов в различных режимах применения.

Мониторинг водных объектов ведется во всех местах, которые находятся в федеральной собственности, а также во владении юридических или физических лиц.

Нормативная база

Регулируется процесс следующими локальными нормами:

  • Водным кодексом РФ.
  • Положением о проведении.

Мониторинг водных объектов РФ — это часть государственного мониторинга ОС.

Цель проведения

Она заключается в своевременном выявлении и прогнозировании появления отрицательных процессов, которые влияют на качество воды в объектах и их состояние.

Также мониторинг водных объектов предполагает разработку и выполнение мер по недопущению отрицательных последствий из-за низкого качества воды.

Подобные мероприятия предполагают информационное обеспечение управления в сфере применения и охраны ресурсов, надзора и контроля их применения.

Основные задачи

Государственный мониторинг водных объектов призван решать следующие задачи:

  • регулярно анализировать состояние, проверять режим применения водоохранных зон;
  • внесение сведений, которые получены в ходе наблюдений, в водный государственный реестр, оформляемый Федеральным агентством водных ресурсов РФ.

Компоненты

Какова его структура? Государственный мониторинг водных объектов состоит из следующих компонентов:

  • анализа водных поверхностных объектов с учетом информации мониторинга, который осуществляется при проведении работ в сфере гидрометеорологии и смежных областях;
  • оценки состояния берегов и дна водных ресурсов, особенностей водоохранных зон;
  • исследования подземных источников;
  • наблюдений за всеми техническими сооружениями, объемом вод при отведении и потреблении.

Пункты наблюдений

Подобные мероприятия проводятся систематически. Экологический мониторинг водного объекта предполагает создание специальной сети пунктов наблюдения. Осуществление наблюдений на них регламентировано ГОСТом 17.1.3.07-82, а также определенными методическими указаниями.

Созданная система контроля предполагает системную деятельность по гидрологии, гидрохимии, гидробиологии. Осуществление мониторинга водных объектов предполагает получение информации о качестве воды по химическим, физическим, гидробиологическим показателям.

В зависимости от хозяйственного предназначения водных объектов, экологического состояния и размеров, пункты наблюдения делят на категории (допустимо включение одного либо нескольких створов, представляющих собой поперечные условные сечения водоема).

Особенности расположения

Размещение створов наблюдения определяется морфологическими и гидрологическими особенностями водного объекта, положением источников загрязнения, составом и объемом сточных вод, а также интересами водопользователей.

Одни створ ставят на водостоках, которые не имеют системного сброса сточных вод. Еще один устанавливают в километре выше от основного источника загрязнения (за зоной его влияния). Иные ставят за зоной воздействия загрязненных источников. При расположении створов учитывают степень загрязненности местности и смещение речных и сточных вод.

Ведение мониторинга водных объектов предполагает установку не меньше трех створов, которые должны располагаться по акватории равномерно. При установке пунктов наблюдений учитывают интенсивность движения, а также глубину водоема.

В створе водного объекта допускается несколько вертикалей с взятием проб из различных горизонтов. Число вертикалей характеризуется шириной загрязненной зоны, а также условиями смещения сточных и природных вод. Численность горизонтов определяется глубиной объекта.

Периодичность и особенности наблюдений

Мониторинг водных объектов предполагает ежедневные визуальные наблюдения. Ежедекадно проводят отбор проб, гидрохимические и гидрологические наблюдения. Для многих водных объектов по обязательной программе исследования проводят семь раз в год:

  • при половодье (подъем, пик, спад);
  • в период летней межени (прохождение дождевого паводка, при минимальном расходе воды);
  • перед ледоставом;
  • в рамках зимней межени.

Как берут пробы

Осуществляется отбор для анализа физических параметров и химического состава согласно ГОСТу 17.1.5.-85. Отбирают из поверхностного горизонта пробы бутылью либо эмалированным ведром, а из глубинных вод – батометром.

С каждого створа предполагается взятие 78 литров пробы. Мониторинг состояния водных объектов предполагает анализ природных вод с помощью специальных лабораторных методик.

Проверка качества ведется с помощью газохроматографического, фотометрического, абсорбционного методов.

При отборе проб на химический состав и физические свойства применяются специальные емкости, каждая из которых предназначается для выявления отдельных загрязняющих веществ и ингредиентов.

Учитывая, что именно вода является тем веществом, без которого невозможна полноценная жизнедеятельность человека, организация мониторинга водных объектов является важным этапом в общей системе работы экологов.

Специфика комплексного мониторинга

Он подразумевает организацию полноценной системы наблюдений за состоянием природных объектов с целью оценки фактической их загрязненности, а также предупреждения о появляющихся критических состояниях, которые способны нанести вред здоровью человека и иных живых организмов.

Существует подразделение мониторинга на фоновый, региональный, локальный. В рамках подобных исследований осуществляются следующие мероприятия:

  • осуществляется стабильная оценка экологических условий среды, в которой обитает человек и иные биологические объекты (микроорганизмы, животные, растения), анализ состояния целостности и работоспособности экосистемы;
  • формируются условия для выявления корректирующих действий в ситуациях, при которых это действительно необходимо.

Система мониторинга водных объектов является одним из важнейших элементов комплексного мониторинга. Она предусматривает комплекс мероприятий:

  • определение источника наблюдений;
  • его детальный анализ;
  • составление для объекта информационной модели;
  • оценка состояния объекта, идентификация его модели;
  • предположение изменения состояния;
  • оформление информации в необходимой форме, доведение ее до потребителя.

Предназначение

В качестве основных целей комплексного мониторинга выступает получение информации:

  • оценка показателей функциональности и целостности среды обитания человека и экосистем (анализ соблюдения экологических нормативов);
  • выявление причин изменения показателя, оценки последствий изменений (диагностика состояния);
  • создание предпосылок для выявления мер по корректировке негативных ситуаций (своевременное предупреждение проблемных ситуаций).

Структура в РФ

Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов характеризует систему, которая в настоящее время функционирует в нашей стране. В нее входят следующие элементы: служба наблюдения за загрязнением ОС, служба мониторинга и агрохимических наблюдений Роскомзема, служба мониторинга водных ресурсов.

Разновидности

В мониторинг природных ресурсов входит сразу несколько составных исследований:

  • земель;
  • водных объектов;
  • недр;
  • горных экосистем и опустынивания;
  • животного мира.

Особенности

Осуществляется мониторинг специальными государственными уполномоченными органами согласно законодательным актам, существующим в нашей стране.

Анализ водных объектов предполагает проведение регулярных наблюдений за гидрогеологическими, гидрологическими, химическими, санитарными, паразитологическими, микробиологическими, токсикологическими, радиологическими показателям их состояния.

Также мониторинг касается сбора, обработки, оценки, предположения их развития, продумывание рекомендаций по недопущению негативных следствий.

Мероприятия в рамках единой государственной системы мониторинга природных ресурсов и окружающей среды представляют собой многоцелевую информационную системы, которая включает наблюдение за средой и ресурсами.

Анализ данных о фактическом ее состоянии позволяет принимать хозяйственные и управленческие решения в целях обеспечения безопасности, воспроизводства, охраны вместе со специальными государственными органами.

Принципы Единой системы мониторинга

Они представляют собой:

  • функционирование на базе методологического, информационного, организационного, информационного подхода;
  • применение возможностей иной мониторинговой системы.

В качестве основных задач оценки состояния природных ресурсов и окружающей среды выделяют:

  • сбор достоверной информации об ОС, экосистемах и биологическом разнообразии, видах антропогенных воздействий, факторах среды обитания, воздействии на здоровье человека;
  • прогноз и оценка состояния среды, анализ антропогенного действия показателей состояния биосферы, целостности экосистем;
  • предоставление данных для анализа результативности принимаемых экономических решений и мероприятий по гарантированию экологической безопасности.

Организация мониторинга

Государственный контроль качества водных объектов осуществляется в рамках следующих мероприятий:

  • систематические наблюдения за всеми видами водных объектов, качественными и количественными показателями подземных и поверхностных вод;
  • хранение, сбор, обработка, пополнение наблюдений, организация банков данных;
  • оценка и прогнозы состояния водных объектов, их изменений.

Подведем итоги

В мониторинге водных проектов, проводимом в настоящее время в Российской Федерации, выделяют несколько важных подсистем:

  • подземных вод;
  • водоохранных зон и состояния дна водоема;
  • вод при водопотреблении и водоотведении.

Мониторинг может быть режимным, оперативным (в экстренных ситуациях), специальным. В наше время основная информация о качестве и состоянии поверхностных вод суши приходит в рамках режимных исследований. Фоновые наблюдения проводят по аналогии с режимными, а оперативный контроль основывается на проведении работ, позволяющих решать конкретные проблемы.

В РФ государственным мониторингом водных объектов занимается Федеральное агентство водных ресурсов, служба по мониторингу и гидрометеорологии, по надзору в рамках сферы природопользования.

На региональном уровне его осуществляют водопользователи, осуществляющие системные наблюдениями за водными объектами, который определен территориальными органами Министерства природных ресурсов нашей страны.

На территориальном уровне подобные мероприятия проводит Росгидромет и органы МПР, обеспечивающие сбор, наблюдение, контроль, а также накопление, обобщение информации, передачу ее на бассейновый (региональный) уровень.

На нем мониторинг водных объектов проводят водохозяйственные бассейновые управления, геологические региональные центры, а также иные уполномоченные органы и управления Росгидромета.

От качества и своевременности продумывания комплекса мероприятий, которые касаются анализа различных водных ресурсов, напрямую зависит их безопасность для человека, экосистемы. При выявлении нарушителей законодательства, принятого в экологической области, к ним применяются административные наказания.

Источник: https://FB.ru/article/461139/monitoring-vodnyih-obyektov-tsel-kategorii-punktov-nablyudeniya-periodichnost-provedeniya

Правовые основы мониторинга водных объектов

Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

В этой статье речь пойдёт о правовых основах государственного мониторинга водных объектов. Статья является тематическим продолжением предыдущей: Экологический проект “Электронный водяной”.

Учитывая тематику портала, можно задать вопрос: “Где же здесь информационное право?

Право, в основном, экологическое, но и экологическом праве есть ссылки на законодательство об информатизации в рамках применения государственных информационных систем.

Законодательство о государственном мониторинге водных объектов

Одним из основных источников правовых регуляторов является Водный кодекс РФ, в котором есть статья 30, содержащая нормы о мониторинге:

1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.

Одним из основных методов мониторинга, является анализ проб, которые получают соблюдая специальные правила и используя специальное оборудование.

Порядок государственного мониторинга

Одним из регулирующих документов является положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утверждённое постановлением Правительства РФ №219 от 10 апреля 2007 г.

В нем определены функции и способы взаимодействия следующих организаций:

  • федеральное агентство водных ресурсов
  • федеральное агентство по недропользованию
  • федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Например, Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга:

обеспечивает разработку автоматизированных информационных систем мониторинга;ведет регулярные наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, наблюдения за находящимися в федеральной собственности водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Федеральному агентству водных ресурсов, а также наблюдения за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты на всех водных объектах;обеспечивает развитие сети пунктов наблюдений за водохозяйственными системами, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Федеральному агентству водных ресурсов, а также за состоянием дна, берегов, водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации;координирует ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, мониторинга состояния дна, берегов таких водных объектов, ведение наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, находящимися в федеральной собственности, участниками ведения мониторинга, а также иными федеральными органами исполнительной власти;координирует ведение иными собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, ведение регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также осуществляет обобщение и оценку результатов такого учета и таких регулярных наблюдений;осуществляет сбор, обработку, хранение, обобщение и анализ сведений, полученных в результате наблюдений как Федеральным агентством водных ресурсов и организациями, находящимися в его ведении, так и иными участниками ведения мониторинга, а также сведений, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями;проводит общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений;формирует банк данных мониторинга по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации;обеспечивает включение сведений, полученных в результате наблюдений при осуществлении мониторинга, в государственный водный реестр;обеспечивает предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга в соответствии с водным законодательством и Федеральным законом “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.

Техника отбора проб воды

Для определения техники отбора, оборудования и других вопросов разработаны Рекомендации Р 52.24.353-2012 Отбор проб поверхностных вод суши и очищенных сточных вод. В этом документе учтены:

  • Отбор проб с мостов
  • Отбор проб с судов
  • Отбор проб в районе брода
  • Отбор проб с берега
  • Отбор проб с использованием канатных переправ
  • Отбор проб с вертолета

Приборы и устройства для отбора

Приборы и устройства для отбора проб воды должны соответствовать стандарту ГОСТ 17.1.5.04-81 Охрана природы (ССОП). Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие технические условия (с Изменением N 1).

Согласно вышеуказанному документу приборы классифицируются по виду и назначению:

1.1. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод подразделяют следующим образом:приборы для отбора проб воды;устройства для первичной обработки проб воды;

устройства для хранения проб воды.

1.2. По назначению приборы для отбора проб воды подразделяют следующим образом:приборы для отбора проб воды из водотоков, водоемов и морей;приборы для отбора проб подземных вод из скважин, колодцев и других горных выработок;

приборы для отбора проб атмосферных осадков.

1.3. По режиму работы приборы для отбора проб воды подразделяют на автоматические, полуавтоматические и ручные.

Автоматизированная информационная система государственного мониторинга водных объектов

Сокращенно АИС ГМВО, введена с 1 января 2014 года в постоянную эксплуатацию в Федеральном агентстве водных ресурсов приказом №35 от 10 февраля 2014 года.

Автоматизированная система обеспечивает управление информационными процессами:

  • мониторинга поверхностных вод объектов
  • мониторинга подземных вод
  • мониторинга состояния дна и берегов водных объектов
  • наблюдения за водохозяйственными системами и гидротехническими сооружениями

Функционально система может выполнять задачи, представленные на следующей схеме:

Подробнее узнать о автоматизированной информационной системе ГМВО можно в Предложениях по использованию информационных ресурсов Росводресурсов при формировании ГФДГЭМ в части мониторинга водных объектов подготовленных Федеральным агентством водных ресурсов.

автор публикации: Демешин С.В.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/info_law_society/pravovye-osnovy-monitoringa-vodnyh-obektov-5b982bd04e008900ad8d3361

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: