Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Содержание
  1. Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды” и последние важные изменения
  2. Что это за закон, его цель
  3. Краткий обзор ФЗ № 7
  4. Основные принципы и объекты охраны окружающей среды
  5. Экономическое регулирование
  6. Нормирование и экологическая экспертиза
  7. Требования при осуществлении хозяйственной или иной деятельности
  8. Ответственность за неисполнение ФЗ
  9. Последние изменения в законе
  10. Охрана окружающей среды
  11. Объекты охраны окружающей среды
  12. Основные принципы охраны окружающей среды
  13. Закон об охране окружающей среды РФ
  14. Законодательство по охране окружающей среды
  15. Основные принципы охраны естественной среды
  16. Объекты охраны природной среды
  17. Органы власти, занимающиеся госуправлением в природоохранной области
  18. Полномочия органов власти
  19. Экологические права и обязанности граждан
  20. Система государственных мер по обеспечению экологических прав
  21. Экономическое регулирование природоохраны
  22. Федеральные программы экологического развития
  23. Природоохранные требования при ведении хозяйственной и иной деятельности
  24. Государственный контроль в сфере охраны природы
  25. Правовой режим охраны природных объектов
  26. Нормирование в области охраны окружающей среды
  27. Международное природоохранное сотрудничество

Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды” и последние важные изменения

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Конституция РФ устанавливает право граждан на благоприятную природную обстановку и обязанность сохранять ее. На основании этого 10 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон №7 об охране окружающей среды.

Что это за закон, его цель

Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды” — это закон, регулирующий взаимоотношения человека и природы, которые возникают во время реализации деятельности, влияющей на природу, экологию. ФЗ формирует базу для правоотношений в вопросе охраны природы. Документ подвергается постоянным правкам и изменениям, чтобы улучшить экологическое законодательство.

Основная его цель — регулирование социально-экологических вопросов, нацеленных на сохранение окружающей природный среды и биоразнообразия, с учетом интересов граждан и общества.

Краткий обзор ФЗ № 7

Законопроект состоит из 16 глав, каждая из которых посвящена отдельным вопросам в сфере охраны природы.

  1. В первой главе раскрываются основные понятия, которыми оперирует текст закона, основные принципе работы.
  2. В приведенных пунктах раздела перечисляются компетенция власти.
  3. Представлены права и обязанности членов правоотношений в области охраны окружающей среды.
  4. Информация о порядке взимания штрафа, о поддержке охраны экологии государством.
  5. В этой главе раскрывается понятие нормирования.
  6. Вводится понятие экологической экспертизы.
  7. Излагаются определенные требования к деятельности, которая способна оказывать влияние на экологию.
  8. Изложен порядок установления областей ЧС.
  9. Перечислены охраняемые природные объекты, а также особенности их создания.
  10. В этой главе описан порядок реализации мониторинга.
  11. В главе раскрывается основная работа, компетенция государственного экологического надзора.
  12. В статьях этой главы изложены цели и места проведения научных исследований.
  13. Представлены принципы и основы экологического образования.
  14. Перечислены виды ответственности, а также разрешение споров.
  15. Глава рассказывает о принципах и нормах сотрудничества
  16. Излагается вступление в юридическую силу 7-ФЗ.

Основные принципы и объекты охраны окружающей среды

Деятельность, влияющая на экологию, реализуется на основании следующих юридических установок:

  • соблюдение и уважение права людей на благотворную кондицию природной обстановки;
  • сочетание человеческих приоритетов в экологической, социальной, а также экономической сферах с научным обоснованием;
  • защита, разумное пользование и восстановление ресурсов;
  • оценивание влияния на экологию;
  • обязательные проверки деятельности с потенциально возможным нанесением вреда природе;
  • приоритетность сбережения естественных экосистем и комплексов;
  • снижение уровня негативного влияния человека на природу и экологию при помощи доступных технологий;
  • запрет на ведение деятельности с непредсказуемым влиянием на экологию;
  • следование праву граждан на актуальную, достоверную и полную информацию о состоянии экологии;
  • развитие экологического воспитания;
  • сотрудничество государства с остальными странами в вопросе экологии.

В законопроекте вводится понятие «объекты охраны окружающей среды», к ним относят следующие природные компоненты:

  • среда;
  • объекты;
  • комплексы.

Защита осуществляется от порчи, деградации природных объектов и прочего влияния человека.

Экономическое регулирование

Экономическое регулирование в 7-ФЗ — это государственное регулирование с целью решения вопросов, относящихся к охране экологии, с учетом экономических законов. Суть механизма заключается в побуждении субъектов правоотношений относиться более ответственно к окружающей среде с помощью экономических методов и средств.

Негативное влияние на экологию ведет к штрафным санкциям, определенным в тексте 7-ФЗ. К негативному влиянию относят выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, а также хранение и захоронение отходов.

Нормирование и экологическая экспертиза

Нормирование в области охраны окружающей среды — это определение нормативов и стандартов условий экологии, норм воздействия на природу.

Нормирование осуществляется для гарантии экобезопасности и урегулирования негативной для экологии деятельности. Разработка реализуется на основе новейших достижений техники и науки, при этом учитываются стандарты и правила охраны природы на международном уровне.

Экологическая экспертиза позволяет установить соответствие документации обязательным условиям закона. Порядок проведения назначается соответствующим ФЗ-174.

Требования при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Деятельность любого характера, способная влиять негативным образом на природу прямым и/или косвенным путем, обязана осуществляться соразмерно требованиям охраны окружающей среды. Необходимо проводить следующие мероприятия:

  • Сохранение благоприятного состояния природной обстановки;
  • Восстановление экологии;
  • Разумное пользование природных запасов;
  • Ведение экобезопасности;
  • Предотвращение отрицательного влияния на экологию;
  • Ликвидация последствий.

Ответственность за неисполнение ФЗ

Нарушение этого закона влечет следующие виды ответственности:

  • имущественная ответственность;
  • дисциплинарная ответственность;
  • административная ответственность;
  • уголовная ответственность.

Юрлица, также ИП, нанесшие вред во время исполнения проекта, обязаны возместить ущерб согласна методикам и таксам исходя из фактических затрат.

На основании постановления суда вред может быть нейтрализован наложением обязанности по восстановлению экологии лицом, нанесшим вред.

Последние изменения в законе

В редакции от 26 июля 2019 года произошли небольшие корректировки внутри статей, а также добавлено несколько дополнительных пунктов. В первой статье были изменены некоторые формулировки, добавлены новые термины и абзацы. В третьей, пятой и шестой статьях — незначительная редактура.

Четвертая, шестнадцатая, семнадцатая и двадцать восьмая статьи отредактированы и пополнились дополнительными пунктами. Статью под номером 14 принята недействительной. 19-23 статьи переписаны. 31, 32, 67 и 69 статьи дополнены новой информацией.

В 65 статье третий пункт признан утратившим силу, пятой дополнен, а шестой отредактирован.

Источник: https://cleanbin.ru/law/7-fz

Охрана окружающей среды

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Окружающая среда является одной из наиболее фундаментальных категорий современной науки и практики, которая стоит в одном ряду с такими категориями, как мир, экономика, общество, демократия. Окружающая среда является объектом правового регулирования общественных отношений по поводу природы как на национальном, так и на международном законодательном уровне.

Охраной окружающей среды признается система мер, которые направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.

Охрана окружающей природной среды является новой формой взаимодействия человека с природой. Эта форма взаимодействия появилась в современных условиях и представляет собой систему государственных и общественных мер, которые имеют своей целью гармоничное развитие и взаимодействие общества и природы, сохранение существующих экологических сообществ и природных ресурсов.

Замечание 1

Важнейшими факторами окружающей среды являются атмосферный воздух, воздух жилищ, почва и вода. Охрана окружающей среды состоит в сохранении и восстановлении природных ресурсов для того, чтобы предупредить отрицательное воздействие человека на природу и здоровье людей.

Проблема охраны окружающей среды в последнее время стала одной из важнейших задач, потому что в последние годы стали происходить необратимые изменения в природе, которые негативно сказываются на здоровье человека. В результате массового загрязнения природной среды эти проблемы приобрели международный характер и переросли в проблему всей планеты.

Определение 1

Под охраной окружающей среды принято понимать совокупность международных, государственных и региональных мероприятий по защите окружающей среды, закрепленных в правовых актах, инструкциях и стандартах и доводящих требования до каждого конкретного загрязнителя.

Охрану окружающей природной среды составляют:

  1. правовая охрана в виде юридических законов;
  2. материальное стимулирование природоохранной деятельности;
  3. инженерная охрана, разрабатывающая природоохранную и ресурсосберегающую технологию.

Объекты охраны окружающей среды

В соответствии с российским законодательством объектами охраны окружающей среды являются (рис. 1):

  • земли, недра, почвы;
  • воды: поверхностные и подземные;
  • леса, растительные и животные организмы и их генофонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Рисунок 1. Объекты охраны окружающей среды

В первую очередь под охраной находятся естественные экологические системы, природные комплексы и природные ландшафты, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Под особой охраной находятся объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники и заказники, памятники природы и национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие почвы, леса, растительный и животный мир, которые находятся под угрозой исчезновения.

Основные принципы охраны окружающей среды

Основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

  • хозяйственная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду. Субъектами этой деятельности выступают органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления, юридические и физические лица;
  • соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условия для жизни человека;
  • сочетание экономических, экологических и социальных интересов государства, общества и человека с целью устойчивого развития благоприятной окружающей среды;
  • рациональное использование природных ресурсов, являющееся необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение экологической безопасности и создание благоприятной окружающей среды;
  • платность природопользования, в том числе и возмещение ущерба окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • обязательная оценка воздействий на окружающую среду определенной деятельности при принятии решений;
  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при осуществлении на них хозяйственной деятельности;
  • приоритет сохранения естественных экологических систем;
  • соблюдение прав граждан на достоверность информации об окружающей среде;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • развитие системы экологического воспитания и образования, воспитание экологической культуры;
  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ohrana_okruzhayuschey_sredy/

Закон об охране окружающей среды РФ

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Защитить природные богатства от губительного антропогенного воздействия, сохранить воздух, воду и почву для грядущих поколений — цель принятия федерального закона об охране окружающей среды.

Проанализируем нормы, установленные этим законодательным актом, акцентируясь на принципах природозащитной деятельности, экологических правах и обязанностях граждан, их зарегистрированных объединений.

Законодательство по охране окружающей среды

Юридическая база природоохраны заложена в Конституции РФ. 42-я статья гарантирует каждому россиянину право на благоприятную естественную среду, получение точных сведений о ее фактическом состоянии и на материальное возмещение ущерба здоровью либо частной собственности, понесенного при экологическом правонарушении.

В Конституции России закреплены:

  • использование и охранение ресурсов как основы жизнедеятельности жителей данной территории — ч. 1 ст. 9;
  • нахождение земли и неземельных естественных ресурсов во всех предусмотренных формах собственности — ч. 2 ст. 9;
  • нахождение вопросов природопользования в совместном распоряжении Российской Федерации и ее субъектов — пункт в) ч. 1 ст. 72.

Общероссийское законодательство по экологии состоит из природоохранных и природоресурсных законов.

Природоресурсные:

  • Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ;
  • федзакон «О животном мире»;

Основной природоохранный документ — федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7 (далее — Закон об окружающей среде, либо 7-ФЗ). Он подписан Президентом 10 января 2002 года. Нормы, касающиеся обеспечения основополагающих прав на чистую, насколько это возможно, природную среду, есть в законах о здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии.

По мере целесообразности экологические правила дополнительно регламентируются президентскими указами, правительственными постановлениями, нормативно-правовыми актами субъектов федерации.

Всё это следует со 2-й статьи Закона об окружающей, предваренной его основными положениями (ст. 1).

Основные принципы охраны естественной среды

Фундаментальные принципы работы госорганов, региональных и местных властей, юрлиц, частных лиц по защите окружающей среды содержаться в 3-й статье 7-ФЗ.

Обеспечение права человека на чистую естественную среду — существеннейшая цель природопользователей и властных органов. Действуя ради сохранения экобезопасности, они обязаны соблюдать баланс экологических, экономических, социальных интересов.

Советуем почитать:  Этапы утилизации кондиционеров и регулирование законом

Власти всех уровней отвечают за экобезопасность, обязательно занимаясь природоохраной. При этом в России действуют независимые структуры, задание которых — строгий контроль за природопользователями.

Другая важная норма Закона об окружающей — презумпция экологической опасности хозяйственной и всякой другой деятельности (далее — хоздеятельность), которой намереваются заниматься организации и физлица.

Прежде чем принимать решение о допустимости строительства и запуска в той или иной местности нового промпредприятия, энергетического объекта, образования транспортной артерии, другого вмешательства в естественный ландшафт и экосистему, следует производить оценку его влияния на будущее состояние природных систем, проводить экоэкспертизу проектной и иной документации.

Если же хоздеятельность получает все надлежащие согласования и начинается, хозяйствующие субъекты должны добиваться минимальности неблагоприятного влияния на природу, разрабатывая и внедряя соответствующие технологии.

Объекты охраны природной среды

Природные объекты, которым необходима охрана со стороны человека, указаны в 4-й статье Закона об окружающей. Речь идет о ста процентах гидросферы (включая подземные воды), земельных ресурсах (грунтах и глубинах земли), флоре, фауне, воздухе, пласте озона, защищающем атмосферу.

Здесь же приводится список категорий природных объектов, требующих усиленной охраны. Среди прочих в нем значатся:

  • заповедные территории, типы которых выписаны в данном законе;
  • курортные местности и находящиеся в них целительные ресурсы природы;
  • области исконного проживания малочисленных народностей.

К усиленно охраняемым принадлежат объекты, официально признанные представляющими признанную ценность — для науки, рекреации, оздоровления, сохранности исторического наследия и др.

Органы власти, занимающиеся госуправлением в природоохранной области

Госуправление в природозащитной сфере возлагается на властные органы, имеющие полномочия по Основному Закону и конституционно-федеральному закону о Правительстве РФ.

Ведущим федведомством определено Министерство природных ресурсов и экологии. К его преимущественной компетенции относятся охрана природы, воспроизводство ее возобновляемых ресурсов, пользование богатствами фауны, разработка и претворение в действительность мер по экобезопасности, ряд других функций, связанных с общенациональной экологической политикой.

В субъектах РФ создаются госорганы субъектов федерации, уполномоченные на госуправление в природозащитных делах, реализующие необходимые меры.

Полномочия органов власти

По букве ст. 5 Закона об охране окружающей среды, госорганы уполномочены разрабатывать и принимать нормативно-юридические акты по природозащитной деятельности, производить надзор за их претворением в жизнь, проводить надлежащий экоконтроль.

Предписанная федзаконом задача властных структур, управляющих природоохраной — разрабатывать и утверждать федпрограммы по экоразвитию, выступать гарантом их практической реализации.

Советуем почитать:  Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы

Управление охраной природы на заповедных объектах, установление зон экологического бедствия, ведение в них мероприятий по реабилитации природной среды, природозашитный госмониторинг тоже принадлежат к компетенции специально уполномоченных госорганов.

Они же обязаны подвергать ограничительным мерам, приостанавливать и запрещать хоздеятельность, нарушающую природоохранные нормы.

Сбор и публикация сведений о зафиксированном состоянии натуральной среды, претворенных в реальность природоохранных мерах представляет еще одну обязанность властей.

Экологические права и обязанности граждан

По букве 11-й статьей Закона об окружающей, граждане вправе:

  • создавать НКО, целями и уставными заданиями которых выбраны природоохранные мероприятия;
  • документально обращаться в профильные компетентные госорганы за полными объективными сведениями по экологической проблематике, формулировать на бумаге и доставлять им жалобы, предложения, получать официальные ответы на направленные обращения;
  • оказывать содействие властным органам всех уровней в работе над реализацией природоохранных мер;
  • участвовать в гражданских акциях, связанных с отстаиванием экологических прав и интересов юр-, физлиц;
  • инициировать общественную экоэкспертизу, непосредственно ею заниматься;
  • подавать судебные иски о финансовом компенсировании экологического вреда;
  • пользоваться другими правами, представляющими содержательную часть действующих нормативно-юридических актов.

Обязанностью российских граждан и наделенных идентичными экологическими правами иноземных мигрантов, проживающих в РФ, предписано сохранение природы, бережное распоряжение ее богатствами.

Система государственных мер по обеспечению экологических прав

Закон возлагает на властные органы всех уровней обязанность обеспечивать поддержку физлицам и НКО в претворении в действительность их экоправ.

Решая вопросы о размещении промышленных, электроэнергетических, транспортных, сельскохозяйственных, других объектов, по презумпциальному принципу способных навредить природной среде, властно-исполнительные органы обязаны считаться с позицией людей, обитающих на близлежащей территории.

Чиновники, создающие препятствия частным лицам и НКО в добровольной природоохранной деятельности, несут предусмотренную законодательными, внутриведомственными, иными нормами ответственность.

Экономическое регулирование природоохраны

Формы экономического регулирования природоохраны содержатся в 14-й статье. Она предусматривает принятие прогнозов, данных экологами, в качестве основы для прогнозирования соцэкономразвития.

Региональные и федпрограммы по экоразвитию, планирование и реализация экомероприятий, финансирование этой работы тоже относятся к экономической составляющей природоохраны.

Госорганы устанавливают и взимают плату за неблагоприятное воздействие на экологическое состояние, лимитируют это влияние, проводят его экономическую оценку.

Ст. 16 Закона об окружающей посвящена плате за все выписанные в ней (статье) формы вреда природе.

Следующая статья 7-ФЗ устанавливает порядок господдержки работы по природоохране, а 18-я предписывает осуществлять экологическое страхование.

Советуем почитать:  Принцип работы волновых электростанций

Федеральные программы экологического развития

Подготовительное формирование, финобеспечение, выполнение экологических программ производится по букве 15-й статьи ФЗ.

Она обязывает госорганы к мероприятиям по природозащите. Предписывает, что юрлица и ИП, ведущие хоздеятельность, должны принимать собственные меры, призванные воплотить минимальность вреда природной среде.

Указывается, что руководствоваться нужно буквой закона, определяющего порядок природоохранных мероприятий, которые реализуются хозяйствующими субъектами.

Природоохранные требования при ведении хозяйственной и иной деятельности

Требования к хозяйствующим субъектам обозначены в 23-х статьях 7-ФЗ.

Там говорится о регламентировании расположения, постройки, реконструирования, использования сооружений и иных объектов, в их числе:

  • города и села в совокупности жилых строений, хозсооружений, коммунальной инфраструктуры (ст. 44);
  • оборонные объекты, вооружения воинских подразделений, правоохранительных структур (ст. 41);
  • объекты атомной энергетики (ст. 40);
  • объекты сельхозназначения (ст. 42);
  • гидротехнические строения, средства мелиорации (ст. 43);
  • производство транспортных средств (ст. 45);
  • объекты нефтегазодобычи, нефте- и газоперерабатывающие предприятия (ст. 46).

7-ФЗ устанавливает природоохранные правила при утилизации и переработке отходов, территориях охранных зон, изменении формы собственности на хозяйственную недвижимость.

Государственный контроль в сфере охраны природы

Госконтроль в природоохране ведут исполнительные власти. Регламентирование этой их работы, по закону, прерогатива Правительства страны.

7-ФЗ делает определение объектов, которые подлежат федеральному экологическому контролю полномочием Правительства .

Госэконадзору посвящена ст. 65 Закона об охране окружающей среды.

Правовой режим охраны природных объектов

Юридический порядок охраны природных богатств установлен актами:

  • Хоздеятельность, отрицательно влияющая на повышенно ценные охраняемые объекты (см. ст. 4 7-ФЗ), противоправна и подлежит запрету.

Нормирование в области охраны окружающей среды

Пятая глава Закона предписывает производить экологическое нормирование, определяя его цели, а с ними (ст. 20) требования к установке нормативов.

Нормированию в отдельных аспектах посвящаются ст.ст. 21-28. Предусмотрены нормативы выбросов веществ в ходе хоздеятельности, распоряжения отходами, физические воздействий на природную среду.

Далее идут ст. 29-31 об экологических госстандартах, лицензировании ряда разновидностей природоохраны и эко-сертификации.

Международное природоохранное сотрудничество

Внешнеполитическому взаимодействию РФ в природоохранных вопросах посвящена глава XV 7-ФЗ.

По норме ст. 82, международные договоры по проблемам природоохраны, применимые без дополнительных внутригосударственных нормативных документов, исполняются непосредственно. В другом порядке наряду с международным актом действует соответствующий внутригосударственный — имеющий статус закона, президентского указа либо правительственного постановления.

Источник: https://bezotxodov.ru/jekologija/zakon-ob-ohrane-okruzhajushhej-sredy

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: