Статья 3. Аудиторская организация

Содержание
  1. Фз 307 об аудиторской деятельности с последними изменениями
  2. Что представляет собой 307 ФЗ?
  3. Новые поправки
  4. Скачать последнюю редакцию закона
  5. Что нужно знать об обязательном аудите за 2020 год. Изменениям быть, но критерии аудита прежние — Финансы на vc.ru
  6. Об обязательном аудите вообще и критериях, не изменившихся в 2020 году
  7. А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?
  8. Обязаловка, но польза
  9. Полезно знать. Условия обязательного аудита
  10. Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов
  11. Статья 9. Аудиторская тайна
  12. Статья 6. Аудиторское заключение
  13. Аудит компании – зачем проводить и как сделать это правильно
  14. Основная цель аудиторской проверки
  15. Виды аудита предприятия
  16. Что подлежит оценке при проведении аудита
  17. Этапы проведения процедуры
  18. Где найти образец распоряжения о проведении аудита, кто готовит план проведения аудита
  19. С чего начинается проведение аудита на месте, как происходит проверка
  20. Анализ данных и подготовка заключения
  21. Обязательный аудит в 2020 году
  22. Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году
  23. Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности
  24. Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год
  25. 1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки “Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ” в бухгалтерском балансе за 2019 год

Фз 307 об аудиторской деятельности с последними изменениями

Статья 3. Аудиторская организация
Бесплатная консультация юриста по телефону:

В настоящее время — время бурно развивающейся рыночной экономики — трудно представить более-менее крупную компанию, которая может вести свою деятельность без услуг аудиторских экспертов. Работа аудиторов включает в себя проверку отчетности бухгалтеров, налоговых деклараций, платежной документации и других видов финансовых документов.

Основываясь на рекомендациях и заключениях аудита, предприниматели обеспечивают своему бизнесу большую безопасность и стабильность, поскольку аудит позволяет выявить слабые места в финансовой деятельности фирмы и своевременно их устранить.

Что представляет собой 307 ФЗ?

Федеральный закон N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2008 года.

Закон N 307-ФЗ об аудиторской деятельности является основным нормативным актом, регулирующим аудит в России. Закон содержит все базовые понятия, существующие в сфере аудиторской деятельности, такие как: аудит, аудитор, аудиторская организация и др., обозначает права, обязанности и ответственность сторон, раскрывает требования по аттестации и так далее.

Структурно закон о деятельности в сфере аудита представлен 26-ю статьями. Рассмотрим краткое содержание, перечислив его основные аспекты:

  • Понятие аудиторской деятельности;
  • Законодательная база;
  • Аудитор, аудиторская организация;
  • Обязательный аудит;
  • Аудиторское заключение;
  • Стандарты аудиторской деятельности и профессиональный кодекс;
  • Независимость специалистов и организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • Аудиторская тайна;
  • Контроль качества работы, в том числе внешний, осуществляемый уполномоченным федеральным контрольным органом;
  • Квалификационный аттестат. Основания и порядок его аннулирования;
  • Права и обязанности индивидуальных аудиторов и профильных организаций;
  • Права и обязанности заказчика аудита и лица, в отношении которого он проводится;
  • Государственное регулирование;
  • Совет по аудиторской деятельности, профильные саморегулируемые организации, требования к членству в СРО;
  • Ведение реестра исполнителей в сфере аудиторской деятельности и государственного реестра саморегулируемых организаций;
  • Дисциплинарные и иные меры, применяемые в отношении аудиторов;
  • Государственный надзор за СРО в сфере аудиторской деятельности.

За время своего существования, закон о деятельности в сфере аудита претерпевал многократные изменения (более 15 изменяющих документов). Действующая ныне редакция закона датируется маем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Также прочтите последние изменения в ФЗ 61. Ссылка здесь:

Новые поправки

С выходом в мае 2017 года Федерального закона N 96-ФЗ «О внесении изменений…», в закон об аудиторской деятельности были введены очередные поправки, коснувшиеся сразу восьми статей в той или иной мере.

В части 4 статьи 5ФЗ-307 было прописано, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности большинства государственных учреждений и предприятий (полный список см. в тексте закона об аудите, ссылка на скачивание дана в последнем подзаголовке статьи) заключается по результатам открытого конкурса, который проводится не реже, чем один раз в пять лет.

Часть 7 статьи 10ФЗ-307 была сокращена. Второе предложение, гласившее о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской фирмы, оформление ее результатов и перечень типовых вопросов устанавливает уполномоченный федеральный орган, — было исключено.

Часть 8 статьи 10 о плановой внешней проверке качества работы аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов была изложена в другой редакции, пополнившись пунктами 1 и 2. Такая проверка осуществляется саморегулируемой организацией начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об исполнителе в сфере аудиторской деятельности в реестр:

  1. В отношении аудиторских фирм, которые проводят обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 закона — не чаще раза в год и не реже одного раза в три года;
  2. Проверка индивидуальных аудиторов и профильных компаний — также не чаще раза в год и не реже одного раза в 5 лет.

Части 9 и 11 статьи 10 ФЗ-307 были признаны утратившими силу. В части 10 той же статьи закона были исключены слова «или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору».

Закон 307-ФЗ об аудите и аудиторской деятельности также был дополненстатьей 10.1 о внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, проводимом государственным контрольным органом. В статье дается ссылка на ч. 3 ст. 5, очерчивающую круг организаций, входящих в эту категорию.

Также в статье прописан порядок уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита, периодичность плановых проверок аудиторских фирм, основания для внеплановой проверки, максимальный срок проведения плановой и внеплановой проверок, основания для его продления и обязательство контролирующего органа информировать о результатах проверки соответствующую саморегулируемую организацию. Подробнее читайте в тексте закона об аудиторской деятельности.

Пункт 6 части 1 статьи 12 об основаниях и порядке аннулирования квалификационного аттестата аудитора был дополнен пунктом «б.1». Аттестат может быть аннулирован по причине неосуществления аудитором своей профильной деятельности в течение 3 лет подряд.

К числу исключений из данного правила отнесли должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских фирм, проводящих обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст.

5 настоящего закона.

Пункт 3 части 5 статьи 16 после слов «в сфере развития предпринимательской деятельности,» был дополнен словами «уполномоченного федерального органа по контролю и надзору».

Пункт 4 части 5 статьи 16ФЗ-307 был изменен. Таким образом, представители от саморегулируемых организаций аудиторов, входящие в состав совета по аудиторской деятельности, подлежат ротации один раз в три года.

Часть 9 статьи 19 ФЗ-307 была дополнена словами «если иное не предусмотрено настоящим законом».

Пункт 5 части 6 статьи 20 о мерах дисциплинарного воздействия был дополнен.

К списку нарушений, способных повлечь за собой последствия в виде предписания, направленного СРО аудиторов, членом которой является исполнитель, допустивший нарушение, с требованием об исключении сведений о данной аудиторской организации из реестра, добавилось нарушение требований части 2 статьи 10.1. Чтобы понять всю суть, советуем ознакомиться с полным текстом статьи.

Также статья 20 закона была дополнена частями 6.1 и 6.2. Саморегулируемые организации, работающие в сфере аудиторской деятельности, при получении предписаний, предусмотренных пунктами 3 — 5 ч. 6 ст.

20, обязаны внести соответствующую запись в реестр в течение 7 рабочих дней с момента получения.

Данные предписания отправляются уполномоченным федеральным контрольным органом письмом с уведомлением о вручении либо иным путем, позволяющим зафиксировать факт и дату их вручения.

Часть 9.2 статьи 23 также была признана утратившей силу.

Рассмотрим подробнее отдельные статьи настоящего федерального закона.

Статья 5 закона 307-ФЗ об обязательном аудите.

Часть 1 статьи 5 закона обозначает круг компаний и обстоятельств, при которых те подпадают под обязательный аудит:

  • Акционерное общество;
  • Ценные бумаги участвуют в организованных торгах;
  • Кредитные, страховые, клиринговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организаторы торговли, негосударственные пенсионные и иные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов (кроме государственных внебюджетных);
  • Компании, выручка которых от продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг за предыдущий год превысила 400 млн. руб. либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец года составила более 60 млн. руб. Исключением являются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, а также сельскохозяйственные кооперативы и их союзы;
  • Если компания представляет (раскрывает) годовую сводную бухгалтерскую отчетность. Исключениями также являются органы госвласти и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные учреждения;
  • Иные организации. Подробнее в справочной информации по обязательному аудиту (ст. 5 307 ФЗ).

Часть 2 статьи предписывает, что обязательный аудит должен проводиться каждый год.

Часть 3 5-ой статьи настоящего закона ограничивает круг компаний, аудит бухгалтерской отчетности которых вправе осуществлять только аудиторские организации.

Это компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые учреждения, негосударственные пенсионные фонды и компании с долей государственной собственности в уставном фонде не менее 25%.

Также лишь аудиторские фирмы вправе осуществлять аудит финансовой отчетности, включенной в проспект ценных бумаг, и консолидированной отчетности.

Часть 4 статьи 5 закона об аудите гласит о том, что договор на проведение обязательной аудиторской проверки финансовой отчетности определенных компаний заключается на основе результата открытого конкурса в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок, не реже одного раза в пять лет. К числу таких относятся организации, в уставном капитале которых доля госсобственности — не менее 25 %, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Часть 5 статьи 5-ой рассматриваемого закона обозначает, что если объем выручки от продажи компании, которая подлежит аудиторской проверке, не превысил за предыдущий год одного млрд.

руб., то в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита обязательно должны участвовать аудиторские организации, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Часть 6 статьи 5 ФЗ-307 прописывает обязательность внесения результатов обязательного аудита в Единый реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Это обязательство ложится на заказчика аудита.

В сообщении должны быть указаны сведения об аудируемом лице и аудиторе:

  • Наименования, ФИО;
  • Идентифицирующие данные (ИНН, ОГРН для юрлиц, СНИЛС при их наличии);
  • Перечень бухгалтерской отчетности, по которой проводился аудит и период, за который она была составлена;
  • Мнение исполнителя аудита о достоверности финансовой отчетности с указанием существенных обстоятельств, если таким образом не будут раскрыты государственные или коммерческие тайны.

В качестве ремарки следует также затронуть такое понятие, как инициативный аудит — аудит, проводимый по заказу руководства. Проводится по той же методике, что и обязательный.

Его целью является выражение мнения независимого проверяющего о достоверности финансовой отчётности.

Основное отличие инициативного аудита в том, что проверка проводится по желанию заказчика услуг аудитора.

Собственно закон об аудит. деятельности не содержит такого понятия как «инициативный аудит». Как инициативный, так и обязательный аудиты должны соответствовать федеральным стандартам.

Если инициативный аудит необходим исключительно для внутреннего пользования (проводится по заказу управления или собственников), и нет необходимости в аудиторском заключении, такую проверку целесообразнее провести в ином формате, например, как контроль соблюдения налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.

В статье 8 закона 307-ФЗ о независимости аудиторских организаций и аудиторов затрагиваются следующие вопросы:

  • При каких обстоятельствах не может проводиться аудит;
  • Каким образом определяются порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита (в т. ч. обязательного);
  • Прописана функция СРО аудиторов по принятию одобренных советом правил независимости аудиторов, а также право включать при этом собственные дополнительные требования;
  • Запрет на действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие потенциальный риск такой ситуации. Говоря кратко, у аудитора не должно существовать заинтересованности, которая способна повлиять на мнение и заключение.

Скачать последнюю редакцию закона

В этой статье мы постарались раскрыть основные положения закона, наиболее важные аспекты, такие как обязательный аудит и независимость аудиторской деятельности, а также рассмотрели последние поправки, внесенные в мае текущего года.

Источник: https://lawlinks.ru/fz-307-ob-auditorskoj-deyatelnosti/

Что нужно знать об обязательном аудите за 2020 год. Изменениям быть, но критерии аудита прежние — Финансы на vc.ru

Статья 3. Аудиторская организация

Последняя новость о повторном вынесении Минюстом на общественное обсуждение проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где про обязательный аудит говорится в части повышения штрафов, добавила поводов для волнения многим предпринимателям: ответить рублем придется не только за непредоставление обязательной для аудита отчетности и аудиторского заключения, но и за несоблюдение установленных сроков, и штрафы все-таки планируют повышать.

Расскажем, в каких случаях необходимо провести обязательный аудит, как это эффективно сделать, чтобы получить не только аудиторское заключение, но и страховку от налоговых претензий и предотвратить возможные штрафы.

Об обязательном аудите вообще и критериях, не изменившихся в 2020 году

1. Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, подтверждающая ее достоверность; обязанность его проводить есть у тех, у кого:

1.1. Выручка > 400 млн руб. или валюта баланса > 60 млн руб. за предыдущий год.

1.2. Форма собственности: АО, банк, страховая компания, ОЗХС.

1.3. Консолидированная отчетность и иные особенности, соответствующие другим требованиям законов 307-ФЗ, 208-ФЗ

2. Доверить аудит лучше аудиторской компании, состоящей в действующем СРО и прошедшей внешний контроль качества своей деятельности, или частному аттестованному аудитору (тут высокие риски и есть запреты, например, если ваша организация является государственной корпорацией, негосударственным пенсионным фондом, кредитной, страховой организацией и т.д.).

3. С 1 января 2017 года деятельность аудиторов диктуют и Международные стандарты аудита (МСА).

А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?

Список организаций для проведения обязательного аудита довольно большой, часто меняется и всегда в доступе на сайте Минфина РФ. Перечислим лишь критерии обязательного аудита:

  • акционерные общества;
  • все виды пенсионных фондов;
  • государственные компании;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • политические партии и многие другие.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, или объем выручки составляет от 400 млн руб. в год и сумма активов баланса на конец года более 60 млн. руб. Или если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

Для сравнения критериев в целях обязательного аудита за 2020 год берется выручка за 2019 год и стоимость активов на 31 декабря 2019, а для обязательного аудита за 2019 год необходимы данные по итогам 2018 года.

Обязаловка, но польза

Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное.

Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит.

С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.

Преимущества системного комплексного обязательного аудита:

  • Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке аудит всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы. Тогда как системный аудит и помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом и налогами дают возможность работать спокойно и эффективно.
  • Системный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения в моменте. Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски. Появляются существенные новые возможности оптимизации — использования законных финансовых и налоговых резервов (новые правила применения ПБУ 18/02 в 2020 году и других положений по бухучету и налогу на прибыль).
  • В результате единовременного аудита компания имеет аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности. Результат системного комплексного обязательного аудита — постоянная поддержка профессионалов в течение всего года: аудиторов и налоговых юристов, то есть возможность не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.
  • Некоторые активные аудиторские организации в Москве предоставляют летом своим клиентам полезные бонусы и подарки! Например, группа компаний «Правовест Аудит» (16 место в рейтинге RAEX) дарит клиентам:актуализацию Учетной политики на 2020 год «под ключ» при заключении договора на аудит летом — узнать цену за 1 мин >>; видеокурс «Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“: применяем на практике» — в подарок всем, кто заполнит Анкету на аудит.
  • Наконец, системный комплексный обязательный аудит — возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.

Подробнее о системном комплексном обязательном аудите

«Основные цели независимого аудитора и проведения аудита в соответствии с международными стандартами аудита — повысить степень уверенности предполагаемых пользователей в финансовой отчетности».

ТОП 5 выгод антикризисного аудита

Качество аудита сильно зависит от профессионализма и опыта аудиторов. Время лучших из них забронировано на год вперед. Чем ближе финальная дата сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем ниже возможность воспользоваться именно их услугами. И снова выручает системный комплексный обязательный аудит, когда профессионалы определены заранее и сопровождают вас в течение года.

Полезно знать. Условия обязательного аудита

Описывать регламенты не будем: законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, часто уточняется.

Скажем лишь, что на сегодняшний день при проведении обязательного аудита аудиторы руководствуются 48 стандартами (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

В свою очередь, МСА влияют на работу с документацией, усложняя аудит и требуя высокой квалификации специалистов и одновременно систематизируя, делая более полезным для бизнеса.

Нужно знать, что за 2019 год аудиторское заключение подается в налоговые органы в электронном виде вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью (ст. 18 № 402-ФЗ) или не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, до 31 декабря 2020 года включительно, а за 2020 год — не позднее 31 декабря 2021 года соответственно.

Источник: https://vc.ru/finance/134818-chto-nuzhno-znat-ob-obyazatelnom-audite-za-2020-god-izmeneniyam-byt-no-kriterii-audita-prezhnie

Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов

Статья 3. Аудиторская организация

1.Аудитне может осуществляться:

  • аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
  • аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);
  • аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми заключены договоры страхования ответственности этих аудиторских организаций.

Статья 9. Аудиторская тайна

Аудиторскуютайну составляют любые сведения идокументы, полученные и (или) составленныеаудиторской организацией и ее работниками,а также индивидуальным аудитором иработниками, с которыми им заключенытрудовые договоры, при оказании услуг,предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом, за исключением:

  • сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
  • сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторскаяорганизация и ее работники, индивидуальныйаудитор и работники, с которыми имзаключены трудовые договоры, обязанысоблюдать требование об обеспеченииконфиденциальности информации,составляющей аудиторскую тайну.

Передачасведений и документов, составляющихаудиторскую тайну, третьим лицам.

Федеральнымзаконом и другими федеральными законами,обязаны соблюдать требование обобеспечении конфиденциальности документов.

Статья 6. Аудиторское заключение

1.Аудиторскоезаключение –официальный документ, предназначенныйдля пользователей бухгалтерской(финансовой) отчетности аудируемых лиц,содержащий выраженное в установленнойформе мнение аудиторской организации,индивидуального аудитора о достоверностибухгалтерской (финансовой) отчетностиаудируемого лица.

2.Аудиторскоезаключение должно содержать:

1)наименование “Аудиторское заключение”;

2)указание адресата (акционеры акционерногообщества, участники общества с ограниченнойответственностью, иные лица);

3)сведения об аудируемом лице: наименование,государственный регистрационный номер,место нахождения;

4)сведения об аудиторской организации,индивидуальном аудиторе: наименованиеорганизации, фамилия, имя, отчествоиндивидуального аудитора, государств енныйрегистрационный номер, место нахождения,наименование саморегулируемой организацииаудиторов, членами которой являютсяуказанные аудиторская организация илииндивидуальный аудитор, номер в реестреаудиторов и аудиторских организаций;

5)перечень бухгалтерской (финансовой)отчетности, в отношении которой проводилсяаудит, с указанием периода, за которыйона составлена;

6)сведения о работе, выполненной аудиторскойорганизацией, индивидуальным аудиторомдля выражения мнения о достоверностибухгалтерской (финансовой) отчетностиаудируемого лица (объем аудита);

7)мнение аудиторской организации;

8)указание даты заключения.

Частиаудиторского заключения:

  • Вводная часть
  • Аналитическая часть
  • Итоговая часть

Видыаудиторского заключения:

  • Безусловно положительное – мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражения активов или пассивов.
  • Условно – положительное – мнение аудиторской фирмы означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных случаях отражение активов и пассивов.
  • Отрицательное – мнение аудиторской фирмы означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов.
  • Отказ от выражения мнения – аудиторская фирма не может выразить мнение по каким – либо причинам.

Источник: https://studfile.net/preview/3795988/page:2/

Аудит компании – зачем проводить и как сделать это правильно

Статья 3. Аудиторская организация

Аудит компании осуществляется с разными целями, которые сводятся к желанию понять и улучшить финансовое положение предприятия. В связи с этим возникает много вопросов о сути и алгоритме данной процедуры. Именно об этом мы и расскажем в настоящей публикации.

Изображение для статьи приобретено в фотобанке Shutterstock

Основная цель аудиторской проверки

В силу требований п. 3 ст. 1 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — Закон об аудите, закон № 307-ФЗ) аудит подразумевает исключительно проверку и анализ финансовой (бухгалтерской)отчетности. Остальные виды аудита (промышленный,технический, кадровый и т. п.

) определения на законодательном уровне не имеют. Они необязательны для проведения и осуществляются в порядке, который избирает лицо, их назначившее, либо аудитор.

Главным нормативным источником, регламентирующим отношения по вопросам аудита, является Закон об аудите. В силу ч. 3 ст.

 1 указанного акта аудит проводят с целью:

  • Определения достоверности отраженных в бухгалтерской отчетности хозяйственных операций.
  • Проверки соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности действующему законодательству.

При этом рассматриваемая процедура не отменяет проверок, осуществляемых государственными и муниципальными органами. В некоторых случаях проведение аудита компании особенно важно. Например, он необходим, если:

  • процедура обязательна для фирмы;
  • надо подтвердить свою состоятельность перед будущим партнером, покупателем или потенциальным инвестором;
  • есть желание проверить работу бухгалтерии;
  • на аудите настаивает один из участников юридического лица;
  • требуется оптимизация финансовой деятельности и минимизация налогового бремени;
  • происходит смена главного бухгалтера и иных материально ответственных лиц;
  • грядет налоговая проверка.

Виды аудита предприятия

Выделяют различные виды аудиторских проверок предприятия:

  • По признаку обязательности:
  • обязательные;
  • инициативные.
  • По статусу проверяющего субъекта:
  • внутренние;
  • внешние.

Обязательный аудит, согласно ст. 5 закона № 307-ФЗ, ежегодно проводится в следующих компаниях:

  • акционерных обществах;
  • кредитных, страховых организациях, бюро кредитных историй;
  • организациях — участниках рынка ценных бумаг;
  • организациях с выручкой от 400 млн руб. в год или активами от 60 млн руб.;
  • прочих, обязанных проводить аудит в силу иных правовых актов (например, организациях-застройщиках, микрофинансовых компаниях).

Инициативный осуществляется по решению самого предприятия. Как правило, требуется участникам организаций с целью проверки их финансово-хозяйственной деятельности.

Внешний реализуется независимым от проверяемой компании субъектом. Обычно для этого приглашается индивидуальный аудитор или аудиторская компания.

Внутренний проводится внутренней аудиторской службой с целью контроля, мониторинга и анализа бухгалтерской и финансовой сфер предприятия.

Что подлежит оценке при проведении аудита

Объектами изучения при аудите предприятия, согласно действующему законодательству, а также в соответствии со сложившейся деловой практикой, являются:

  • бухгалтерская первичная документация;
  • бухгалтерские регистры;
  • документы, отражающие финансовые операции;
  • налоговая отчетность.

Для более полной проверки деятельности аудитор может исследовать также кадровые и юридические документы.

Основным критерием, который оценивается при аудите, является достоверность. В процессе исследования проверяется:

  • насколько точно и обоснованно (в соответствии с действующим законодательством) внесены данные в финансовую отчетность предприятия;
  • насколько реально на их основе сделать правильные выводы о финансовом состоянии аудируемого субъекта и принять адекватные решения.

Этапы проведения процедуры

Для того чтобы провести процедуру грамотно и правильно, необходимо разработать ее четкий план и следовать ему в дальнейшем. Независимо от организационно-правовой формы проверяемого субъекта и вида процедуры можно выделить следующие этапы проведения аудита:

  • Издание распоряжения о проведении процедуры.
  • Разработка плана проверки, выбор методики проведения.
  • Изучение документации, оценка вводных данных.
  • Реализация методик, по которым будет осуществляться аудит.
  • Анализ данных и подготовка заключения.

Это примерный план, которому следуют чаще всего, поскольку он наиболее последователен и логичен. Далее расскажем подробнее о процедуре, чтобы вы смогли получить представление о каждом из перечисленных этапов.

Где найти образец распоряжения о проведении аудита, кто готовит план проведения аудита

На первом этапе принимается решение о проведении аудита:

  • руководителем предприятия;
  • участниками юридического лица.

Отметим, что проверка по инициативе одного из участников проводится за его счет, хотя потом при общем согласии остальных учредителей эту сумму могут и компенсировать. При этом в любом случае конечным документом должен стать распорядительный акт о проведении аудиторской проверки компании. Образец такого распоряжения можно скачать на нашем сайте.

Скачать картинку

После издания локального распоряжения либо формируется комиссия, проводящая процедуру, либо заключается договор с избранной аудиторской компанией или индивидуальным аудитором.

В соглашении прописываются среди прочего сроки, методы и общая программа проверки (план).

В зависимости от целей и задач аудита, специалисты (члены комиссии либо профессиональные аудиторы) предлагают индивидуальный план, в котором отражается стратегия аудита, участки изучения, глубина анализа деятельности предприятия.

С чего начинается проведение аудита на месте, как происходит проверка

Сначала специалист (или группа специалистов) проводит знакомство с фирмой, для чего:

  • изучает учредительные документы;
  • оценивает финансовую устойчивость предприятия;
  • анализирует кадровый состав и компетенцию сотрудников.

Все это делается для того, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо препятствий для начала основной работы. На этом же этапе осуществляется сбор всех необходимых данных.

Стратегию процесса, как говорилось выше, специалист выбирает сам. Методик же проведения аудита существует несколько:

  • Сплошная проверка, в ходе которой просматривается все и на всех уровнях. Используется нечасто, так как изучить всю документацию и отчетность в крупных компаниях проблематично.
  • Выборочная, в ходе которой исследуется отдельная часть документооборота. Документы могут быть выбраны для проверки как случайно, так и по датам либо временным интервалам.
  • Комбинированная, предполагающая, что какие-то сферы изучаются сплошным потоком, какие-то — выборочно.
  • Камеральная, проводящаяся путем запроса необходимых данных, т. е. без выезда на объект.
  • Фактическая проверка, в ходе которой производится выезд на предприятие с последующим рассмотрением документов и опросом сотрудников.

Анализ данных и подготовка заключения

После получения необходимых данных аудитор анализирует их. По результатам делаются выводы, формируется заключение и даются рекомендации.

Аудиторское заключение — это официальный итоговый документ, который содержит ответы на вопросы, касающиеся:

  • правильности составления отчетности;
  • полноты сведений в проводках;
  • соответствия законодательству;
  • достоверности финансового результата.

***

Таким образом, проведение аудита всегда идет на пользу компании, особенно если в результате выявляются недочеты. Именно поэтому очень важно правильно подойти к организации процедуры и выбрать специалистов, обладающих специальными познаниями в проверяемой отрасли. Не менее важно по результатам мероприятий устранить выявленные недостатки.

***

Еще больше интересной и полезной информации здесь: https://nsovetnik.ru/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nsovetnik/audit-kompanii-zachem-provodit-i-kak-sdelat-eto-pravilno-5ba8ad12519f9a00aa9337f3

Обязательный аудит в 2020 году

Статья 3. Аудиторская организация
Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2020 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. 

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.

2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики. 

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки “Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ” в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой, в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1). 

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “НЕТ”.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “ДА” и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны. 

Источник: https://buh.ru/articles/documents/103596/

О законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: