Статья 3. Специальная оценка условий труда

Содержание
  1. Соут (специальная оценка условий труда)
  2. Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест
  3. Кто может не проводить оценку условий труда
  4. Кто проводит специальную оценку условий труда
  5. Порядок проведения СОУТ
  6. Сроки и периодичность проведения СОУТ
  7. Штрафы за непроведение СОУТ в 2020 году
  8. Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает
  9. Журнал Экостандарт
  10. Подготовительный этап
  11. Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов
  12. Измерение факторов
  13. Подготовка отчета
  14. Утверждение отчета
  15. Заключительный этап
  16. Класс условий труда 3.1, 3.2, 3.3 по специальной оценке условий труда
  17. Класс условий труда
  18. Класс трудовых условий 3.1, 3.2 и 3.3
  19. Компенсационные выплаты и гарантии
  20. Укороченная длительность рабочего времени
  21. Дополнительный отпуск
  22. Право выхода на пенсию до срока
  23. Вредные условия труда
  24. Выдача продуктов для лечебно-профилактических целей
  25. Периодичные медосмотры
  26. Важно знать
  27. Возможна ли компенсация деньгами
  28. Какие профессии потеряют «вредность»
  29. Дополнительные страховые взносы в ПФР
  30. Специальная оценка условий труда (СОУТ)
  31. I Определяем опасные факторы
  32. II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника
  33. III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов
  34. IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ
  35. Кому следует организовывать СОУТ?
  36. Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
  37. Порядок проведения специальной оценки условий труда
  38. Специальная оценка условий труда
  39. Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?
  40. Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:
  41. Подготовка к проведению специальной оценке

Соут (специальная оценка условий труда)

Статья 3. Специальная оценка условий труда

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. Начиная с 2019 года, за отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам.

Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.

0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Рассчитывать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда (см. «Как стать специалистом по охране труда»). Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв.

приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета.

В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н).

В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми.

Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.

Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).

В 2020 году действуют особые условия. Если срок действия результатов СОУТ заканчивается в промежуток времени с апреля по сентябрь 2020 года, то он продлевается до 1 октября 2020 года (постановление Правительства РФ от 11.06.20 № 849; см. «Для результатов СОУТ продлены сроки действия»).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2020 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб.

В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель.

Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. «Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний»).

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2019/11/15195

Журнал Экостандарт

Статья 3. Специальная оценка условий труда

Многим данные «расширения» покажутся формальными, однако, они на законодательном уровне укрепили цепочку взаимодействия «работодатель – работник – Экспертная организация», что, определенно, положительно скажется на результатах СОУТ.

Чтобы было легче воспринимать изменения законодательства условно разделим проведение спецоценки на 6 этапов:

  1. Подготовительный
  2. Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов
  3. Измерение факторов
  4. Подготовка отчета по СОУТ
  5. Утверждение отчета
  6. Заключительный

Подготовительный этап

На данном этапе перед работодателем стоит несколько основных задач. Их правильное выполнение положит начало успешному завершению СОУТ.

Во-первых, необходимо выпустить приказ о создании комиссии по СОУТ, утвердить порядок ее деятельности и график проведения спецоценки у себя на предприятии.

Уже на этом этапе у некоторых работодателей возникали вопросы: «Если Я один или Нас всего двое, то как создать комиссию и соблюсти все требования ст. 9 Закона №426-ФЗ?».

Ответ на этот вопрос мы ждали еще с 2014 года, когда спецоценка заменила аттестацию. Он, наконец, готов:

«В случае отсутствия возможности у работодателей – субъектов малого предпринимательства (включая работодателей – индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии исполняет работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник»

Итак, фиксируем: теперь комиссия может состоять из одного человека, и работодатель в единственном числе может возложить все обязательства, связанные с проведением СОУТ, на себя.

Вторая задача подготовительного этапа – составить и утвердить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, при этом не забыв про аналогичность. Комиссия должна сделать это еще до начала проведения работ по спецоценке.

Третий пункт – выбрать экспертную организацию, состоящую в реестре по СОУТ и заключить с ней договор (контракт) на выполнение работ по специальной оценке условий труда. Выбранная организация должна в течение 5 рабочих дней с даты заключения получить уникальный идентификационный номер во ФГИС СОУТ и уведомить об этом работодателя до начала выполнения работ.

До внесения изменений в ст. 8 Закона №426-ФЗ такой обязанности у организации, проводящей СОУТ, не было. Это влекло за собой отсутствие прозрачности на данном этапе, отказ некоторых работодателей от заключенных договоров и отказ от проведения СОУТ после проверки ГИТ. Часть 6 ст.

8 Закона №426 добавила возможность дополнительного контроля и окончательно закрепила обязательства Работодателя и экспертной организации успешно завершить СОУТ.

Созданная на начальном этапе запись предполагает наличие привязанных к ней результатов спецоценки и отсутствие их приведет к возникновению вопросов со стороны надзорных органов, а именно ГИТ.

Ну и в-четвертых, работодатель на подготовительном этапе должен предоставить все необходимые сведения, которые характеризуют условия труда на рабочих местах и смогут помочь экспертной организации в проведении спецоценки.

Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов

Идентификация – это процесс сопоставления имеющихся на рабочих местах факторов с факторами, которые предусмотрены классификатором. Данная процедура проводится совместно с работодателем и экспертом по СОУТ.

В соответствии с частью 3 ст. 10 Закона №426-ФЗ при осуществлении идентификации должны учитываться:

  • Оборудование, материалы и сырье, используемые работником и которые могут являться источника ВОПФ
  • Результаты ранее проводившихся исследований
  • Несчастные случаи, профзаболевания, связанные с воздействием на работника ВОПФ
  • Предложения самих работников

Теперь же, в обязательном порядке должны быть дополнительно учтены результаты производственного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Это нововведение позволяет более грамотно оценить все воздействующие на работника факторы и ничего не упустить при осуществлении идентификации экспертом.

Измерение факторов

Изменения части 4 ст. 12 Закона №426-ФЗ в первую очередь коснулись организаций, проводящих СОУТ.

Теперь экспертные организации должны применять методики (методы) измерений и средства измерений, которые позволяют проводить исследования (испытания) и измерения уровней ВОПФ во всех диапазонах, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда.

Данное изменение позволяет более глубоко исследовать воздействующие на работников факторы и не допустить выдачу результатов, не попадающих в действующие значения.

Однако, есть в этом и «подводный камень» – методикой СОУТ установлены достаточно широкие диапазоны определений по факторам, которые позволяют проводить измерения даже для опасного класса условий труда. В целом это хорошо, но далеко не все экспертные организации могут похвастаться такими возможностями, что в ближайшей перспективе значительно сократит рынок организаций, проводящих СОУТ.

Подготовка отчета

По результатам реализованных ранее процедур, организация проводящая спецоценку должна оформить отчет в соответствии со ст. 15 Закона №426-ФЗ.

Отчет включает в себя:

  • Декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии)
  • Представление эксперта о возможности использования результатов производственного контроля при проведении специальной оценки условий труда (при наличии)
  • Титульный лист отчета
  • Заключение эксперта по результатам идентификации
  • Сведения об организации, проводящей СОУТ (Раздел 1)
  • Перечень РМ, на которых проводилась спецоценка (Раздел 2)
  • Протоколы исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
  • Карты СОУТ (Раздел 3)
  • Протоколы оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (при наличии)
  • Сводная ведомость результатов СОУТ
  • Перечень мероприятий по улучшению условий труда (Раздел 6)
  • Протокол о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
  • Заключение эксперта по идентификации
  • Мотивированное особое мнение (при наличии)
  • Замечания и возражения работников (при наличии)

Внесенные изменения в состав отчета связаны с «расширением» прав и обязанностей работников. А также, они учитывают возможность несогласия комиссии с результатами специальной оценки условий труда. Это усиливает роль работников и членов комиссии в проведении спецоценки, дает им право высказать свою позицию относительно результатов проведенной СОУТ.

Обратите внимание, что в отчете необходимо указать уникальный идентификационный номер, который был ранее получен экспертной организацией. Однако, на данный момент нет указания в какой конкретно части отчета следует это сделать. Скорее всего данный вопрос будет решен только после внесения изменений в Методику специальной оценки условий труда.

Самым «спорным» стало изменение, которое коснулось индивидуального номера рабочего места, который при внеплановой и/или повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным номером для данного места. Проблема в том, что отсутствует конкретика – кто ответственен за исполнение данного требования? Кроме того, существует риск дублирования нумерации рабочих мест при проведении СОУТ этапами или разными договорами (контрактами).

Напомню, что данное требование отражено в ст. 18 Закона №426-ФЗ, которая относится к передаче сведений во ФГИС экспертной организацией. Далеко не всегда экспертной организации предоставляют корректные данные о ранее проведенной СОУТ и тем более о нумерации рабочих мест.

Поэтому для минимизации рисков (в части привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях) есть только один вариант – оставить прежнюю нумерацию рабочих мест даже если есть дубли по предприятию.

Это допустимо ввиду отсутствия в Законе №426-ФЗ ограничений в части совпадения номеров различных рабочих мест предприятия.

Что касается привлечения экспертной организации к административной ответственности по ст. 14.54 Кодекса об административных правонарушениях – стоит внимательнее проанализировать предоставленные работодателем исходные данные и дать обратную связь в случае возникновения каких-либо вопросов, в том числе относительно нумерации рабочих мест.

Утверждение отчета

В ст. 15 Закона №426-ФЗ также были внесены изменения, которые окончательно закрепили сроки утверждения отчета по специальной оценке условий. Теперь отчет по СОУТ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем группы в срок не позднее чем в тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ.

Будем надеяться, что отчет не будет долго идти и комиссия успеет подписать его, а работодатель утвердить документ в оставшееся время. В противном случае, единственный выход – зафиксировать в протоколе заседания комиссии, что утвердить отчет в установленные законодательством сроки невозможно и надеяться, что ст. 5.27.1 в части нарушения порядка СОУТ не настигнет.

У экспертной организации также появилось новое обязательство – в течение 3х рабочих дней с даты утверждения отчета уведомить работодателя о передаче данных во ФГИС СОУТ.

Уведомить его можно двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

Заключительный этап

Применять результаты специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 7 Закона №426-ФЗ, теперь можно со дня утверждения отчета о проведении СОУТ при условии, что сведения о них внесены во ФГИС СОУТ.

Аналогичная ситуация в отношении сроков действия СОУТ и декларации соответствия ГНТОТ, которые предусмотрены частью 4 ст. 8 и частью 4 ст. 11 Закона №426-ФЗ соответственно.

Судя по изменениям, которые связаны с использованием Федеральной государственной информационной системы учета результатов СОУТ можно сделать предположение, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет активно развивать данное направление и нас еще будут ждать изменения, связанные с цифровизацией.

Вступившие изменения затронули и условия проведения внеплановой специальной оценки, предусмотренные ст. 17 Закона №426-ФЗ. Напомню, что есть несколько условий, при которых требуется проведение внеплановой СОУТ в установленные законодательством сроки:

Теперь законодательно зафиксирована возможность проведения внеплановой спецоценки по замечаниям и возражениям работников и Работодатель уже не сможет «спустить на тормозах» несогласие с результатами СОУТ.

Не осталась без внимания и экспертная организация. Теперь, в соответствии с изменениями в ст. 19 Закона №426-ФЗ, она обязана в течение 10 рабочих дней передавать в федеральный орган исполнительной власти информацию в случаях:

  1. сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра) с указанием исключенных из области аккредитации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных ст. 13 Закона №426-ФЗ
  2. изменения состава экспертов организации

Данную информацию экспертная организация может передать двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

Минтруд рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации и принимает решение. Ранее, мы уже описывали новые требования, предъявляемые к использованию методик (методов), а также средств измерений.

Отметим, что в случае их несоблюдения деятельность организации, проводящей СОУТ, приостанавливается.

И только после устранения несоответствий и представления в Минтруд копий документов, подтверждающих данный факт, деятельность экспертной организации может быть восстановлена.

Последней стороной, которую затронули изменения законодательства стала Государственная экспертиза условий труда.

Теперь экспертиза качества может проводиться не только по представлениям ГИТ и по данным, поступившим от работника, представительного органа или профсоюза, но и по представлениям Роспотребнадзора.

Конечно, оценить правильность установленных гарантий, компенсаций и корректность заполнения отчета по СОУТ Роспотребнадзор врядли сможет, но усомниться в результатах проведенных исследований (испытаний) и измерений, а также в правильности их проведения – вполне.

Результаты проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, рассмотрения разногласий по этой экспертизе – являются обязательными для исполнения всеми участниками СОУТ и подлежат передаче в информационную систему учета. При этом обязанность по передаче результатов экспертизы возлагается на ГЭУТ, а по передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ и результатам ее проведения – на Минтруд.

Подводя итог, хочу отметить, что многие из изменений в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда» были необходимы – некоторые из них были лишь формальными, а некоторые оставили после себя много вопросов.

Но радует то, что специальная оценка условий труда становится процедурой, в которую вовлечены различные участники, способные повлиять на результаты проведенной спецоценки и при необходимости оспорить их.

Многие изменения были связаны с активным развитием Федеральной государственной информационной системы. На мой взгляд, это говорит о готовности к цифровизации и внедрению электронного документооборота.

Определенно, всем участникам предстоит адаптироваться к новым реалиям – новым срокам, процедурам, обязанностям. И чем скорее это произойдет, тем быстрее мы будем готовы к следующему этапу изменений.

Источник: https://ecostandardgroup.ru/journal/sout-i-trudovoe-zakonodatelstvo-chto-izmenilos-v-2020-godu-/

Класс условий труда 3.1, 3.2, 3.3 по специальной оценке условий труда

Статья 3. Специальная оценка условий труда

3 класс вредности распространен, так как в нем учтены факторы, которые присутствуют в большинстве фирм. Это факты:

  • работы при высоких температурах;
  • проведение газосварочных работ;
  • запыленность;
  • вибрация.

3 класс разбит на подклассы, учитывающие негативное действие. Подробно о классе условий труда 3.1, 3.2, 3.3 пойдет речь в этом материале. Для компенсации негативных последствий предусмотрены льготы. Класс опасности определяют по итогам проведенной спец. оценки. «Что такое СОУТ» описано в материале «СОУТ». Описание процедуры «СОУТ» в статье «Проведение СОУТ».

Класс условий труда

Условия труда по уровню отрицательного действия делят на классы, согласно гигиеническим нормативам.

Класс трудовых условий 3.1, 3.2 и 3.3

Вредные условия труда: класс 3.1, 3.2 и 3.3 — классифицируют согласно вредным факторам. Негативными условиями третьего класса признают условия, при которых действие негативных факторов выше норм:

  • что значит класс условий труда 3.1 – это присутствие факторов, действие которых на работника повышает риск причинения вреда здоровью;
  • класс условий труда 3.2 — негативные явления, приводят к ранним стадиям профессиональных болезней;
  • класс условий труда 3.3 — неблагоприятные явления влекут болезни (с предполагаемой утратой способности трудиться).

4>Льготы по подгруппам 3.1, 3.2 и 3.3

По специальной оценке условий труда для класса 3.1 полагаются льготы, компенсационные выплаты и для 3.2, 3.3 подклассов тоже:

  1. Сокращение числа рабочих часов. При сорока часах еженедельно для рабочих-«вредников» неделя уменьшена до 36 часов.Законодательно рабочим не запрещено работать больше, но эти часы учитываются как сверхурочные и оплачиваются по двойному тарифу. Законом запрещена сверхурочная работа, превышающая 120 часов за год.
  2. Кроме оплачиваемого отпуска, предоставляемого каждый год, законодательство «вредникам» обеспечивает дополнительные отпуска. Длительность допотпуска7 дней.
  3. Дополнительные выплаты за негативные факторы. 4% от тарифов работников, занимающих сходные рабочие места в благоприятной среде.Коллективный договор фиксирует решение о выплате повышенных надбавок.
  4. Пенсия сверх установленных сроков. Сверх сроков пенсию предоставляют, если:
  • контакт с отрицательными факторами труда составляет 80% времени трудящегося;
  • название должности не противоречит квалификационному справочнику;
  • стаж на опасной работе — от 12 лет.

По закону мужчины уходят досрочно в 55 лет, а женщины в 50.

  1. Медосмотры внедрены приказом Минздравсоцразвития№302н. Сроки и содержание зафиксированы в приложении к приказу. Обследования проводят на:
  • психические и нервные заболевания;
  • вирус имуннодефицита;
  • туберкулез.

Сотрудники организуют осмотр своими силами, а компания на основе компенсирует расходы, согласно переданным чекам об оплате услуг.Если по заключению, выданному медкомиссией, у работника выявлены ограничения по труду на рабочем месте, его переводят. Если подобные позиции в штате отсутствуют, трудовой контракт расторгают.

  1. Предоставление молока и молочной продукции. Организуют на работах, где обнаружены риски по воздействию.
  2. Предоставление страхования жизни и здоровья. Закон № 125-ФЗ предписывает фирмам предоставлять страхование от несчастных случаев. При неблагоприятных случаях (несчастных) сотрудникам оплачивают суммы по страховке. Работникам гарантирована компенсация лечения, лекарств и восстановления здоровья.
  3. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Их выдают сотрудникам под роспись и проводят обучение по правилам эксплуатации. В состав СИЗ включены:
  • спецодежда;
  • приспособления по защиты дыхания;
  • рук;
  • головы;
  • средства дезинфекции.

Законодательством запрещено совмещение внутри и извне работ, сопряженных с опасными трудовыми условиями 3.1,3.2 и 3.3 классов. Так как подкласс 3.

1 класса условий труда вредный, то для выполнения таких обязанностей несовершеннолетних лиц запрещено привлекать к труду. Беременных сотрудниц ограждают от действия негативных факторов, переводя их другой отдел.

Гарантии и компенсационные выплаты фиксируют в коллективном договоре. При трудоустройстве в фирму с условиями знакомят работников под роспись.

4>Компенсационные выплаты по 3.1, 3.2 и 3.3 классам

По результатам СОУТ класса 3.1 для льгот и компенсаций выплата денежных эквивалентов разрешена законом, как и для двух других подклассов. Компании вправе заменить выдачу молока выплатой сумм, равных его стоимости.

До 2014 года дополнительный отпуск недопустимо было компенсировать деньгами. Роструд объяснил это тем, что питание сотрудник получает сам, а отдыхают сотрудники исключительно при отрыве от процесса работы.

Сейчас частичная замена отпуска возможна, когда положенный по закону отпуск свыше 7 дней. Договоренность с работниками заблаговременно прописывают в доп. соглашении к трудовому контракту.

Компенсационные выплаты рассчитывают согласно среднему заработку рабочего за год. Суммы компенсационных выплат подлежат обложению НДФЛ.

Приказ №185 Министерства здравоохранения утверждает список должностей, относящихся к диапазону риска. Это занятые на:

  • авиации;
  • ж/д;
  • метро;
  • пекари;
  • медики;
  • педагогические работники;
  • сотрудники учреждений исполнения наказания.

При составлении списка специалисты учитывали частоту возникновения профессиональных болезней.

Компенсационные выплаты и гарантии

По итогам работы экспертной комиссии формируется сводная ведомость, где отражются комплексные сведения по составленным картам. Карта спецоценки гарантирует компенсацию льгот и компенсаций.

Укороченная длительность рабочего времени

Трудовая неделя для «вредников» сокращена до 36 часов вместо 40 часов в неделю.Если сотрудник желает работать по общепринятому графику, то часы, отработанные свыше положенных 36 часов, оплачивают как сверхурочные.

Дополнительный отпуск

Минимальная длительность допотпуска за работу с негативными трудовыми условиями — 7 дней. Часть ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, превышающего минимум данного отдыха, заменяют денежной выплатой.

Оплата труда в увеличенном размере

Согласно ч. 2 ст. 147 ТК РФ, размер надбавок к оплате труда сотрудников на вредных работах — 4% оклада, принятого для работы обычных работников. Если спецоценка обнаружила негативные трудовые условия труда и рабочему сократили длительность смены, изменять оклад в сторону уменьшения запрещено.

Право выхода на пенсию до срока

Выход на пенсию до сроков установлен для работающих:

  • в бригадах по ремонту локомотивов;
  • на ж/д и метро;
  • в геолого-разведочных отрядах;
  • на лесозаготовках.

Для лиц, трудящихся во вредных условиях, досрочная пенсия назначаетсяпри необходимой продолжительности стажа на опасных работах.

Вредные условия труда

Показатели, которые характеризуют степень вредности:

  • высокий уровень концентрации пыли воздухе промышленных помещений;
  • слабая освещенность;
  • шум;
  • излучение радиоактивного характера;
  • высокая влажность и высокие температуры;
  • длительное соприкосновение с микробами, химикатами, токсичными веществами.

Выдача продуктов для лечебно-профилактических целей

Лечебно-профилактическое питание (ЛПП) выдают сотрудникам для укрепления здоровья и снижения вероятности приобретения профессиональных болезней. Оно положено классам 3.1, 3.2, 3.3 по спецоценке труда. ЛПП выдают работающим в дни присутствия на работе и в дни нетрудоспособности, если заболевший не госпитализирован.

Состав сотрудников, которым положено ЛПП, утверждает руководитель, согласовав с профсоюзом. Его прилагают к коллективному договору.

Периодичные медосмотры

Схема оказания медицинской помощи работающим на опасных производствах включает три звена:

  • амбулаторно-поликлиническое(А-П);
  • стационарное;
  • санаторно-курортное.

Задачи А-П звена — это профилактика профессиональных болезней и реабилитация работников, с начальными признаками проф. болезней. Выполнению задач способствует организация медосмотров. Периодические медосмотры проводят территориальные медучреждения.

Важно знать

Если зафиксирован несчастный случай или травма во время работы с классом условий труда 3, то компания компенсирует:

  • расходы на закупку медикаментов;
  • получение медицинских услуг;
  • оплату реабилитации.

Профсоюзы контролируют качество спецоценки, соблюдение гарантий, предоставляемых «вредникам», инструктаж по технике безопасности, выдачу СИЗ и их качество.

Возможна ли компенсация деньгами

По нормам, отраженным в ст. 222 ТК РФ, трудящийся вправе по желанию заменить получение молока денежным вознаграждением, но учитывая инфляцию и цены розничной торговли молочной продукцией в пределах расположения компании. Компенсацию платят раз в месяц, по заявлению сотрудника.

Отпуск за «вредность» заменяют деньгами согласно коллективному договору и письменному согласию сотрудника. Согласие оформляют в виде соглашения к трудовому контракту.

Какие профессии потеряют «вредность»

Правительство России рассматривает вопрос о том, как сократить перечень опасных профессий. Из списка вредных планируют исключить:

  • руководителей, выполняющих обязанности под землей;
  • горных мастеров;
  • начальников участков;
  • главных инженеров шахт;
  • заведующих подземными складами.

Сегодня законодательно эти должности из списка опасных не исключены.

Дополнительные страховые взносы в ПФР

Дополнительные страховые взносы в 2019 году в ПФР за вредные условия труда присваивают согласно спецоценке. Комиссия анализирует факторы среды, воздействующие в ходе смены на работника. Чем выше класс опасности, тем выше тариф.

Для сотрудников, занятых в горячих цехах, под землей, установлена ставка 9%. Для прочих лиц действует тариф 6%.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/klass-uslovii-truda-31-32-i-33-po-sout

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Статья 3. Специальная оценка условий труда

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры.  А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет?  Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике.

Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е.

будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ.

Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще).

Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%.

Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2.

Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ, причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах.

Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация.

Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(10 4,10 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/sout-dlya-kazhdogo-426-fz-o-spetcialnoy-otcenke-usloviy-truda/

Специальная оценка условий труда

Статья 3. Специальная оценка условий труда

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Критерии качества  и требования к лабораториям по СОУТ. Реестр лабораторий и экспертов. Подготовка к проведению СОУТ.

Создание комиссии по специальной оценке условий труда. Задачи комиссии. Определение аналогичных рабочих мест. Аналогия и сменность. Отличие рабочего места от рабочей зоны.

  Договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Роль работника в проведении СОУТ.

Проведение СОУТ. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов. Инструментальные исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов, их оценка. Классификация условий труда. Декларирование условий труда. Уточненная декларация. Завершение работ по специальной оценке условий труда. Отчет лаборатории.

Использование результатов СОУТ. Виды и размеры компенсаций по результатам специальной оценки условий труда. Применение повышающих коэффициентов на страховые взносы.

Рабочие места, в отношении которых специальная оценка проводится с учетом особенностей.

***

Специальная оценка условий труда (СОУТ) пришла на смену Аттестации рабочих мест (АРМ) с начала 2014 года. Порядок проведения СОУТ определяет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”. С момента принятия в него несколько раз вносились изменения, последнее из которых (на сегодняшний день) было от 1 мая 2016.

В 2014 году изменилось не только название процедуры, но и принципиальный подход к определению вредности на рабочих местах.

Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда?

Среди предпосылок к уходу от механизма Аттестации рабочих мест особенно громко звучали:

  • Низкая мотивация работодателей, их недостаточная административная ответственность;
  • Высокая стоимость работ;
  • Низкое качество работ по АРМ в силу недостаточной ответственности исполнителей (лабораторий).

Что мы имеем на сегодняшний день?

Ответственность работодателей выросла с принятием изменений в КОАП, но не в части заинтересованности в качестве работы, в самом факте проведения процедуры СОУТ.

Цена работы действительно стала очень низкой. Сегодня на тендерах можно увидеть падение цены менее ста рублей за рабочее место.

К сожалению, это обусловлено не методикой проведения, а все той же незаинтересованностью в качестве, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Огромное количество лабораторий готово брать заказы с минимальной оплатой, поскольку и не собирались не то, что грамотно выполнять работу по установлению вредности на рабочих местах, а зачастую даже приезжать производить замеры.

Ответственность исполнителей повысили, в том числе за счет введения понятия «эксперт». Это тот сотрудник лаборатории, который несет личную ответственность за проделанную работу по специальной оценке. Экспертами становятся после прохождения процедуры сертификации.

На сегодняшний день работают два типа лабораторий. Организации, проводившие Аттестацию рабочих мест на время действия переходного периода (до 2018 года) имеют право проводить работы по СОУТ, не проходя новую аккредитацию и не привлекая к работе экспертов. Как вы понимаете, этот факт еще больше усугубляет печаль ситуации.

Не обязательным, но одним из существенных критериев при выборе подрядчика является наличие лаборатории в новом реестре аккредитованных организаций.

Реестр организаций, проводящих СОУТ можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Посмотреть реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Не лишним будет проверить, имеет ли эксперт, который проводит вам СОУТ действующий сертификат.

Проверить наличие сертификата

Специальная оценка осуществляется работодателем совместно с организацией, отвечающей требованиям ст.19 Федерального закона N426-ФЗ, которая привлекается на основании гражданско-правового договора.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда должна отвечать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Росаккредитацией.

Подготовка к проведению специальной оценке

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Председателем комиссии является работодатель или его представитель. Если председателем комиссии назначается кто-то кроме директора, то не забудьте, что именно ему предстоит подписывать и ставить печать на все документы, и он должен обладать соответствующими полномочиями.

Обратите внимание на то, что сотрудники лаборатории не являются членами комиссии.

Скачать образец приказа о проведении СОУТ

В Федеральном законе №426-ФЗ отсутствует требование об обязательном специальном обучении членов комиссии.

Немного истории.

Источник: http://okhrana-truda.com/usloviya-truda/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda.html

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: